Высший совет юстиции лишил статуса судей, фактически оправдавших бывшего депутата-убийцу
Сколько за время независимости Украины было вынесено несправедливых судебных решений, пожалуй, не знает никто. Не ведется и статистика того, сколько невиновных сидит в тюрьмах, а сколько виновных гуляет на свободе. Но есть надежда, что прецедент, созданный Днепропетровским апелляционным судом и Высшим советом юстиции, послужит серьезным уроком тем служителям Фемиды, которые выносят заведомо несправедливые решения и порождают в обществе неверие в украинское правосудие.
«Все было как на войне...»
«ФАКТЫ» рассказывали о трагедии в селе Новоподольское Софиевского района на Днепропетровщине. События, напоминавшие боевые действия, развернулись на местном пруду в воскресный день 27 июня 2010 года. Отдохнуть в День молодежи сюда на двух «Тавриях» приехала компания местных жителей: Александр и Татьяна Югай с пятилетним сыном Егором, брат Саши Дмитрий с женой Оксаной, их родственник Саша Шарай (работник правоохранительных органов), а также друзья Виктория Дорошенко и Дмитрий Кругляков. Накупавшись, молодые люди уже собрались уезжать, когда к водителю одной из «Таврий» Саше Югаю подскочил пьяный охранник пруда (водоем арендует ЧП «Колодий») Виталий Ткаченко и со словами «Убирай отсюда свою развалюху!» повалил его на землю. «Мы сейчас уезжаем», — объяснял Саша. Но тот и слушать не хотел, пиная парня ногами. Пока на помощь подоспели друзья, Александр уже был весь в ссадинах и синяках. Однако, несмотря на угрозы охранника, продолжать конфликт компания не стала — подальше от греха машины рванули с берега в сторону дома.
Впрочем, они зря рассчитывали на здравый смысл нетрезвого сторожа пруда. Тот быстро собрал знакомых, отдыхавших неподалеку, и мощная «Нива-Шевроле» поехала вслед за «Тавриями». За нею помчался УАЗ, принадлежавший фирме «Победа-Агро». В нем находились водитель Сергей Каминский, владелец этой агрофирмы —
Двум «Тавриям» все-таки удалось уйти от преследования, хотя их несколько раз пытались «подрезать» на дороге и остановить. Машины въехали во двор Александра Югая, перепуганные женщины и ребенок бросились к летней кухне, а мужчины остались на пороге дома. Причем Александр Югай на всякий случай вынес охотничье ружье, ведь за спиной были жена и сынишка, а у ворот — озверевшая компания здоровых мужиков. Когда один из них достал из багажника охотничий карабин, переделанный в автомат, никто не успел даже спрятаться. Прозвучала автоматная очередь, и хозяин дома упал, как подкошенный.
— Все было словно на войне, — со слезами на глазах вспоминает Владимир Бойко, приемный отец братьев Югай, вырастивший двух племянников после смерти сестры и ее мужа. — Я услышал, как по соседней улице прогрохотали машины, потом почти сразу раздались выстрелы, и Дима страшно закричал: «Папа, Сашу убили!» Пока я добежал до дома сына, он был уже мертв, а убийцы уехали. Автоматная очередь только чудом не задела маленького Егора, стоявшего рядом с отцом, и милиционера Александра Шарая, который не пускал пьяных дебоширов во двор.
Правоохранители быстро установили личность убийцы. Его сообщников задержали в тот же день, а депутат Софиевского районного совета Александр Таран еще некоторое время скрывался (очевидно, чтобы нельзя было обнаружить алкоголь в крови) и потом сам пришел в милицию. Орудие преступления — незарегистрированный охотничий карабин, переделанный в автомат с почти сорока боевыми патронами, — у него изъяли во время обыска. На суде ни он, ни охранник пруда
Выйдя на свободу, убийца устроил дома грандиозный банкет с фейерверком
Дело по обвинению этой четверки рассматривал в июне 2011 года Криворожский районный суд. И приговорил Александра Тарана к 14 годам лишения свободы за умышленное убийство из хулиганских побуждений. Таран подал апелляцию, и в сентябре 2011 года дело возвратили на повторное рассмотрение уже в Долгинцевский районный суд Кривого Рога. Казалось бы, налицо все признаки преступления, и другого мнения быть просто не может. Но Фемида почему-то стала склоняться в сторону убийцы. К тому времени Александр Таран начал активно «обрабатывать» родственников своей жертвы: его вдове и сыну купил квартиру в Кривом Роге, и Татьяна отказалась от претензий к убийце мужа. Но отца и брата, которые тоже были признаны потерпевшими, ему уговорить не удалось.
— Я сразу ответил адвокату Тарана, что братьями не торгую, — с возмущением вспоминает Дмитрий Югай. — Тогда к делу подключились судьи Долгинцевского суда, хотя по закону они должны быть полностью беспристрастными. Мне позвонила судья Надежда Прудник и предложила приехать. А в суде меня стали уговаривать написать заявление на компенсацию материального ущерба и договориться с убийцей — он, мол, все равно получит условный срок. Я не мог в это поверить! После 14 лет — и вдруг условно?! На каком основании? Разве может судья за три недели до рассмотрения дела знать, каким будет приговор? Большего абсурда придумать невозможно. Тем не менее так и получилось.
21 марта 2012 года суд под председательством судьи Андрея Козака, с участием судей Надежды Прудник и Натальи Середней переквалифицировал преступление со статьи «Умышленное убийство» на менее тяжкую — «Превышение пределов необходимой обороны» и дал убийце три года с испытательным сроком на два года. Его сообщники и зачинщик этого конфликта были амнистированы как имеющие на содержании несовершеннолетних детей. Правда, судья Надежда Прудник не согласилась с этим решением. «С таким выводом суда согласиться нельзя, — написала она в Высший совет юстиции. — Действия Тарана А. С. по отношению к потерпевшему Югай А. М. с моей точки зрения полностью охватываются статьей 115». Тем не менее приговор ей пришлось подписать, и убийца был освобожден прямо в зале суда.
Вечером над улицей Красноармейской в Софиевке взлетали красочные салюты — это Александр Таран устроил в своем доме грандиозный банкет с фейерверком. За «пиром во время чумы» с ужасом наблюдали односельчане, многие звонили Владимиру Бойко и Диме Югаю: «Как же такое может быть?» Не исключено, что бывшему депутату райсовета (к тому времени его уже лишили мандата) и удалось бы спустить дело на тормозах, если бы не вмешался народный депутат, заслуженный юрист Украины, глава подкомитета по вопросам судоустройства и статуса судей Верховной Рады Украины Дмитрий Шпенов. Получив жалобу потерпевших, он срочно выехал в Софиевский район.
— В этой истории поражает то, что все три суда, которые рассматривали столь резонансное преступление, включая и Долгинцевский суд Кривого Рога, установили, что группа лиц, преследуя потерпевшего из хулиганских побуждений, ворвалась в его дом, — комментирует Дмитрий Шпенов. — Но такие действия Долгинцевский суд почему-то квалифицировал как превышение пределов необходимой самообороны. Любой юрист скажет, что самооборона и хулиганство — понятия несовместимые. Судьи Долгинцевского суда не учли этого фактора, что говорит об их непрофессионализме... Нужно было не только добиться справедливости в этом конкретном случае, но и искоренить дальнейшую возможность появления подобных приговоров.
«Погибший имел полное право защищаться в своем доме любыми средствами»
Дальнейшие события развивались, как в плохом детективе. Не только потерпевшие, но даже работники прокуратуры, не согласные с решением, два дня не могли получить протокол и приговор суда — один из судей срочно ушел в отпуск, другой — на больничный. И только когда к делу подключилась областная прокуратура, его удалось сдвинуть с мертвой точки. Апелляцию, в которой потерпевшие обжаловали несправедливое решение Долгинцевского суда, а также протест областной прокуратуры Днепропетровский апелляционный суд рассматривал почти 13 часов подряд — с утра и до позднего вечера. Для судей, государственного обвинителя и всех присутствовавших это заседание было очень тяжелым. Достаточно сказать, что даже вдова погибшего Александра Югая поддерживала убийцу своего мужа, а его адвокаты пытались представить обвинение как попытку лишить бывшего депутата принадлежавшей ему агрофирмы и всего бизнеса. Но коллегия судей все-таки восстановила справедливость. Заново выслушав всех пострадавших, подсудимых и свидетелей, Апелляционный суд отменил приговор Долгинцевского райсуда и вернул в действие приговор Криворожского районного суда, который еще год назад назначил Александру Тарану наказание в виде 14 лет лишения свободы.
— Справедливость вроде бы восторжествовала, — комментирует этот прецедент Дмитрий Шпенов. — Но судьи Долгинцевского суда тоже должны были ответить за свои неправомерные действия. Еще в марте этого года я обратился в Высший совет юстиции с просьбой дать оценку их действиям и привлечь к дисциплинарной ответственности. Мое обращение рассматривали несколько инстанций, и ни на одно заседание судьи Козак, Середняя и Прудник не явились. Правда, Надежда Прудник сама была не согласна с приговором и высказала по этому поводу особое мнение. Но в действиях двух других судей были явные признаки нарушения присяги. С этим согласились и все члены Высшего совета юстиции. Заседание было довольно бурным.
— Приговор Долгинцевского суда — очень опасный и обидный не только для потерпевших, но для всего общества, для всей правовой системы, — подчеркнул глава Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко. — Когда судья принимает присягу, он обещает действовать непредвзято и справедливо. На деле же судьи заведомо назначили наказание, не соответствующее тяжести совершенного преступления. Александр Югай имел право на территории своего домовладения защищаться от нападавших любыми доступными способами, в том числе и с применением оружия. Непостижимо, как можно было не учесть всех этих факторов? В то же время сами судьи не захотели это объяснить, хотя их дважды вызывали на заседания совета юстиции. Сегодня они на больничном, завтра придумают что-нибудь еще. Но мы имеем право принять решение и без их присутствия.
Высший совет юстиции единогласно проголосовал за лишение Андрея Козака и Натальи Середней статуса судей, а также всех возможных льгот и гарантий, связанных с этой должностью. С формулировкой: за нарушение присяги. Надежде Прудник, которая не согласилась с приговором, но тоже несет за него моральную ответственность, разрешили написать заявление об увольнении по собственному желанию. Это предложение Высшего совета юстиции в ближайшее время будет рассмотрено Президентом и Верховной Радой Украины. Кроме того, внесено предложение рассмотреть на заседании совета юстиции правомочность действий судей Апелляционного суда, которые отменили самый первый приговор и направили дело на пересмотр в Долгинцевский районный суд Кривого Рога. Проверка по этому решению уже назначена.
— Это — начало конца судейской карьеры тех служителей Фемиды, которые нарушили присягу, — подчеркнул Владимир Колесниченко. — Очистить судебную власть от таких ее представителей для нас дело чести. И спасибо прессе за активную позицию в этом резонансном деле.
1965Читайте нас у Facebook