«Кривозуб бежал по полю, на бегу отправляя sms-ки о том, что его похитили»
Это резонансное уголовное дело в Барышевском районном суде Киевской области слушали едва ли не втайне от всех. Ни одному из представителей потерпевшей стороны — ни дочке убитого генерального директора авиакомпании «Крунк» Василия Кривозуба, ни адвокату Андрею Мамалыге — не сообщили о том, когда в суде будет оглашаться приговор.
О том, что Сергея Демишкана (сына известного политика), обвиненного в похищении человека, приговорили к трем годам условно, абсолютно случайно узнали журналисты украинского телеканала TВi. Информация тут же стала достоянием общественности.
Напомним, 62-летний Василий Кривозуб исчез 20 ноября 2007 года. Утром, как обычно, он поехал на работу, а примерно в два часа дня неожиданно сообщил по телефону своим близким, что вынужден уехать на неделю из Киева. Все последующие попытки созвониться с Кривозубом были тщетными. Его телефон не отвечал.
*Об убийстве Василия Кривозуба «ФАКТЫ» впервые рассказали в январе 2008 года
— Скорее всего, Василий Кривозуб позвонил домой в тот момент, когда он со своими похитителями уже находился в их машине, за пределами столицы, — рассказывает старший оперуполномоченный по особо важным делам Управления по борьбе с организованной преступностью города Киева Вадим Матвейчук. — Кривозуба вывезли в село Коржи Барышевского района Киевской области и, не объясняя, что от него хотят, заперли в строительном вагончике на чьей-то даче. Судя по всему, бандиты сами до конца не понимали, что им делать дальше, хотя, как стало известно в ходе следствия, они тщательно планировали операцию. Примерно за неделю до похищения гендиректора авиакомпании они устроили за ним слежку. Выяснили, где он бывает, с кем общается, каков его маршрут движения на работу и с работы.
Сразу же после того, как Василий Кривозуб позвонил жене и сообщил, что неделю его не будет в Киеве, злоумышленники отобрали у него два мобильных телефона. Однако не учли, что у заложника была еще одна мобилка, которую он спрятал. Примерно в три часа ночи 21 ноября на телефон зятя и дочки пришли три sms-сообщения с одинаковым текстом. Видимо, Василий Иванович торопился, поэтому sms-ки получились странными: «Меня похитили. Я в районе барышевая». Вероятно, имелась в виду Барышевка. В одном из сел недалеко от этого населенного пункта преступники и держали в заложниках Василия Кривозуба.
— В ночь с 21 на 22 ноября Кривозубу удалось бежать, — продолжает Вадим Матвейчук. — Его охранял один из бандитов — Курдин. И он, скорее всего, потерял бдительность. Кривозуб бежал по полю, на бегу отправляя одну за другой sms-ки. Кстати, одно сообщение было отправлено на мобильный телефон сотрудника СБУ, который хорошо знал Кривозуба и курировал авиапредприятие, возглавляемое Василием Ивановичем. Однако сотрудник Службы безопасности Украины решил, что его разыгрывают, и, не придав значения сообщению… стер его и отправился спать дальше. Обнаружив пропажу заложника, Курдин погнался за ним и настиг его метрах в пятидесяти от дома. После этого бандит затащил Василия Кривозуба обратно к сторожку, уложил на кровать и пристегнул наручниками.
После попытки побега Кривозуба решили убить. В уголовном деле есть показания похитителей, а также их явки с повинной. Вот выдержка из одного из показаний Курдина.
«…Демишкан высказался о своем намерении убить Кривозуба. Кривозуб не слышал этих слов. Я стал отговаривать Демишкана от убийства. Однако тот сказал, что хочет отомстить Кривозубу. Он сказал: «Вон у меня как раз железяка валяется в багажнике. Мы его скинем в воду».
На первом допросе 19 декабря 2007 года Курдин рассказал, как Демишкан предложил убить Деда (так бандиты между собой называли Кривозуба), как затем они вывезли его из дома, где держали, как ждали сумерек, как утопили в канале. В протоколе от 9 апреля 2008 года он подробно описал процесс преступления, цитируя Демишкана: «Демишкан говорил Кривозубу, что тот уже свое отжил. По дороге я дал Кривозубу водку. Он опьянел, стал что-то бормотать, петь и говорить мне, что я хороший человек. Это злило Демишкана. Кривозуб сильно нервничал, так как, очевидно, понимал, что его убьют». Еще из показаний Кудрина: «До этого, когда Демишкан привязывал Кривозуба к батарее, чтобы было плотнее, он наступил ногой на Кривозуба, который лежал на батарее спиной. От этого Кривозуб аж крякнул».
Впоследствии судмедэксперт напишет: «Демишкан, наступив на грудную клетку Кривозубу, сломал ему два ребра».
«Когда я помог Демишкану положить Кривозуба с батареей на перила моста, Кривозуб был живой и что-то невнятно говорил. Мы столкнули его в воду», — писал в своих показаниях Курдин.
Об этом на допросах рассказывали сами похитители. Позже они изменили свои показания. Приговором вышеприведенные обстоятельства не подтверждены.
*15 февраля 1989 года подполковник Василий Кривозуб (справа) вместе с командующим 40-й армией генералом Борисом Громовым в числе последних советских воинов покидали Афганистан. Через 18 лет, в день, когда в Москве Василию Ивановичу должны были вручать боевой орден, в канале было найдено его тело
Как выяснилось, одним из похитителей Василия Кривозуба оказался его давний знакомый Сергей Демишкан — летчик с большим стажем, работник ОКБ имени Антонова, сын депутата Верховной Рады. Демишкан хотел купить у Кривозуба самолет. Неизвестно, для чего ему нужен был именно этот Ан-26. Возможно, он хотел его потом перепродать подороже, а может, думал организовать собственную авиакомпанию. Рыночная стоимость самолета — примерно 300 тысяч долларов, но Демишкан хотел купить его у Кривозуба за 140 тысяч. Мол, в следующем году у этого Ан-26 все равно заканчивается срок эксплуатации. Однако Василий Иванович продолжал стоять на своем: 300 тысяч — и точка.
В авиакомпании «Крунк» было всего четыре самолета — и все Ан-26. Конечно, потеря одного из них существенно ослабляла компанию. Видимо, поэтому Кривозуб и не хотел продавать самолет Демишкану так дешево.
Сначала судья Апелляционного суда Киева Ирина Григорьева отправила дело на дополнительное расследование, а потом и вовсе отпустила главного фигуранта этого уголовного дела Сергея Демишкана на подписку о невыезде. После того как прошло дополнительное расследование, Барышевский районный суд вынес приговор криминальной троице.
— Меня, человека, представляющего интересы дочки убитого Василия Кривозуба, даже не пригласили на заседание, — говорит адвокат потерпевшей стороны Андрей Мамалыга. — О том, что был вынесен приговор, я узнал совершенно случайно, из интернета, просматривая «Единый реестр судебных решений». Когда точно состоялся суд, я тоже не могу выяснить. Два идентичных приговора в реестре датированы 13 и 23 ноября прошлого года. Но, судя по регистрационным номерам этих документов, у меня вообще возникло сомнение, что приговор оглашался в ноябре. Скорее всего, в интернете он появился уже после Нового года.
— Вы считаете, что приговор слишком мягкий?
— Конечно. Человека похищают, убивают. Причем убивают жестоко. Привязывают чугунную батарею к спине и топят его. А в результате — все фигуранты этого уголовного дела получают минимальные сроки. Обратите внимание на приговор. Вина Демишкана, Левченко и Курдина доказана. Об этом говорится в приговоре. Но наказание для каждого из подсудимых выбиралось минимальное. Так, за похищение человека Уголовный кодекс Украины предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы. По этой статье судья Барышевского районного суда Владимир Еременко выносит приговор Демишкану — пять лет. За незаконное обращение с оружием можно попасть в тюрьму на срок от двух до пяти лет. Демишкан снова получает минимальное наказание — два года. По статье «Принуждение к выполнению гражданско-правовых норм группой лиц опасным для жизни и здоровья способом» — от четырех до восьми лет. И снова минимальное наказание — четыре года лишения свободы. Далее судья путем поглощения менее тяжкого наказания более тяжким приговаривает Демишкана к пяти годам лишения свободы и тут же оглашает окончательный вердикт: три года… условно!
Подельники Демишкана Курдин и Левченко получили реальные сроки, но тоже по минимуму. Убийство Василия Кривозуба, согласно приговору, совершил Курдин. За умышленное убийство у нас дают от семи до 15 лет. Убийцу приговорили к минимальному сроку. Учитывая, что его взяли под стражу в 2007 году, через пару лет он выйдет на свободу.
— В приговоре говорится о том, что Василия Кривозуба убил Курдин. Когда похищенный директор авиакомпании пытался убежать, убийца поймал его, повалил на землю и потянул за воротник дубленки назад. Якобы из-за удушения дубленкой Кривозуб и скончался. Но ведь по первоначальной версии его утопили.
— Подсудимые дважды меняли свои показания, — говорит Андрей Мамалыга. — Сначала дело обстояло именно так: Василия Кривозуба утопили. Уже потом, когда в 2010 году уголовное дело отправили на дополнительное расследование, все трое преступников в один голос заявили, что те показания были выбиты у них сотрудниками милиции. Именно тогда и оказалось, что похищенного убивал лишь один человек — Курдин. Только вот что интересно. Способ убийства, который описан в приговоре — убийство по неосторожности — это совсем другая статья Уголовного кодекса. Но приговорили Курдина к семи годам именно за умышленное убийство! У меня возникает и другой вопрос. Если в воде прятали уже мертвое тело Кривозуба, то зачем тогда связывать трупу руки и ноги?
О приговоре Барышевского районного суда стало известно благодаря журналистам программы «Знак оклику», которая выходит на телеканале TВi. Журналисту Константину Усову удалось побеседовать с судьей Владимиром Еременко, который и вынес приговор. Часть этой беседы можно было увидеть в программе «Знак оклику» 30 января. Но кое-что осталось за кадром. Приводим эту беседу, предоставленную «ФАКТАМ» для наших читателей Константином Усовым.
— Скажите, как получилось, что Демишкан на свободе, Левченко выйдет в декабре, а Курдин, осужденный по статье «Умышленное убийство», приговорен к семи годам?
— Как так вышло?.. Дело рассмотрено судом в декабре прошлого года…
— Групповое, заранее подготовленное преступление. Как журналист я просто обязан рассказать своим телезрителям: как так вышло?
— Курдин его тянул за шиворот, за дубленку, и там, значит, было передавливание хряща, по-моему… Можно было бы вести разговор о неосторожном убийстве со стороны того самого Курдина, но я как объективный судья на это не пошел.
— То есть вы считаете, что там можно было и меньше дать?
— В каком смысле?
— «Убийство по неосторожности», статья 119-я…
— Я посчитал, что его нужно осудить по 115 статье — «Умышленное убийство». Знаете почему? Потому что, если бы я дал 119-ю, может быть, кто-то с этим не согласился бы.
— Демишкан не принимал участия в убийстве?
— Демишкан? Он же ехал за нотариусом. Для чего? Для того, чтобы решить вопросы по гражданско-правовым соглашениям. Тогда возникает вопрос: зачем тому же Демишкану, Левченко и Курдину надо было совершать такое тяжкое преступление? Смысла нет.
— Приговор обжаловался? Он уже вступил в законную силу?
— Нет, не обжаловался.
Под конец беседы с журналистом Константином Усовым судья Еременко разоткровенничался:
— Я человек простой, езжу на работу на «Жигулях». За 30 лет работы в этой системе государство мне даже квартиру не выделило. Живу в родительском доме, который был построен в 1954 году. Человек я верующий. Вон видите — икона. Это мне батюшка из села подарил. А почему? Потому что даже своим прихожанам он говорит: «Идите к этому судье, он вам поможет».
P.S. Когда материал был подготовлен к печати, «ФАКТАМ» стало известно, что прокуратура Киевской области обжаловала приговор по делу Сергея Демишкана в Высшем специализированном суде Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. «Основанием обжалования этого решения суда стало несоответствие назначенного наказания тяжести преступлений», — отмечается в сообщении, которое было опубликовано на сайте киевской областной прокуратуры.
2729Читайте нас у Facebook