Александр Квасьневский: «Мир спасет добро»
— Как вы сами представились бы нашим читателям?
— Александр Квасьневский.
— Ваш любимый цвет, запах, продукт, напиток?
— Мой любимый цвет — белый. Мне нравится запах свежего утреннего воздуха в горах или на взморье. Любимое блюдо — летний холодный суп, хлодник. Из напитков предпочитаю морковный сок.
— Чем для вас пахнет детство?
— Счастьем. Это запах дома, кухни, где бабушка готовила что-то вкусное... У меня было счастливое детство.
— Счастье — это... что? Вы счастливый человек?
— Счастье — жить и работать так, чтобы люди вокруг тебя тоже были счастливыми. Нельзя быть эгоистом. Я — человек счастливый.
— В чем вам видится смысл жизни?
— Работать, когда возможно и когда невозможно, делать все для того, чтобы жизнь наших близких, жизнь людей становилась лучше.
— Что такое любовь?
— Важное чувство. Может быть, самое главное. Оно помогает человеку идти вперед.
— Вы хорошо помните самый счастливый день своей жизни? А самый непростой?
— Самый счастливый день моей жизни — когда я познакомился со своей женой. А самый непростой — когда решил быть политиком.
— Что-то может довести вас до слез?
— Конечно. Это несложно. Например, до слез может тронуть хороший романтичный фильм или успех золотого медалиста, который выиграл в состязаниях, и в его честь звучит гимн. Я человек сентиментальный.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
— Работоспособностью, талантом и терпением.
— Есть у вас личная формула успеха?
— Нужно сосредоточиться и делать то, что нужно.
— Какую роль в вашей жизни играют деньги?
— Они дают чувство безопасности. Как богатство они меня не интересуют.
— Что для вас означает быть свободным?
— Свобода — очень важная ценность. Быть свободным — значит решать то, что касается меня и моей семьи, влиять на то, что происходит в моей стране, говорить, что думаю.
— Испытываете ли вы страх перед смертью?
— Знаете, и да, и нет. Я человек неверующий, поэтому не верю, что где-то есть лучший мир. Конечно, это неприятная мысль, что все имеет свой конец. Нужно относиться к этому факту философски. Надо принять, что у всего есть начало и конец.
— Что вы станете делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?
— Думаю, ничего не менял бы и не стремился сделать что-то особенное.
— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?
— В каком-то смысле да. Если ты оставил после себя хорошую память, то еще долго живешь в семейных масштабах. В памяти же всего человечества остаются ученые, писатели, политики — благодаря своим достижениям, которые еще долго приносят пользу людям.
— Что вы вкладываете в понятие добра и зла?
— Добро — быть хорошим человеком, помогать другим. А зло — делать вред.
— Вас часто предавали?
— Бывало.
— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?
— Оптимизм, сила воли и терпение.
— Существует ли Бог?
— По-моему, нет.
— Случались в вашей жизни чудеса?
— В том смысле бывали, что я не ожидал чего-то, но оно вдруг получилось.
— Сколько времени вы могли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?
— Непросто, если попадаешь на необитаемый остров на всю жизнь. А если на несколько дней — в этом нет ничего особенного. По-моему, сейчас многие отправляются на такие острова, чтобы несколько часов или день-два пожить там, немножко отдохнуть от действительности и посмотреть на все с другой точки зрения. Но если бы я знал, что окажусь в таком положении, как Робинзон Крузо, я еще раз перечитал бы книгу о нем и взял с собой то, что ему было нужно, использовал его опыт.
— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей той эпохи пообщаться?
— Все эпохи интересны. Но я радуюсь, что живу в наше время. Думаю, в будущем нашу эпоху будут оценивать как одну из самых важных в истории человечества. Изменились политические системы, развиваются новые технологии... Время очень интересное! А с кем из выдающихся личностей с удовольствием пообщался бы? Наверное, с отцами-основателями Соединенных Штатов Америки: Вашингтоном, Джефферсоном, Франклином. Было бы интересно встретиться с Черчиллем, Сталиным, Рузвельтом. Хотелось бы пообщаться с Хемингуэем и Пикассо. Но знаете, как? Поговорить несколько часов, выпить с ними кофе и снова... убежать в свою эпоху.
— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?
— Мир спасет добро. Люди должны думать не только о себе, но и о других. По-моему, очень страшна болезнь нашей эпохи — эгоизм. Я вижу много его в людях и народах. Это результат конкуренции. Было бы очень плохо, если бы в XXI веке мир стал миром ежедневной борьбы за успех, за деньги, за преимущества, и мы потеряли бы дух взаимопонимания, диалога, солидарности.
Беседовала Ольга СМЕТАНСКАЯ, «ФАКТЫ»
928Читайте нас у Facebook