На Днепропетровщине две 12-летние школьницы вернули к жизни пожилого мужчину
Речка Волчья, протекающая через Павлоград, с виду вполне безобидна. Правда, весною она выходит из берегов и «рыскает» по окрестным огородам, подтверждая свое название. Но летом, в жару, эта речушка — единственное спасение для местных ребятишек. И хотя пляжи здесь почти повсеместно дикие, необорудованные, от желающих искупаться отбоя нет. Вот и в тот день на речку отправились две
«Я видел раньше, как детвора ныряет с берега, решил сдуру и себе попробовать»
Под стать Оле и ее лучшая подружка Катя Удовенко. Девочки отлично учатся, увлекаются спортом и бальными танцами, изучают английский язык. Даже летом, хотя Оля живет на даче, подружки стараются видеться почаще. Накануне Катя приехала с вечера в гости — благо, до улицы Калинина, в конце которой начинаются сосновый лесок и дачный массив, ходит маршрутка. День обещал быть жарким, и девочки попросили разрешения у Олиной бабушки пойти на речку. Но, зная суровый нрав Волчьей, Антонина Яковлевна отправила с ними мужа: и на машине довезет, и присмотрит за подружками. Собрала им на пляж тормозок — бутерброды и бутылочку компота. Около девяти часов утра компания приехала на берег Волчьей, и девчонки с визгом скатились с крутого берега к воде.
*Именно на этом берегу Оля (справа) и Катя спасали утонувшего Михаила Ивановича
— Катя взяла с собой подводные очки, и мы в них по очереди начали нырять, — рассказывает Оля. — А дедушка остался наверху, возле машины. Мы с Катей плаваем хорошо, даже Волчью легко переплываем, в этом месте она не очень широкая и не глубокая. Под обрывом, во всяком случае, нам чуть-чуть с головой. В этот день на пляже было пусто, мы даже обрадовались. Хуже, когда много мальчишек — они ныряют с обрыва и брызгаются. В общем, мы с Катей плавали возле берега и даже не слышали, когда дедушка прыгнул в воду. Я случайно глянула на другой берег и вдруг вижу: посредине реки кто-то плывет лицом вниз. Только спина и макушка видны. Обернулась на наш берег — дедушки нет. Да можно было и не смотреть — я его макушку и так узнала. Еще подумала: это он решил над нами пошутить, он вообще очень юморной. И крикнула: «Дедушка, мы тебя видим!» А он не отзывается, руками не гребет, а плывет, словно по течению. И его все дальше относит. Нам стало немножко страшно.
Этот момент Михаил Иванович совсем не помнит. «Я видел раньше, как детвора ныряет с берега, решил сдуру и себе попробовать, — сокрушается он теперь. — А того не учел, что мальчишки легкие, а во мне килограммов восемьдесят. Прыгнул вниз головой, почувствовал удар — и все...»
«По берегу кто-то ехал на велосипеде, и мы закричали ему хором: «Помогите, тут человек умирает!»
«Поплыли, — скомандовала Оля, — с ним что-то случилось!» И девочки за каких-то пару минут саженками добрались до пенсионера. С трудом перевернули обмякшее в воде тело и тут уж испугались по-настоящему.
— Глаза у дедушки были открыты, но зрачки закатились под лоб, — дрожит Олин голосок. — И губы совсем синие. Я приложила ему ладошку ко рту — дыхания нет. Да и видно было, что грудная клетка даже не шевелится. Нам в школе очень много рассказывают о спасении людей — наша классная руководительница Валентина Николаевна Чичкан преподает основы безопасной жизнедеятельности: как делать искусственное дыхание, как обращаться с человеком при различных несчастных случаях. По всем признакам, у дедушки была какая-то травма, поэтому он и потерял сознание.
*«Внучка с подружкой просто молодцы, — хвалит девочек пенсионер. — И как только они умудрились меня вытащить!»
— Оля говорит: «Осторожно, наверное, у него что-то с позвоночником», — продолжает рассказ подружки Катя. — Мы бережно взяли его с двух сторон под мышки и поплыли к берегу, загребая одной рукой. В воде было не очень тяжело. А вот когда нащупали дно, сдвинуть с места его уже не могли. Оля взяла за руки, я за ноги — с огромным трудом вытащили Михаила Ивановича и положили на берегу возле воды, подсунув под голову надувной круг. Попытались нащупать пульс — его не было. Оля сразу стала делать искусственное дыхание: надавила несколько раз на грудную клетку — у дедушки пошла вода изо рта. Тут мы увидели, что по берегу едет какой-то мужчина на велосипеде, и закричали хором: «Помогите, тут человек умирает!» Он быстро к нам спустился и тоже стал делать искусственное дыхание, а я побежала к машине звонить на 103.
Через минуту после приезда неотложки примчалась на такси и перепуганная Олина мама Инна Михайловна. Дочка так рыдала в трубку: «Дедушке плохо!», что она предположила самое худшее. Но Михаил Иванович уже дышал, хотя в сознание еще не пришел и глаза его по-прежнему были словно стеклянные. Он очнулся только после того, как врач «скорой» сделала укол.
— Медики действовали очень быстро и профессионально, — хвалит бригаду неотложки Инна Михайловна. — Сделали отцу противошоковые инъекции, одели на шею специальный воротник, осторожно уложили на носилки. Доктор Ирина Васильева сразу определила: травма шейного отдела позвоночника. При таком диагнозе нельзя лишний раз человека поворачивать. А как тут не побеспокоишь, если берег почти отвесный и ступеньки очень крутые. На носилках его поднимали все: доктор, фельдшер Сергей Губа, водитель Юрий Клесов и мужчина, который стал свидетелем этого несчастья (мы, к сожалению, не знаем его имени, но очень ему благодарны). Я поехала в больницу с папой, а девочки остались на берегу.
Самообладанию
«Если бы не девчонки, по мне жена уже пекла бы поминальные пирожки»
— Нам повезло еще и в том, что попалась такая квалифицированная бригада, — словно заново переживает те события Инна Михайловна. — Врач еще по дороге поставила папе капельницу, подключила кислородную подушку, а в приемном покое нас уже ожидал нейрохирург Владимир Чернецкий. Он и подтвердил первоначальный диагноз: трещина шейного позвонка. А также черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга и пневмония, возникшая из-за того, что в легкие попала грязная вода из реки.
— Когда я очнулся в реанимации, — рассказывал позже Михаил Иванович, — у меня к обеим рукам было подключено по капельнице, на шее — корсет. Спрашиваю: «Что со мной?» А узнав, что меня Оля с Катей спасли, даже не поверил. Когда Владимир Иванович стал проверять мои ноги и руки на чувствительность, он тоже удивился: «Да вы просто в рубашке родились!» Конечно, кисти были, словно выжатый лимон, но пальцы шевелились и ноги мог приподнять. Если бы не девчонки, по мне жена уже давно пекла бы поминальные пирожки. Внучка с подружкой просто молодцы. Как только умудрились меня вытащить! Правда, Оля у нас хоть и невысокая, но плотненькая, сильная, спортом занимается и плавает очень хорошо, мама ее учила чуть ли не с пеленок.
Почти месяц провел пенсионер в нейрохирургии
— Он у нас очень сильный, терпеливый, настоящий мужчина, — хвалит мужа Антонина Яковлевна. — Пока лежал в больнице, даже старался меньше жидкости пить, чтобы лишний раз никого не беспокоить. И так всю жизнь: никогда не признается, если что-то болит. Оля в него пошла — очень болеть не любит. Как-то слегла с простудой, я вызвала врача. Та порекомендовала недельку дома полежать. Так внучка расплакалась: «Доктор, я вас очень прошу, разрешите мне в школу пойти». Участковая страшно удивилась: «Впервые такое вижу, другие дети рады, когда можно от уроков отдохнуть». А Олечка у нас очень любит учиться. И другим помогает. Только сядет за уроки, телефон начинает просто разрываться: одноклассники консультируются, как задачки решить, упражнения сделать. Она, пока всем не объяснит, за свои тетрадки не возьмется. Нынешнее 1 сентября ждет с особым нетерпением: управление МЧС представило девочек к награждению знаком «Герой-спасатель года», их будут поздравлять на торжественной линейке. Дедушка тоже готовит Олечке и Катюше небольшой сюрприз.
Оля с мамой сейчас отдыхают на море, а когда вернутся, на даче подружек ждут шашлыки. Михаил Иванович — большой мастер по их приготовлению. Угощение дополнят и бабушкины пирожки, и коктейль «Мохито» с мятой, который девочки очень любят...
3161Читайте нас у Facebook