ПОИСК
Клуб споживачів

Как нас обманывают в интернет-магазинах

6:00 21 листопада 2012
Інф. «ФАКТІВ»

Только после вмешательства «ФАКТОВ» продавцы интернет-магазина спустя год(!) наконец-то привезли киевлянину новую морозильную камеру. Но некоторым покупателям интернет-магазина «Еврокомфорт», к сожалению, повезло меньше. Крупная харьковская компания, три месяца назад оплатившая 85 тысяч гривен за 15 плазменных панелей и не получившая их, сумела вернуть себе лишь 1 тысячу гривен. А киевлянин, купивший полтора года назад за 15 тысяч гривен роскошную плазму, которая тут же сломалась, уже и в милицию обращался, и суд выиграл у «Еврокомфорта», но судебный исполнитель лишь развел руками — на счетах интернет-магазина денег нет.

Покупатели, внесшие стопроцентную предоплату, но не получившие товар, потребители, выигравшие суды (а таких уже свыше двух десятков по всей Украине) объединяются, чтобы подать коллективную жалобу в Генпрокуратуру на действия руководителей интернет-магазина.

«Если компания-поставщик техники становится банкротом, то у покупателя действительно появляются проблемы»

 — Мой сын за 700 долларов купил холодильник «Electrolux» в интернет-магазине «Еврокомфорт» еще в 2008 году, — рассказал киевлянин Яков Шмаленюк. — Техника сразу забарахлила, но у сына не было возможности возиться с этим холодильником, он приобрел себе новый, а этот отдал мне. Я же решил отремонтировать агрегат, но в сертифицированном сервисном центре мне выдали акт о том, что ремонт невозможен из-за существенного дефекта по вине производителя — на задней стенке холодильного шкафа намораживался лед.

Тут-то и начались мои мытарства. Сдав неисправный холодильник в интернет-магазин, я и представить себе не мог, что на возврат бытовой техники уйдет целый год. Дело в том, что, согласно закону о защите прав потребителей,  либо неисправная техника меняется на новую, либо возвращаются уплаченные за нее деньги. Причем на время, пока решаются формальности, покупателю должна быть предоставлена другая техника. Законы-то у нас хорошие, но вот только, видимо, не для всех они писаны. 29 ноября прошлого года представители «Еврокомфорта» забрали у меня холодильник вместе с оригиналами гарантийного свидетельства и акта технического состояния. Взамен я получил расписку: «СПД Тесля И. В. обязуется вернуть стоимость холодильника после возврата техники поставщику». Как я позже выяснил, СПД Тесля И. В. — это жена директора интернет-магазина, выступающая как субъект предпринимательской деятельности от группы компаний «Еврокомфорт».

РЕКЛАМА

Когда прошли все сроки возврата холодильника, я написал заявление на имя директора интернет-магазина, но никакой реакции не последовало. На мое обращение в управление по защите прав потребителей пришел ответ, что проверка предприятия проведена и «Еврокомфорт» обещал вернуть мне деньги в течение 14 дней. Но ни денег, ни холодильника я так и не дождался. Несколько раз ездил в офис «Еврокомфорта», получая вежливые обещания, потом ежедневно им звонил. Все без толку. Мне говорили, что поставщик холодильника обанкротился, и хотя «Еврокомфорту» пришлось взять на себя его обязательства, после кризиса магазин испытывает финансовые трудности.

 — Если компания-поставщик бытовой техники становится банкротом, то у покупателя действительно появляются проблемы, — пояснил менеджер по обслуживанию клиентов компании бытовой техники «Электролюкс» Валерий Ушаков. — Я бы и рад помочь, но холодильник, о котором идет речь, был куплен еще до 2010 года, когда наша компания открыла в Украине свое официальное представительство. Неизвестно, кем ввезен холодильник в Украину (возможно, он вообще сделан где-нибудь на Малой Арнаутской). В вашем случае надо либо обращаться на завод-изготовитель — а это в Венгрии, либо добиваться от продавца возврата денег, потому что модель уже снята с производства. Но даже если истекла гарантия, срок эксплуатации такого холодильника составляет семь лет.

РЕКЛАМА

Между тем злосчастный агрегат не прослужил и трех лет. И когда Яков Шмаленюк стал искать в сети отзывы о работе интересующего его интернет-магазина, обомлел от количества негативных и даже гневных откликов. Люди возмущались тем, что, даже оплатив поставку товара, не получили ни технику, ни денег.

Вскоре в «ФАКТЫ» обратились и другие пострадавшие. Так, киевлянин Дмитрий Кожарский купил в «Еврокомфорте» телевизор за 15 тысяч 600 гривен еще полтора года назад. Через две недели плазма перестала работать, и в сервисном центре выдали заключение о том, что обнаружен существенный дефект по вине производителя. Телевизор забрали и сказали, что деньги должен вернуть продавец. Однако в «Еврокомфорте» заявили, что вернут деньги только после того, как Дмитрий отдаст оригиналы документов (техпаспорт на телевизор, гарантийный талон, чек о покупке, акт о том, что в технике обнаружен существенный дефект). Но Дмитрий стоял на своем — оригиналы документов он отдаст только после выплаты денег. Клиента начали очень вежливо «отфутболивать». Дмитрий обратился в управление по защите прав потребителей, где, в свою очередь, перенаправили его дело в прокуратуру. Оттуда бумаги передали в милицию.

РЕКЛАМА

«Ты хочешь получить деньги или по закону свои потребительские права отстаивать?»

 — Меня вызвал следователь Шевченковского райуправления милиции и прямо спросил: «Ты хочешь получить деньги или по закону свои потребительские права отстаивать?» И пояснил, что пока я не отдам оригиналы документов, денег не получу, — рассказал Дмитрий Кожарский. — Потом при мне позвонил менеджеру «Еврокомфорта» и мило побеседовал с ним, как с давним знакомым. Когда я стал вникать в суть дела, то понял: группа компаний «Еврокомфорт» работает как частные предприниматели и как несколько фирм разных форм собственности. Но все они объединены в единое целое.

Выиграв суд, который вынес решение выплатить причитающиеся ему 15 тысяч 600 гривен, плюс 10 тысяч гривен морального ущерба, Дмитрий пришел к судебному исполнителю, но тот лишь пожал плечами — мол, на счетах интернет-компании пусто, и показал пачку судебных решений по «Еврокомфорту». Все они остались не выполненными. Тогда Кожарский решил объединиться с теми, кто из-за «Еврокомфорта» оказался в похожей ситуации. Он принес в редакцию документы еще семи пострадавших, среди которых оказалась харьковская фирма «Хартеп», оплатившая 15 плазменных панелей LG на сумму 85 тысяч 731 гривню, но технику так и не получившая.

 — При условии стопроцентной предоплаты нам обещали поставить панели в течение трех дней, но с августа 2012 года мы до сих пор не получили ни техники, ни деньги, — рассказал начальник отдела снабжения ООО «Хартеп» Алексей Буряковский. — В украинском представительстве LG нам сообщили: заявки на поставку 15 плазменных панелей не получали, тем более, что эти плазмы уже сняты с производства! Тогда мы поняли, что никто нам товар поставлять не собирается, а группа компаний «Еврокомфорт» прокручивает наши деньги в своих интересах. За три месяца мы получили от них лишь горы обещаний, в том числе и письменных, но ни одно не было выполнено.

С недавних пор нам каждую неделю возвращают по… 300 гривен. На сегодняшний день сумма возврата составила «аж» тысячу гривен. Судя по информации, которую нам удалось получить, милиция почему-то совершенно не настроена разбираться с деятельностью этой группы компаний, и мы сейчас готовим коллективную жалобу в Генпрокуратуру. Пять компаний могут предоставить правоохранителям документы о том, что «Еврокомфорт» задолжал им почти полмиллиона гривен. Ну а тех, кто просто жалуется в интернете, и не пересчитать. Лично я оставил предостережение на 23 форумах, потом понял, что тут надо действовать несколько иначе.

В том, что потерпевших от деятельности «Еврокомфорта» намного больше, чем заявлений в милицию, уверен и юристконсульт частного акционерного общества «Терминал-М» Сергей Мартенюк.

 — Я дважды обжаловал отказ Оболонского райуправления милиции Киева в возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество», — рассказал Сергей Мартенюк, защищающий интересы фирмы, пытавшейся купить у «Еврокомфорта» два кондиционера. После перечисления 14 тысяч гривен в июле 2012-го предприятие безуспешно пытается вернуть хоть копейку своих денег. — Когда я готовил иск в суд, то из Единого государственного реестра судебных решений Украины узнал, что группа компаний «Еврокомфорт Ком» получила деньги, но не поставила товар 18 юридическим лицам. А сейчас есть уже 20 судебных решений, по которым «Еврокомфорт» должен 282 тысячи 922 гривни, не считая судебного сбора. И это только юридические лица! Поскольку выигранные суды не помогли покупателям вернуть свои деньги, мы решили пойти другим путем и обратились в милицию. Потому что если фирма изначально не собирается выполнять свои обязательства, то тут уже речь идет о мошенничестве.

«Теперь расплачиваемся с клиентами, но не можем со всеми сразу»

В милиции Сергею Мартенюку неофициально, но доходчиво пояснили, что такие дела очень трудно доказывать. Мол, работы много, а в итоге так называемый «висяк» испортит статистику. Так что не обессудьте, в возбуждении уголовного дела будем отказывать. Однако юрист уверен, что со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса Украины уголовное дело все-таки будет расследовано без предварительных проверок милиции или прокуратуры.

А что же руководство «Еврокомфорта»? В офис группы компаний и фирм я отправилась с Яковом Шмаленюком «выбивать» его холодильник. Перед входом никакой вывески. В одной из комнат за компьютерами сидят шестеро сотрудников, которые хором сообщают, что «начальник будет после 14.00». Однако мой спутник, наученный горьким опытом, сразу же направился в боковую дверь и — о чудо! — застал начальника на месте. На вопрос, когда же наконец-то ему вернут холодильник, мужчина за рабочим столом удивленно вскинул брови: «Как?! А разве вам его еще не вернули?!» Суть дальнейшей беседы свелась к тому, что вопрос обязательно будет решен на следующей неделе. При этом обстановка в офисе свидетельствует: хозяева либо недавно въехали, либо вот-вот собираются съезжать.

— Вы видели негативные отзывы о работе вашей компании на разных интернет-форумах? — спросила я у директора группы компаний «Еврокомфорт Ком» Сергея Тесли

 — Да, я в курсе дела, — отвечает мужчина. — Там пишут неправду. Мы со всеми этими людьми поддерживаем связь и пытаемся решить их вопросы. Проблема в том, что года полтора назад наш партнер — компания «Мегамакс» — обанкротилась (официально о своем банкротстве фирма объявила в июле 2011-го. — Авт.), и мы взяли на себя все их обязательства. Теперь расплачиваемся с клиентами, но не можем со всеми сразу. Проще было бы закрыть нашу фирму и завтра открыть новую. Но мы же не объявляем себя банкротами, а стараемся бороться до конца.

— И при этом продолжаете брать деньги у новых клиентов, заведомо зная, что не сможете поставить им товар? Ведь вы получаете немалые суммы — десятки тысяч гривен. Куда они исчезают? Неужели поступают клиентам, которым вы должны? Харьковская фирма «Хартеп» перечислила вашей компании свыше 85 тысяч гривен…

 — Да. Мы рассчитываемся. Постепенно возвращаем им деньги.

— За три месяца вы вернули 1 тысячу гривен из 85 тысяч… Если работаете честно и пытаетесь выжить в непростых условиях, скажите: скольким клиентам вы задолжали и какую сумму? И есть ли у вас примерный план в течение конкретного срока вернуть людям деньги или поставить товар? Знаете ли вы, сколько судов уже проиграли и каковы суммы выплат по этим искам?

Руководитель интернет-магазина пообещал, что на эти вопросы обязательно ответит мне… на следующей неделе. Тогда я попросила его подготовиться и заодно назвать тех, с кем уже удалось рассчитаться. И еще хотелось узнать: у кого «Еврокомфорт» закупает технику теперь?

Не дожидаясь обещанного интервью, я решила выяснить в том же реестре судебных решений, сколько в нем значится гражданских исков к «Еврокомфорту». Первое дело против этой группы компаний было выиграно в декабре 2009 года, но товар был куплен еще в июле 2008-го. Как раз начало кризиса. К ноябрю 2012-го выигранных дел насчитывается уже 10, и долг по ним составляет без малого 60 тысяч гривен. Умолчим о такой «мелочи», как уплата судебных издержек — почти одна тысяча гривен. В это число не входят четыре проигранных, но аналогичных дела, где люди приобретали микроволновки, электроплиты, стиральные машинки. Есть женщина, даже взявшая кредит под покупку кондиционера. Еще по шести случаям открыто судебное производство.

 — У нас есть кризис-менеджер, который договаривается со всеми этими людьми, — рассказал Сергей Тесля, когда приехал в редакцию. — С кем-то мы договорились о частичной компенсации по бартеру или замене техники. Со многими клиентами мы остаемся в дружеских отношениях, делаем им крупные скидки, продаем товар по себестоимости. С харьковской компанией мы договорились, что на этой неделе вообще закроем вопрос. Но они пишут жалобы во все инстанции, поэтому у меня из-за них проверки из ОБЭП, УБОП, прокуратуры.

— Они связались с представительством LG в Украине и узнали, что такую партию плазм вообще не заказывали.

 — Ну LG… Есть еще масса других поставщиков!

— Кстати, кто у вас числится в поставщиках?

 — Масса поставщиков, и не только представительства. С «Хартеп» получилось так, что деньги от них поступили на счет, на который наложили арест. И теперь исполнительная служба уже распределяет, кому эти деньги должны поступить. Ситуацию осложняет и то, что есть люди, требующие не только деньги, но и выплату морального ущерба. Всего мы должны где-то ста клиентам. И долгов больше, чем на полмиллиона гривен. Но мы привлекаем инвестора и сможем сразу рассчитаться со всеми долгами. Думаю, на это потребуется где-то полгода.

— А почему вы переезжаете из одного офиса в другой?

 — За четыре года переехали во второй офис, чтобы сократить расходы — аренда предыдущего была слишком дорогой.

— А машины и жилье у вас сейчас под арестом?

 — Да, у меня все под арестом. Так живут сейчас многие люди.

— Основная масса жалоб поступает на СПД Тесля И. В. Это реальный человек?

 — Это моя жена. Кстати, на нее было оформлено больше всего заказов, и сейчас, соответственно, навалились эти проблемы. Виноват я. Но мы не собираемся закрываться. Эти деньги не стоят того, чтобы убегать куда-то за границу.

— Любопытный судебный процесс состоялся в сентябре прошлого года, когда судебный исполнитель Печерского райуправления юстиции пыталась добиться через суд запрета на выезд за границу директора «Еврокомфорта». В этом случае речь шла о долге в 254 тысячи гривен, из которых со счетов торговой организации удалось снять 135 тысяч. В итоге судебный исполнитель проиграла без права обжалования. Это вас пытались сделать невыездным?

 — Если честно, я не видел этого решения… Но в той ситуации нам пени насчитали почти столько, сколько был долг. Кто-то в кризис хочет еще и нажиться.

— Люди, наоборот, считают, что вы берете у них предоплату, товар не поставляете, а вместо этого «прокручиваете» деньги в своих интересах.

 — В данном случае это с нас пытались «снять» деньги.

— Одной фирме в счет уплаты долга (почти 172 тысячи гривен) удалось отсудить у вас две иномарки — «Даймлер Крайслер» и «Опель». У вас забрали эти машины?

 — Нет, все стоит под арестом.

— У вас в гараже?

 — Что-то стоит, что-то забрали.

— А вы сейчас на какой машине ездите?

 — Взял машину у друга. На своей не могу, потому что она находится в базе данных у «Кобры» (спецподразделение Департамента ГАИ. — Авт.). Если меня остановит на улице сотрудник ГАИ, машину попросту отберут.

Поверят ли обещаниям Сергея Тесли люди, ожидающие своих денег? Кстати, холодильник Якову Шмаленюку все-таки вернули. Точнее, привезли не холодильник, а новую морозильную камеру марки Gorenie. И хоть разница в цене между более дорогим холодильником и «морозилкой» составляла около тысячи гривен, наш читатель был рад и этому.

 — Если бы не вмешательство «ФАКТОВ» и не то, что технику надо было доставить в помещение прокуратуры одного из районов Киева, то сидел бы я и дальше без холодильника, — уверен киевлянин.

P.S. Поскольку речь идет о неоднократных обращениях покупателей «Еврокомфорта» со всей Украины в милицию, прокуратуру, территориальные управления по защите прав потребителей, просим считать эту публикацию официальным запросом в МВД, Генпрокуратуру и Министерство юстиции. Хотелось бы узнать: почему деятельностью «Еврокомфорта» до сих пор вплотную не заинтересовались правоохранители? Почему судебные исполнители не торопятся заставить интернет-продавцов исполнять решения судов, в том числе оплатить государству судебный сбор за проигранные дела?

Если вы столкнулись с нарушением прав потребителей, звоните в редакцию по телефону (044) 486-54-30 или пишите на [email protected]

Советы потребителям

  • Покупая бытовую технику, обязательно проверьте правильность заполнения гарантийного талона. Его образец можно заранее распечатать на сайте компании-производителя.
  • У каждого товара есть свой артикул (номер продукции), который тоже нелишне будет уточнить, позвонив в офис компании-производителя. Если нет представительства компании-производителя в Украине, то вернуть деньги за товар по гарантийным обязательствам будет сложно.
  • Перед покупкой товара убедитесь, что еще не прошло 18 месяцев с момента его производства. Именно такой срок дается на реализацию бытовой техники. В противном случае вы рискуете нарваться на «серый» продукт, который давно снят с производства, или на подделку.

2820

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів