Давненько в Украине не было такой суровой зимы. Более двух недель термометр показывал ниже 20 градусов мороза. А по ночам была самая настоящая стужа. По количеству умерших от переохлаждения в этом году Украина впереди Европы всей. Поражает то, что среди более 130 скончавшихся 26 человек замерзли в домах. С морозами борются разными способами. Например, в Киеве власти открыли несколько пунктов обогрева для бездомных. Любой человек может запросто прийти в такой пункт, выпить горячего чая, перекусить и остаться в тепле на ночь. Причем абсолютно бесплатно. А вот ситуация, сложившаяся в небольшом общежитии Киевской специальной школы социальной реабилитации, просто критическая. Там отключили воду и отопление.
«В комнате, где живет моя соседка — воспитательница детского сада, — температура минус шесть градусов»
В общежитии спецшколы живут пять человек: две женщины, 73-летняя старушка, девушка-студентка и десятилетний мальчик. Четыре комнаты, в которых обитают эти люди, приспособлены для временного проживания, хотя одна из жительниц Дарья Корзюкова поселилась там почти 40 лет назад.
Еще в октябре прошлого года жильцов предупредили о том, что в связи с отсутствием финансирования этой зимой отопительный сезон для них не начнется. Но людям просто некуда идти, поэтому они и остались в своих комнатках.
— На днях на улице был сильный мороз, — жалуется преподаватель украинского языка Наталья Лейковская (на фото). — У меня в комнате два обогревателя стоят, но я все равно никак не могу согреться. Натягиваю на себя всю теплую одежду. Вот, смотрите, даже в шапке и в обуви спала. Очень холодно. Температура у меня в комнате была градусов пять тепла, не больше. А в комнате напротив, где живет воспитательница детского сада, вообще минус шесть. Не представляю даже, как моя соседка пережила эту ночь. Говорят, скоро будет теплее. Надеюсь, самое страшное уже позади.
Наталья Владимировна рассказывает, что выжить в такой холод ей и ее товарищам по несчастью помогают домашние животные.
— Мы с собакой спим в обнимку и греем друг друга, — говорит Наталья Лейковская. — А у моей соседки Натальи Плохотнюк несколько собак и кошек. У нее в комнате даже электричество отключили. Можете заглянуть туда. Хозяйки дома нет, но дверь открыта.
Выхожу в небольшой коридор. Такое ощущение, что идешь по улице. Даже ноги в теплых ботинках слегка начинают зябнуть. В незапертой комнате Натальи Плохотнюк, кажется, еще холоднее. На общей кухне в тарелках и кастрюлях замерзла вода.
— Пока на кухне не отключили электричество, все жильцы вечером собирались здесь и грелись возле электроплиты, — рассказывает Наталья Лейковская. — Теперь здесь, как в карцере.
— Где же вы еду готовите?
— У меня электроплитка в комнате есть. На чем готовит Наталья Плохотнюк, у которой за долги отключили в комнате электроэнергию, я не знаю.
— А как с водой? Ее ведь тоже отключили?
— Уже четыре месяца без воды сидим. Я беру пятилитровые фляжки и иду к бювету, который находится в трех автобусных остановках от общежития. Пока воду до дома несу, она в лед превращается. В холодной комнате почти час надо ждать, чтобы вода во флягах начала таять. Но надо как-то выживать.
— Можно только представить, как тяжело приходится вам в таких условиях.
— Я здесь прописана с 1997 года. С мужем развелась, оставшись с десятилетним сыном. Мальчик постоянно болеет. Он учится в интернате, хорошо, что там можно оставаться на ночь. Только на выходные забираю его к себе. Я семь лет учила украинскому языку трудных подростков, которые сюда попадали. Потом перешла в другой интернат, но там мне не могут предоставить временное жилье. Вот и вынуждена зимовать здесь.
— Вы платите за общежитие?
— Конечно. Проживание и коммунальные услуги обходятся мне от 800 до 900 гривен в месяц. Могу показать квитанции, если не верите. Это сейчас бухгалтерия школы никаких справок о том, что мы платим, не выдает. А предыдущие квитанции у меня все сохранились. Для двух обогревателей и электроплитки много энергии уходит, а платим мы из расчета одна гривня за киловатт.
— На время морозов вам не предлагали перебраться в другое помещение на территории школы? Хотя бы временно.
— Предлагали. Но я боюсь, что, если уйду из этой комнаты, могу ее лишиться. Здесь 24 квадратных метра жилой площади, а мне давали комнатушку возле котельной, куда только кровать и поместится. Дарья Корзюкова согласилась перейти в одну из отапливаемых комнаток возле котельной, а я не рискую.
«Они же аферюги! Сидят в холоде и ждут, пока государство им квартиры даст»
Дарья Дмитриевна встретила корреспондента «ФАКТОВ» с улыбкой.
— Мне уже 73 года, — говорит женщина. — В общежитии прожила 40 лет. Сначала работала в спецшколе бухгалтером, потом устроилась туда же надзирателем. После того как из карцера сбежали двое подростков, пришлось уволиться. Но идти некуда, поэтому так и осталась в общежитии при школе. Спасибо директору, что на зиму приютил меня в отапливаемой комнатке, иначе я бы не выжила в такой мороз.
— Когда морозы закончатся, снова вернетесь в свое общежитие?
— Наверное, буду оформляться в дом престарелых, если возьмут.
Спецшкола, которая еще несколько лет назад была, по сути, колонией для несовершеннолетних, не работает уже семь лет. Официально здесь проводится капитальный ремонт. Но на самом деле школа социальной реабилитации, куда за разные преступления попадали дети и подростки в возрасте от 11 до 14 лет, все это время просто не работает. На большой территории школы, казалось, нет ни души. На дверях учебных корпусов висят амбарные замки. Только в административном здании дверь оказалась открытой. Захожу в пустое помещение. Так холодно, что мороз пробирает прямо до костей. Услышав на первом этаже чьи-то голоса, захожу в один из кабинетов. Оказалось, это бухгалтерия, которая, несмотря на то что спецшкола закрыта уже столько времени, все еще работает.
— Вы из газеты? — спрашивает меня бухгалтер. — По поводу жильцов? Хорошо, что пришли. Гоните их отсюда. Так уже надоели!
— Почему же они вам надоели?
— Жалобы на нас постоянно пишут. В прокуратуру, в городскую администрацию. Вот сегодня от Call-центра целый час отбивались.
— Чего хотят жильцы?
— Давайте я директора приглашу. Он вам все расскажет.
— Мы тут втроем больше функцию сторожей выполняем, — говорит директор спецшколы Игорь Левчук. — А с этими жильцами я уже устал бороться.
— Зачем вы с ними боретесь? Ведь они же не с улицы пришли и заняли эти комнаты. Наверное, заключали какие-то договоры?
— Заключали. Но действие этих документов уже давно закончилось.
— Некоторые жильцы, такие как Лейковская и Корзюкова, прописаны в общежитии. Одна — около двадцати лет, а другая — почти сорок. Может быть, им просто некуда идти?
— Я-то что могу сделать? Школу не финансируют должным образом. Я же не могу из своего кармана коммунальные услуги оплачивать. Хотите, пройдем в мой кабинет. Там такая же температура, как и на улице.
— Но жильцы же платят. Я видел платежки на 800-900 гривен.
— Вся беда в том, что делают они это нерегулярно. За долги мы отключили от электричества комнату Натальи Плохотнюк.
— На улице стоят такие сильные морозы, в городе даже бомжей обогревают, а в общежитии отключили отопление.
— Во-первых, у нас нет общежития. Это помещение, временно приспособленное для жилья.
— Вывеску «Общежитие» я лично видел.
— Ее жильцы повесили. Вы мне скажите, какова истинная цель вашего визита в школу? Кто из жильцов вам пожаловался? Знаете, я буду подавать в суд на газеты, которые пишут об этой ситуации. И вашему главному редактору Александру Швецу позвоню.
— Это ваше право. И все-таки хотелось бы узнать, что будет дальше с теми, кто живет сейчас на территории школы?
— Буду через суд выселять их.
— Куда? На улицу?
— У них есть куда переехать. Та же Наталья Лейковская В Сумской области в селе у нее мама живет. Дарью Дмитриевну в дом престарелых оформим. А остальные пусть сами определяются. Они же все аферюги! Сидят в этих холодных комнатках и ждут, когда им государство квартиры выделит. И жалобы на меня во все инстанции пишут. Я предупреждал, просил, чтобы с 10 октября выселялись, сдавали ключи. Отопительного сезона не будет. Но они остались. Вот теперь мерзнут.
В день, когда происходил этот разговор, на улице было 23 градуса мороза. Ночью обещали до тридцати
899Читайте нас у Facebook