Ирина Геращенко: «Украинские политики научились носить дорогие европейские костюмы, но традиций европейского общения так и не усвоили»
Работа над так называемым этическим кодексом государственных служащих началась в Украине несколько лет назад. Хотя закон «О государственной службе», одобренный парламентом еще в 1993 году, во многом регламентирует нормы поведения чиновников, депутаты решили, что этого мало. И вот недавно Верховная Рада приняла закон «О правилах этического поведения для лиц, уполномоченных выполнять функции государства или местного самоуправления». Положения документа определяют поведение госслужащих: от чиновников всех рангов до личного состава МВД. Попадают под его статьи и народные депутаты. Авторы документа надеются, что после вступления этического кодекса в силу весь украинский политический бомонд станет вежливее, начнет шарахаться от взятки, как черт от ладана, и перестанет устраивать кулачные бои в уважаемых государственных учреждениях.
Народный депутат Украины Ирина Геращенко подобный оптимизм не разделяет. Не так давно она оказалась в ситуации, подпадающей под юрисдикцию этого документа. Речь идет об инциденте во время выборов мэра Обухова, когда «регионал» Петр Мельник, схватив Ирину Геращенко в охапку, попытался вынести ее из помещения избирательного участка.
— Ирина Владимировна, чем закончилось «соприкосновение» двух обладающих депутатским иммунитетом граждан?
— По поводу инцидента на избирательном участке в Обухове я обратилась в Генеральную прокуратуру. Оттуда меня перенаправили в регламентный комитет Верховной Рады. Мол, это их прерогатива. Однако прошло два месяца, а воз и ныне там. Хотя мне кажется, что дискуссия по вопросу — насколько корректным и адекватным было поведение депутата — принесла бы пользу парламенту. Более того, я уверена, что кодекс чести госслужащего — инициатива сама по себе неплохая. Но на самом деле, каковы бы ни были законы, очень часто они, как хрупкий бокал, разбиваются о суровую украинскую действительность. Знаете, с чего начинается беспросветное хамство украинских чиновников? С этого отвратительного тыканья! Когда политики обращаются на «ты» и к коллегам, и к журналистам.
А как общаются с теми, кто, как им кажется, ниже их по социальному статусу? Наши власть имущие научились носить дорогие европейские костюмы, но традиций европейского общения, политической культуры так и не усвоили. Недавно я лежала с дочкой в больнице, и наш врач рассказала такую историю. Она лечила ребенка одного высокопоставленного чиновника. Во время процедур отец, весь из себя важный, в костюме от Бриони, ворвался в кабинет и стал орать на врача. Мол, что ты себе думаешь, как ты в таких условиях моего ребенка лечить собираешься? В себя он пришел только после достаточно резкого ответа женщины: «Вы — политик, вам и работать над изменением условий». У меня порой складывается впечатление, что наши чиновники относятся ко всему миру как к обслуживающему персоналу. И это никаким законом не изменить.
— Прокомментируйте, пожалуйста, положение закона, запрещающее критиковать власть.
— В документе нет такой прямой нормы, поэтому можно и нужно критиковать власть. Однако этический кодекс гласит, что чиновник независимо от ранга должен всем своим поведением работать на позитивный имидж государства. И я с этим согласна. Помню, когда еще работала в Секретариате Президента пресс-секретарем главы государства, мне как-то позвонил Борис Тарасюк, в то время министр иностранных дел, и говорит: «Я только что выходил из здания министерства с членами зарубежной делегации, а нас, оказывается, пикетирует одна из политических партий, требующая ускорения евроинтеграции. И среди участников пикета — сотрудники Секретариата Президента Украины! Это нормально?!» Я тогда полностью согласилась с Борисом Ивановичем — это действительно дикая ситуация. Хочешь ускорения евроинтеграции — работай над этим, хочешь пикетировать — освободи должность и уходи в оппозицию.
Тем не менее по сложившейся в стране традиции людям зачастую нужно объяснять, что может себе позволить госслужащий, а что — нет. Начиная с внешнего вида и заканчивая какими-то элементарными правилами поведения. Например, констатацией того факта, что лепить во время выступления жвачку под парламентскую трибуну по меньшей мере неприлично.
Как политик, работающий над адаптацией украинского законодательства к европейским стандартам, я начала бы не с законодательного закрепления прописных истин, а с изменения политической культуры. Ведь у нас уже девятнадцать лет действует закон о госслужбе, но стали ли украинские чиновники и политики более культурными и вежливыми? Проблема не в законах, а в воспитании.
Одним из факторов «культа хамства» в органах власти считаю монополию мужчин на руководящие посты. Я выступаю за увеличение количества женщин в государственных структурах. В новом французском правительстве из 35 министров 17 — женщины. Таков европейский подход к формированию власти.
И как на этом фоне выглядит Украина? Ведь наши государственные мужи, в том числе и высокопоставленные, позволяют себе заявлять, мол, место женщин — на кухне, а тот, кто делает политическую карьеру — либо крокодил, либо неудачница, либо у нее проблемы в личной жизни. Причем имеют в виду, конечно, только женщин-политиков. Пахать же учителем по двадцать часов в сутки или укладывать шпалы, по их мнению, совершенно нормально для женщин. Второй момент — невысокие зарплаты у госслужащих низшего звена. Бедные чиновники — коррумпированные чиновники. У них должна быть адекватная зарплата, чтобы работать не на свою взятку и не на откат начальнику.
— Кстати, одна из норм этического кодекса предписывает госслужащим, обнаружившим в своем кабинете что-то «похожее на взятку», оповестить коллег и начальство, а также составить соответствующий протокол
— Эти статьи перекликаются с другими законодательными актами. Например, с законом «О борьбе и предотвращении коррупции», обязывающим чиновников отчитываться о полученных доходах и расходах. Но все ли выполнили его положения? А это тоже имидж государства. Или возьмем, к примеру, Верховную Раду. Действующий парламент создал себе имидж деградировавшего и несостоятельного органа власти. И виноваты в этом не журналисты, а депутаты. Они дерутся, неадекватно ведут себя
— Видимо, так происходит потому, что за действия, несовместимые с депутатским статусом, крайне редко наказывают. А если такое и происходит, то порицание носит символический характер
— Но ведь никакой этический кодекс не запретит депутатам-боевикам драться! Мне кажется, что его принятие накануне предвыборной парламентской кампании стоит в одном ряду с законами о депутатской неприкосновенности и о языковой политике. В проектах этих документов много предвыборного популизма. Ведь посмотрите, что происходит: в экономике — ужас, с имиджем Украины — катастрофа, рейтинги — падают, люди — в смятении При этом самыми «актуальными» оказываются темы НАТО, предоставление русскому языку статуса второго государственного и неприкосновенность парламентариев. Я за то, чтобы законы у нас принимались не под выборы, а для улучшения ситуации в стране, для того чтобы приблизить Украину к европейским стандартам. В странах Европы политики имеют определенный иммунитет, но он касается только их политической деятельности. У нас же все перевернуто с ног на голову: из зала суда отпускают людей, обвиненных в убийстве, дают им условные сроки А оппозиционеров сажают, по сути, за их острый язык, называя это борьбой с коррупцией.
578Читайте нас у Facebook