«За кого вы меня принимаете? Я ведь майор, сотрудник СБУ! Разве я похож на вымогателя?! »
Об этой истории «ФАКТЫ» коротко рассказали в одном из предыдущих номеров. На днях Военный местный суд Киевского гарнизона приговорил офицеров к пяти и шести годам лишения свободы. Они носили звания майора и капитана, работали в одном из спецподразделений СБУ и характеризовались как способные и перспективные сотрудники.
«С СБУ нужно дружить, сам понимаешь. Теперь будем с тобой сотрудничать»
Звонок в доме 50-летнего киевлянина Валерия Жабары (имена и фамилии действующих лиц этой истории изменены) раздался около половины восьмого утра. Открыв двери, заспанный хозяин увидел двоих незнакомцев лет тридцати. «Служба безопасности Украины. Мы расследуем убийство, — сообщили мужчины, помахав перед носом у Валерия удостоверениями. — Нам нужно провести у вас обыск».
- Я сначала не понял, что они от меня хотят, — вспоминает Валерий Жабара. — Какой обыск? Какое еще убийство? Эсбэушники спросили, моя ли во дворе машина, начали осматривать двор. Не пустить их я не мог — правоохранители, в конце концов. Зайдя в дом, они быстро разошлись по комнатам. Бегая то за одним, то за другим, я пытался расспросить, какое имею отношение к их расследованию, но они не отвечали. А потом один из них — тот, который на вид был постарше, — сказал: «Мы знаем, что ты занимаешься подделкой документов. Видели у тебя копии дипломов. Показывай, где лежат деньги, или завтра окажешься за решеткой». Я застыл на месте — ничего себе заявления! Подделкой оригиналов документов я не занимался никогда — изготавливал только поддельные копии. Например, с паспорта, который выглядел неубедительно, сразу было понятно, что это подделка. Вот с него-то я и делал копию, которую можно было предъявлять куда угодно. А это, как известно, законом не карается.
Но они ничего не хотели слушать. Дали мне какую-то коробку и приказали складывать туда деньги и паспорта. Лежащий на кровати сын-инвалид (попав несколько лет назад в ДТП, он лишился ноги) закричал, чтобы они убирались прочь, эсбэушники в ответ начали угрожать, что привлекут к ответственности и его.
В тот момент уже предположил, что никакие они не сотрудники СБУ, а обыкновенные разбойники, которые развели меня как школьника. Между тем действовали они как настоящие профессионалы — четко, быстро и организованно. Стараясь не оставлять отпечатков, заставляли меня открывать все шкафчики. И еще было заметно, что тот, который постарше, был явно лидером — вел себя наглее, увереннее, мог прикрикнуть на второго.
Обыск в моем доме длился около получаса. Забрав все, что хотели, преступники направились к выходу. Один из них сказал, что, если хочу вернуть свои вещи, должен заплатить им пять тысяч долларов. «У меня нет таких денег!» — опешил я. Но мне ответили: мол, если сегодня в пять часов я не приду на станцию метро «Левобережная» и не принесу положенную сумму, о паспортах и прочих документах могу забыть навсегда.
После ухода незваных гостей Валерий обратился в милицию. На встречу с преступниками с ним поехали сотрудники УБОПа.
- По правде говоря, и мне, и правоохранителям слабо верилось, что разбойники придут на встречу. Это было слишком рискованно, — говорит Валерий. — Кто мог дать им гарантию, что я не обращусь в милицию? Но один из них — помладше и поспокойнее — таки пришел в назначенное место. Передавая ему деньги в целлофановом пакете от салфеток (большинство купюр, разумеется, были фальшивыми), я спросил, оставят ли они теперь меня в покое. На что тот многозначительно ответил: «С СБУ нужно дружить, сам понимаешь. Теперь будем сотрудничать». Но, как только он положил деньги в карман, подоспели сотрудники УБОПа.
По словам Валерия, услышав слово «милиция», преступник бросился наутек. Пробежав метров сто, он упал, поскользнувшись в луже. Там его и настигли правоохранители. Вывернув злоумышленнику карманы, они обнаружили там фальшивые деньги, которые ему дал Валерий, и удостоверение сотрудника одного из спецподразделений СБУ.
- Я не поверил своим глазам. Выходит, это действительно были офицеры Службы безопасности, — негодует Валерий. — Задержанный оказался капитаном Владиславом Корнишевым. Поняв, что ему не удастся убежать, эсбэушник сказал, что ничего не помнит. Дескать, упал, ударился головой и забыл последние события. Ситуацию с деньгами, которые нашли у него в кармане, он не объяснил: сказал только, что ничего у меня не брал и вымогательством не занимался. Кстати, этой тактики (ничего не объясняя, говорить, что не виноваты) он и его напарник придерживались чуть ли не до последнего судебного заседания.
«В зале суда майор вел себя агрессивно»
- Вскоре после задержания капитана Коршинова правоохранителям удалось выйти на его напарника — майора Ляшенко, — рассказал «ФАКТАМ» заместитель военного прокурора Дарницкого гарнизона Иван Крупий. — Сам Коршинов не сказал о нем ни слова — майора вычислили в основном по описанию потерпевшего и при помощи сотрудников СБУ, которые сначала проводили по этому факту служебное расследование. Коллеги капитана Коршинова рассказали, с кем он поддерживал дружеские взаимоотношения, и, показав фотографии нескольких сотрудников Валерию, вычислили майора Ляшенко. Потом материалы дела передали в Военную прокуратуру Центарального региона Украины. В отношении офицеров возбудили уголовное дело по статьям «Грабеж» и «Вымогательство», а также «Незаконное завладение документами».
Кстати, в том, что служебным расследованием сначала занялась СБУ, были и свои минусы. Как рассказал «ФАКТАМ» источник в правоохранительных органах, после того, как сотрудники милиции передали все материалы в Службу безопасности, проверка по делу застопорилась. А когда через четыре месяца дело направили в военную прокуратуру, многих документов в нем не оказалось. Удалось найти только их немногочисленные копии. В результате много доказательств было утеряно. По информации источника, сотрудники СБУ, причастные к расследованию, уже уволены.
- Полностью разгадать их мотивы, к сожалению, так и не удалось, — говорит Иван Крупий. — Из-за того, что они отказывались давать показания, мы долго не могли выяснить, зачем они это делали и занимались ли они подобным раньше. Только на одном из последних судебных заседаний офицеры решили озвучить свою версию. Капитан Коршинов рассказал, что вышел на Валерия, потому что решил провести свое расследование. Дескать, несмотря на то, что руководство не давало ему подобных поручений, он был уверен, что Валерий изготавливает поддельные документы, и решил вывести его на чистую воду. Вот только никаких фактов о его противоправной деятельности в органы почему-то не передал. Коршинов рассказал, что, проверяя эту версию, он якобы еще за месяц до «обыска» приходил к Валерию и просил его сделать паспорт. Для фальшивого документа принес фотографию майора Ляшенко. По словам Коршинова, Валерий согласился выполнить его просьбу и вечером 10 февраля (в этот день у Валерия провели «обыск». — Авт. ) они договорились встретиться.
Тот факт, что они с майором Ляшенко утром побывали дома у Валерия, капитан Коршинов отрицал. Сказал, что утром встретился с майором Ляшенко, посвятил коллегу в свои планы, но Ляшенко, узнав, что Коршинов использовал для поддельного паспорта его фотографию, разозлился и ушел. А капитан Коршинов вскоре отправился на запланированную встречу с Валерием, где тот якобы должен был передать ему поддельные документы. «Но не успели мы совершить обмен, как рядом остановился автомобиль и в нашу сторону побежали люди, — рассказывал на суде Коршинов. — Так как у меня были с собой деньги, я решил, что это нападение, и бросился бежать. Подбежав к прохожим, остановился. А они меня догнали, повалили на землю и начали бить».
«Офицеры хотели доказать богатым родителям, что сами могут заработать большие деньги»
- Однако тот самый паспорт, который якобы должен был изготовить ему Валерий, так и не нашли, — говорит Иван Крупий. — В зале суда майор Ляшенко вел себя очень агрессивно. Мне даже пришлось ходатайствовать об его аресте. А вот капитан Коршинов был гораздо спокойнее. Иногда мне даже казалось, что он вот-вот признает свою вину. Но в таком случае он бы «сдал» Ляшенко. У Коршинова, в отличие от его коллеги, есть жена, маленький ребенок. Да и сам он довольно неплохой человек. Кстати, обоим офицерам в СБУ дали прекрасные характеристики. За последнее время ни один из них ни разу не получил выговор, наоборот, только премии и поощрения. Руководство отзывалось о них как о способных, перспективных сотрудниках.
- Так зачем же им все это понадобилось? Просто хотели заработать?
- Не думаю, — говорит Иван Крупий. — Дело в том, что живут они небедно. У обоих родители — директора известных столичных фирм. Их отцы говорят, что делали все для того, чтобы дети ни в чем не нуждались. А «детям» это, похоже, не нравилось — они хотели доказать, что сами могут заработать большие деньги. Показывали свою самостоятельность, что ли. Об этом говорит даже то, что, когда отец приносил Ляшенко продукты, он их демонстративно не брал. Здесь взыграли амбиции и задетое самолюбие.
- А почему их выбор пал именно на Валерия? Он действительно занимается подделкой документов?
- Нет, он изготавливает только копии. Валерий говорит, что видел майора и капитана впервые.
- Не могу понять, — разводит руками Валерий, — с чего они взяли, что я богатый. Копии ведь много прибыли не приносят. Кстати, на том, что я делаю эти поддельные копии, они выстроили всю свою защиту. Дескать, он тоже не святой — нашли потерпевшего Стоило видеть, как нагло они вели себя в суде. Поливали грязью меня, правоохранителей и даже свое руководство. А Ляшенко (тот самый вымогатель постарше, который был организатором обыска) все кричал: «За кого вы меня принимаете? Я ведь сотрудник СБУ, майор милиции! Неужели я похож на вымогателя?!» Столько грязи и нервотрепки Они еще додумались пригласить журналистов — показать, мол, как в суде ущемляют их права. Но, разобравшись в деле, ни одна газета не стала на их защиту. Из-за этого я даже не хочу взыскивать с них материальный и моральный ущерб. Судами я сыт по горло.
- Приговор суда справедлив — майор и капитан получили то, что заслуживают, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию заместитель военного прокурора Центрального региона Украины Андрей Подосинов. — Несмотря на то что они так и не сознались в содеянном, их вина полностью доказана. На днях бывшие офицеры решили оспорить решение суда. Военный апелляционный суд Центрального региона принял их апелляцию к рассмотрению.
P. S. Причастность вымогателей к аналогичным преступлениям не доказана. Между тем ходят слухи, и небеспочвенные, что это обычная практика, когда правоохранители выслеживают предприимчивых граждан, зарабатывающих на подделке документов, и вымогают с них немалые суммы за «молчание». Это уже давно переросло в систему: раз в месяц правоохранители взимают с них дань, а те продолжают спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что их в случае чего есть кому защитить
1650Читайте нас у Facebook