ПОИСК
Життєві історії

Правнук автора герба Украины Василия Кричевского: «На украинском сале, борще и варениках я... похудел на 28 килограммов!»

7:00 20 вересня 2012
Правнук знаменитого архитектора и живописца Василия Кричевского, автора Национального герба Украины, приехал из США в Полтаву, чтобы получить высшее образование по специальности художник-керамист

Василий Кричевский-младший впервые увидел родину своего прадеда два года назад, когда ему было 25 лет. Тогда его отец, американский художник-керамист, взял сына с собой в поездку, целью которой было при поддержке общественности защитить от «модернизации» Каневский литературно-мемориальный музей Тараса Шевченко. В то время Министерство культуры Украины приостановило реставрационные работы музея по сохранившимся оригинальным чертежам и эскизам Василия Кричевского. Наследников знаменитого архитектора это возмутило.

«Менi важко розмовляти українською, бо багато людей навколо не говорять рiдною мовою»

— Увы, нам ничего так и не удалось добиться, — рассказывает студент первого курса Полтавского национального технического университета Василий Линде-Кричевский. — По замыслу моего прадеда, работавшего в украинском национальном стиле, фасад музея должна была украшать майолика. Однако на последнем этапе, в конце тридцатых годов прошлого века, советская власть устранила его от участия в строительстве здания, и многие десятилетия оно просуществовало, так сказать, в упрощенном виде. Вместо майолики использовали мозаику. Но в 2006 году мои родственники, которые бережно хранили творческое наследие Василия Кричевского, передали в Канев оригинальные эскизы внутреннего и внешнего оформления здания музея, который, кстати, за все время ни разу не ремонтировался. Надеялись, что историческая справедливость восторжествует. Увы... Правительство выделило на реставрационные работы 50 миллионов гривен. А спустя какое-то время Министерством культуры Украины был утвержден совершенно иной план ремонтных работ, который никак не вязался ни с замыслом Кричевского, ни с образом самого Тараса Шевченко. И теперь вместо витражей на окнах — обычное стекло, вместо паркета — бетон, вместо майолики на стенах — белая краска. А национальных орнаментов нет вообще. Это европейский, но никак не украинский музей!

*Парк напротив Полтавского областного краеведческого музея — любимое место отдыха Василия Линде-Кричевского (фото автора)

— Тем не менее, такое неуважение к памяти человека, с именем которого связано духовное возрождение Украины первой половины ХХ века, не отбило у тебя желания вернуться на родину предков?

РЕКЛАМА

— Я имел возможность выбирать, где мне жить и учиться. Мог остаться во Франции, куда поначалу эмигрировала семья прадеда, или в Испании, язык и культура которой мне близки, поскольку моя мама — венесуэлка, а Венесуэла некогда была испанской колонией. Но я вернулся в поселок Опошню Зеньковского района, которую называют гончарной столицей Украины. Два года назад нас с отцом приглашали сюда для участия в Неделе национального гончарного искусства. И с тех пор мое сердце прикипело к этому райскому уголку. Я хочу не просто получить в Украине высшее образование, но остаться здесь навсегда. Хочу знати мою культуру, мої традицiї, мою мову...

— Зов предков?

РЕКЛАМА

— Наверное. Только побывав в Украине, я понял, почему мой прадед, живя в Каракасе — столице Венесуэлы, рисовал в основном украинские пейзажи. Он тосковал по природе, среди которой прошло его детство, по людям, что умеют хранить свои многовековые традиции и у которых душа нараспашку...

*Василий Кричевский

РЕКЛАМА

— Хочу сделать комплимент — твой украинский язык сейчас гораздо лучше, чем два года назад, когда я видела тебя первый раз.

— О, тогда я вообще ничего не понимал (улыбается). Я только чувствовал, что оказался среди очень гостеприимных, щедрых, интересных, талантливых людей. А как жить среди них и не владеть их языком? Я выучил его в свободном общении, перед поступлением в технический университет. К сожалению, на подготовительных курсах при университете целый год учил только русский язык. Странно, конечно, что иностранцам преподают на русском, а не на украинском. Хоча я принципово розмовляю лише українською. Але, знаєте, це важко, бо багато людей навколо не говорять рiдною мовою. Це дуже погано.

«Гончар из меня не получился, а вот курительные трубки из глины делать умею»

— Помогает ли тебе здесь твоя фамилия?

— Фамилия Кричевский сейчас у многих ассоциируется с известным шансонье Гариком Кричевским. В лучшем случае могут вспомнить художника Федора Кричевского — старшего брата моего прадеда. Увы, большинство не знает, что сделал для Украины Василий Кричевский. Наверное, потому, что это уже далекая история. Но мне кажется, еще и потому, что это имя долгие годы замалчивалось.

*Работы Василия Кричевского отличаются неповторимым украинским колоритом и проникновенностью

— Ты пытаешься восстановить справедливость?

— По возможности, конечно, стараюсь напомнить о многогранном таланте своего прадеда. Буквально на днях вернулся из Львова, где проходила Неделя актуального искусства, в которой я участвовал со своей инсталляцией. Я привез туда фильм «Звенигора», снятый Александром Довженко в 1927 году, художником-постановщиком которого был Василий Кричевский. На проектор повесил рушник, а перед проектором установил велосипед «Украина», собранный из трех старых и выкрашенный в желто-синий цвет. По моему замыслу, зрители как бы въезжают на нем в эпоху, отраженную в фильме.

— Помню, из Америки ты приезжал в кроссовках, разукрашенных орнаментами своего знаменитого прадеда.

— У меня в Нью-Йорке и в Вашингтоне был небольшой бизнес. Я заказывал на фабрике белую спортивную обувь и с помощью специальной технологии наносил на нее рисунки красками. Точно так же украшал одежду. Для американцев делал отдельный дизайн, а для себя и друзей из Украины наносил орнаменты, разработанные Василием Кричевским. Но в последние годы это не приносило больших дивидендов, и перед поездкой в Украину дело пришлось закрыть.

— Та поездка двухгодичной давности, как я понимаю, круто изменила твою судьбу...

— Да, я попал в свою стихию, в свою среду. Моему сердцу здесь все близко. В Национальном музее-заповеднике украинского гончарства в Опошне мне дали отдельную комнату со всеми удобствами, где я целый год жил бесплатно. И хотя гончар из меня не получился, курительные трубки из глины делать умею. В Полтавском техническом университете есть возможность изучать академическое искусство, графику, гончарство, а в Национальной академии искусств во Львове, куда я хочу со временем перевестись, — дизайн.

— Родные не были против твоего выбора?

— Отец, естественно, поддержал меня. И очень гордится тем, что я разговариваю на языке наших предков. Он говорил на нем в детстве, а сейчас только понимает и мечтает выучить снова. Папа помогает мне и материально. А вот мама до сих пор не смирилась с тем, что я уехал в Украину, а не в Венесуэлу.

«Я научил американок делать вареники на пару, как в Украине»

— Василий, ты с пяти лет жил в Соединенных Штатах, но, похоже, так и не стал американцем.

— Это точно. Там все помешаны на деньгах. Поговорить с человеком по душам невозможно. Если я звоню другу и предлагаю встретиться, он обычно отвечает, что у него нет времени, и предлагает перенести встречу на следующую неделю. И так может длиться бесконечно долго. Там работа, работа и ничего, кроме работы. Я, например, шесть лет занимался бизнесом, но за это время ни разу не мог позволить себе отдохнуть — у меня не хватало средств. В Украине все гораздо проще. Здесь любой может скопить за год немного денег и отправиться хотя бы на неделю к морю. Я уже тоже успел побывать в Одессе.

— На велосипеде туда ездил?

— Нет! (Смеется.) Хотя велосипедный спорт я люблю. Мой любимый маршрут Опошня- Полтава. Пятьдесят километров проезжаю за два часа. А первый раз добирался целых четыре! Ну, я тогда и весил 115 килограммов. Сейчас всего 87. Соответственно, и время в пути уменьшилось вдвое.

— Похудел благодаря велосипеду?

— И ему тоже. А вообще основную роль тут сыграло здоровое питание. В Америке много химии в еде, а здесь все натуральное. Люблю борщ, вареники, галушки, голубцы, а особенно сало. Друзья даже прозвали меня салоедом. Однажды в Киеве мы отправились в ресторан, где ребята заказали огромную тарелку нарезанного сала разных видов. Под чеснок и черный хлеб я и не заметил, как все исчезло, — было очень вкусно. В Америке и Венесуэле такого нет.

— Сам себе готовишь?

— Теперь не только для себя буду готовить, но и на всю комнату в общежитии. Нас поселили вчетвером. Ребята из сел, так что натуральными продуктами будем обеспечены. А мне ничего не стоит приготовить хоть украинское, хоть кубинское, итальянское, вьетнамское, африканское или ямайское блюдо. Впрочем, сегодня на ужин у нас будет венесуэльское кочино фрито.

— Не поделишься рецептом?

— Две чашки длиннозернистого риса нужно сварить в трех чашках воды вместе с небольшим количеством нарезанного лука, чеснока и сладкого перца. Свиное филе нарезать кубиками, поджарить на постном масле до золотистой корочки. Добавить лук, чеснок, зелень, соевый соус, специи и пряности к мясу, обязательно зиру (она продается в здешних магазинах) — без нее вкус совершенно не тот. И все это смешать с приготовленным рисом.

— Должно быть вкусно. А своих родственников в Америке ты уже приучил к украинской кухне?

— И не только родственников. Три года назад я участвовал в фестивале вареников в Штатах, который организовала одна из православных церквей. Сначала женщины были против того, чтобы я наравне с ними лепил вареники. Дескать, не мужское это дело. Затем они раскритиковали мои вареники с вишнями из-за их больших размеров. Но, попробовав, стали просить рецепт. А весь секрет состоял в том, что я варил вареники не в воде, а на пару, как это делают украинцы.

— Я заметила, что ты постоянно проводишь параллели между Америкой и Украиной. Причем об Украине отзываешься более лестно. Разве в нашем обществе нет недостатков?

— Почему же? Мне не нравится, например, что украинцы много говорят о своих проблемах, но при этом ничего не делают для того, чтобы жить лучше. Однi тяжко працюють i при цьому живуть бiдно, а iншi розкошують, нiчого не роблячи. Однак i в Америцi не все так добре, як видається звiдси. Там також iснує соцiальна несправедливiсть.

— У тебя уже есть любимые места в Полтаве?

— Часто хожу в небольшой сквер, расположенный возле железнодорожного вокзала, и наблюдаю за поездами. Но самое любимое место — это, конечно же, парк напротив краеведческого музея, построенного по проекту моего прадедушки. Изначально в этом здании, которое считается первым образцом украинской архитектуры нового стиля, размещалось губернское земство, им восхищался царь Николай Второй, приезжавший на празднование 200-летия Полтавской битвы. И я тоже каждый раз восхищаюсь творением своего прадедушки. Первый раз увидел это здание на картине, еще будучи маленьким, но не думал, что оно настолько величественное. Орнаменты, которые украшают фасад, можно рассматривать бесконечно. Его архитектурный стиль напоминает мне стиль испанского архитектора Антонио Гауди. Я дуже щасливий, що маю такого талановитого прадiда. Що ходжу по тiй землi, по якiй вiн колись ходив...

1550

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів