Мама паралимпийской чемпионки Марии Помазан: «Когда я была беременна, врачи говорили, что мой ребенок не жилец»
Украинская легкоатлетка Мария Помазан, выигравшая в британской столице награды в толкании ядра и метании диска, пострадала из-за несовершенства электронной системы подсчета результатов. Через несколько часов после завоевания Помазан «золота» в метании диска Международный паралимпийский комитет обязал спортсменку вернуть медаль. На следующий день, в субботу, было принято компромиссное решение: вручить сразу две золотые медали — Марии Помазан и китайской дискоболке Цин У. В тот же день украинка подтвердила свой высокий класс, завоевав «золото» в толкании ядра, причем с новым мировым рекордом.
Однако на следующий день организаторы Игр снова изменили свое решение, присудив Помазан «серебро» в метании диска. Украинская сторона подала протест, который поначалу был удовлетворен. Однако на этом скандальная история не закончилась: Международный комитет пять раз(!) пересматривал свой же вердикт, и в конце концов было принято решение провести новую церемонию, чтобы наградить Помазан... серебряной медалью. Наша спортсменка на эту церемонию не пришла.
О паралимпийской чемпионке Марии Помазан «ФАКТАМ» рассказали ее самые близкие люди.
«Лишь спустя 20 лет я узнала, что дочка родилась с детским церебральным параличом»
— Маша появилась на свет в 1988 году, через 11 месяцев после своей старшей сестры Даши, — рассказывает ее мама Лилия Помазан. — Ожидая первенца, мы с мужем Александром очень хотели девочку. А когда у нас уже была Дашенька, пол второго ребенка не имел значения. Родилась девочка, но — с твердым мужским характером.
— А что-либо предвещало, что ребенок родится с патологией?
— На раннем сроке беременности у меня дважды было кровотечение. И врачи мне говорили, что будущий ребенок не жилец. Предупредили меня: «Мы его спасать не будем». Но мы с мужем решили не делать аборт, а сохранить очень желанное дитя.
Если моя первая девочка была обвита пуповиной и после рождения не закричала, врачам пришлось ее спасать, то вторая дочка заявила о себе сразу — крик подняла еще тот! Правда, она появилась на свет преждевременно, в 33 недели, поэтому ее забрали от меня в отделение недоношенных новорожденных, в барокамеру. Тем не менее выписали нас уже на пятые сутки.
Через три месяца, во время одного из плановых медосмотров, врачи заметили, что у Машеньки ножки не «раскладываются» так, как положено. Ортопед установил тяжелую дисплазию тазобедренных суставов, и Маше ножки загипсовали, установив между ними палочку и вывернув их в нужном положении. В гипсе дочка была три месяца, хотя изначально планировали полгода — «пока щиколотки не посинеют». Лишь спустя 20 лет, когда проходили очередную врачебно-трудовую экспертную комиссию, я узнала, что Мария родилась с детским церебральным параличом. Но так как ДЦП невозможно выявить до года, а мы в это время уже лечили Маше ножки, то паралич проявился только с годами, когда у нее начала неметь левая рука.
Маша и в садик, и в школу ходила со здоровыми детьми. Правда, после гипсования ноги у нее почему-то искривились и от колена до щиколотки стали «колесом», но врачи успокаивали, что в брючках это будет незаметно, а со временем пройдет. Постепенно ножки выровнялись, но в десять лет дочка вдруг начала хромать. К этому времени ее уже сняли с учета, правда, с запретом на прыгание и бегание. Но ребенок, развиваясь, должен и бегать, и прыгать, поэтому я просто объясняла Маше, что ей это надо делать осторожнее, чем другим.
С первого класса Маша, как и ее старшая сестра, пошла в секцию плавания. Но ей интереснее были игровые виды спорта. И физкультурой она занималась наравне со здоровыми ровесниками, хотя в 12 лет уже получила группу инвалидности. Причем добивались мы этого целых два года! Когда дочурка стала хромать, в районной поликлинике ее поставили на учет к травматологу. По бесплатным путевкам Машу несколько раз отправляли на лечение. Но когда дело дошло до инвалидности, то оказалось, что ребенок «не попадает под приказ». Я спросила: тогда на каком же основании ей давали бесплатные путевки?
Нам пришлось долго гонять по кабинетам: «Принесете такую вот справку — получите следующую...» И все же выбегали мы этот статус честно, взяток никому не давали. Да и давать нечего было: я одна работала, с Александром мы тогда уже разошлись...
Когда Маше исполнилось 18 лет, началась ежегодная катавасия с подтверждением инвалидности врачебно-трудовой экспертной комиссией. Этой комиссии дочка и пожаловалась, что у нее немеет рука. И тогда одна врач-невропатолог пояснила мне, что Машенькин недуг, скорее всего, тянется с самого детства. Я спросила: «Получается, что изначально диагноз моему ребенку был поставлен неправильно и у нее был детский церебральный паралич?» Профессор развела руками: «Вы же понимаете, что теперь этого не докажете»...
«Получив диплом историка, Мария тут же снова поступила в университет — на факультет физвоспитания»
— В прошлом году Маша закончила исторический факультет Запорожского национального университета...
— Я всегда была безумно счастлива, когда дочурки побеждали, будь то хорошо рассказанный стишок в детсаду или призовое место в школьной олимпиаде. Даша чаще принимала участие в творческих конкурсах, у нее золотые руки, и сейчас она работает закройщиком в ателье. Маша больше приносила спортивных наград — играла в волейбол, баскетбол. А после школы выбрала специальность историка и поступила в университет. Однако как только получила диплом, тотчас снова сдала документы в тот же вуз на факультет физического воспитания. Учится честно, часто по ночам готовится. Говорю: «Даже если что-то не успеешь выучить, тебе простят». А она мне: «Мама, я должна знать».
— 2011 год был знаменательным для Маши: в Новой Зеландии она стала рекордсменкой мира.
— Это был ее первый крупный турнир, и она впервые отправилась за рубеж, причем без тренера. Конечно, дочке было тяжело, но она справилась с волнением. Когда позвонила мне по скайпу, очень радовалась. И что исполнилась ее мечта попасть на чемпионат мира, и что в ее честь прозвучал гимн Украины: Маша патриотка, как говорится, до мозга костей...
— Кому младшая дочь доверяет свои сердечные тайны — вам или старшей сестре?
— Думаю, скорее всего, когда тайны появятся, поведает их сестре. Хотя и у меня с Машей отношения, как у подруг. У нее пока нет молодого человека, ведь все свое время она посвящала спорту, мечтала выиграть Паралимпиаду. Может быть, теперь даст себе поблажку.
— А кто привел Машу в спорт?
— Попробовать себя в инваспорте Маше посоветовала терапевт медико-социальной экспертной комиссии, когда в 2008 году набиралась группа на тренировочную базу для спортсменов-инвалидов в Евпатории. Дочка поехала, и ей предложили заняться легкой атлетикой у тренера Тамары Эдишерашвили. Маша хотела бросать копье, но Тамара Владимировна отсоветовала: слишком большая нагрузка на больную спину. Вместо этого порекомендовала диск и ядро. И за два года сделала из Маши чемпионку мира.
*Мария Помазан с тренером Тамарой Эдишерашвили
— Дочка сильно устает на тренировках?
— Она обычно тренируется через день, а перед Паралимпиадой занималась по шесть дней в неделю, и у нее все всегда болит, но это ее обычное состояние. Когда же перегрузка становится критической, тогда отдыхает — отлеживается, гуляет с друзьями или за компьютером общается в социальной сети. Маша очень коммуникабельная, у нее полгорода друзей! Когда приезжает с длительных сборов или соревнований, я ее два дня дома не вижу: со всеми встречается, делится впечатлениями.
— Уезжая в Лондон, Мария рассчитывала на медаль?
— Конечно, она знала свои возможности и ехала за «золотом». Соревнования с ее участием 31 августа я смотрела уже в записи в интернете. Машин диск улетел на 30,12 метра, а у китаянки Цин У — на 28,01. Когда дошло до церемонии награждения, у меня слезы в глазах стояли. И Маша на пьедестале плакала...
Вечером звоню ей по скайпу поздравить, а она рыдает: «Мама, у меня отбирают «золото». Ничего не понимаю: «Как отбирают?» — «Сказали, что выиграла китаянка, а у меня — второе место»... Моя девочка стоически выдержала весь этот стресс, и второго сентября опять выступила блестяще — толкнула ядро на золотую медаль, улучшив, как и в диске, свой же рекорд.
— Что наши власти обещали победителям и призерам Паралимпиады?
— Наш запорожский мэр Александр Син пообещал чемпионам и призерам — как олимпийцам, так и паралимпийцам — квартиры. Вроде бы двум девушкам-легкоатлеткам их уже дали.
*Маша Помазан в Лондоне с талисманом XIV Паралимпийских игр Мэндвиллем
«Быть первой во всем — это то, к чему Маша всегда стремится»
— Лилия Анатольевна, бывший супруг поддерживает дочерей материально, знает об их проблемах и успехах?
— Давайте эту тему не будем трогать... Ничего о нем теперь не знаю, с детьми он отношений не поддерживает. Первое время после развода были попытки помощи, но потом все сошло на нет. К счастью, помогали мои родители и семья брата. Вообще, на моем жизненном пути было много хороших людей, и я им всем бесконечно благодарна. Взять, к примеру, тренера Машеньки Тамару Эдишерашвили. Она очень требовательный наставник, на тренировках никаких дружеских отношений, все внимание — только на поставленные задачи. Зато после тренировок может разговаривать с Машей на самые отвлеченные темы, став для нее, по сути, второй мамой.
— Машульча — боец с рождения, — уверяет ее старшая сестра Даша Помазан. — Быть первой во всем — это то, к чему она всегда стремится. И у нее это отлично получается. Ссорились ли мы в детстве? Еще и дрались, однажды я даже без зуба чуть не осталась. Мы всегда боролись за родительскую любовь и внимание, и ни одна из нас не хотела уступать. Я долго старалась Машкой командовать. А теперь все поменялось, и сестра фактически взяла на себя роль главы семейства.
Для меня не важно было, какого цвета Маша привезет с Паралимпиады медаль, главное — то, что она, осуществив свою мечту, приняла участие в Играх. Это уже победа!
— Мы очень благодарны всем, кто отстаивал честь Украины, — сообщила «ФАКТАМ» из Лондона тренер Тамара Эдишерашвили. — Маша безоговорочно лидировала, после соревнований ее наградили официально, а через несколько часов телефонным звонком нас всех просто шокировали. Произошел сбой в технике при подсчете поинтов в третьей попытке. Я постаралась успокоить спортсменку, зная, что впереди еще старт и силы ей понадобятся. И в толкании ядра она вырвала у китаянок победу, при этом установив новый паралимпийский рекорд — 12 метров 22 сантиметра!
— Когда нам позвонили из секции легкой атлетики Международного паралимпийского комитета и сказали, что Помазан лишат «золота», мы сразу же подали протест, который сначала отклонили, а через день приняли, — рассказал президент Национального комитета спорта инвалидов Украины Валерий Сушкевич. — Ведь согласно правилам лишить медали могут лишь в том случае, если атлет не прошел допинг-контроль, а о технических ошибках там ничего не сказано. Увы, четкость в принятии решений и следование духу справедливости паралимпийского спорта для чиновников не указ...
2182Читайте нас у Facebook