«На съемках фильма „Укротительница тигров“ все мужчины влюбились в Людмилу Касаткину»
Людмила Касаткина мечтала стать балериной. И даже училась в Московской оперной студии на хореографическом отделении. Но судьба распорядилась иначе. Из-за травмы ноги Людмила Ивановна вынуждена была расстаться со своей мечтой. На сцену она таки вернулась. Но уже актрисой Центрального театра Красной армии (ныне Центральный академический театр Российской армии), в котором прослужила всю свою жизнь. Еще за несколько месяцев до смерти Людмила Ивановна выходила на сцену в спектакле «Школа любви». Ей было уже 86 лет, она иногда забывала текст, но коллеги понимали, что уход из театра тут же убьет актрису. Ее ангелом-хранителем в течение 62 лет был супруг, известный режиссер Сергей Колосов. Касаткина пережила своего любимого всего на 11 дней. Она ушла из жизни, находясь в палате Центральной клинической больницы в Москве. Актриса так и не узнала, что на церемонии в Кремле была награждена орденом Почета...
Людмила Ивановна всегда называла своей самой любимой роль Лены Воронцовой из фильма «Укротительница тигров». В этом кино голубоглазая блондинка, хохотушка и дебютировала. На одной площадке она тогда встретилась с уже известной цирковой артисткой Энгелиной Рогальской. Они остались друзьями на всю долгую жизнь.
— Энгелина Васильевна, с Людмилой Ивановной вы познакомились...
— В Ленинграде, на съемках фильма «Укротительница тигров». Мы с мужем должны были играть пару наездников, которую тренировала мама Леночки Воронцовой. Ее, если помните, играла Татьяна Ивановна Пельтцер. Но режиссер фильма Надежда Николаевна Кошеверова увлеклась и сняла материала на целых пять часов. В результате пришлось много сокращать и все наши сцены пошли под ножницы. Остался только один эпизод, где я, держа коня под уздцы, подхожу к героине Татьяны Пельтцер. Зато в фильме снимался наш мотоцикл — тот, на котором в фильме ездит герой Кадочникова. Чтобы не покупать новый специально для съемок, мой муж отдал свой.
*Познакомившись на съемках фильма «Укротительница тигров», Энгелина Рогальская и Людмила Касаткина стали подругами на всю жизнь
— На картине собралась замечательная актерская компания. Все нашли общий язык друг с другом?
— Единственным известным среди нас актером был только Павел Петрович Кадочников, в то время уже народный артист, лауреат Сталинских премий. А все остальные — молодые, веселые, задорные, не обремененные ни славой, ни званиями, ни большими деньгами. Поэтому всех нас поселили в одной гостинице, надо сказать, весьма простенькой — на «Ленфильме». Мы тогда жили, как одна семья. Не только бок о бок работали, но и вместе ели в столовой, проводили свободное время.
— Надо же, столько лет прошло, а вы все помните, будто это было вчера!
— А как можно забыть этих людей? Например, Татьяна Пельтцер — прекрасный человек и замечательная актриса, очень любила выпить. Мой муж часто обнимал ее за плечи и говорил: «Татьяна Ивановна, пойдемте, я угощу вас чем-то вкусненьким». Подружились мы и с Сергеем Филипповым — гениальным актером, обладающим потрясающим чувством юмора. За ним нужно было ходить и записывать его шутки, сейчас жалею, что не делала этого. А красавица Нина Ургант, игравшая балерину Олечку! С ней, кстати, вышел забавный случай. Как-то подошла ко мне Кошеверова: «Энночка, вы же родом из Ленинграда, не знаете, где можно сшить на заказ пуанты для Нины? У нее сорок первый размер ноги, и нам для нее обувку найти не удалось». Я заказала пуанты в наших цирковых мастерских.
Но Людочка Касаткина выделялась даже в этой компании выдающихся людей. Была яркой, коммуникабельной и смелой. Запросто входила в клетку с тиграми, а с главным героем Пуршем у нее сложились такие же трогательные отношения, как и у ее героини в кино.
— Разве в сценах с животными Касаткину не подменяла дрессировщица Маргарита Назарова?
— Подменяла, конечно, но Люда и сама провела на арене довольно много времени и тигров совсем не боялась. А с Назаровой Люда подружилась, они очень симпатизировали друг другу. Когда Маргарита получила черепно-мозговую травму, Люда приняла ее болезнь близко к сердцу. Эта трагедия случилась на моих глазах в Казанском цирке, когда Назарова пустила в клетку со своими тиграми нового «артиста». Они его не приняли и начали рвать друг друга в клочья. Помощника у Риты не было (от нее тогда как раз ушел ее ассистент Багдасаров, а муж Костя куда-то уехал), поэтому она кинулась разнимать животных сама. А когда тигры рвут, они ничего не соображают, кровь их не останавливает, наоборот, еще сильнее раззадоривает. Маргарита упала, ее без сознания вытащили из клетки, и она потом долго лечилась. Когда Люда узнала, что Назаровой плохо, позвонила мне и спросила: «Эннуль, как помочь ей, может, нужны какие-то лекарства?» И передала через артистов, которые ехали из Москвы в Казань, деньги и дефицитные продукты. Людочка была очень добрым и бескорыстным человеком.
— Но откуда же тогда появились слухи о том, что Касаткина чуть не разбила семью Кадочникова?
— Вы, молодые, вкладываете сегодня в слово любовь совсем другой смысл, не такой, как мы когда-то. Сегодня любовь и секс стали равноценными понятиями, а нам было достаточно флирта — взглядов, улыбок, слов, намеков, прикосновений. Именно так были влюблены в Люду все без исключения мужчины нашей съемочной группы, включая и моего красавца-мужа. Я не ревновала, потому что понимала: ни один нормальный мужчина не мог оставаться равнодушным к Касаткиной. Она же была, как куколка: хорошенькая, ладненькая, замечательно пела и танцевала. А как у нее светились глаза! Кадочников тоже попал под ее обаяние и очарование. И даже, как она рассказала мне спустя много лет, говорил ей о своих чувствах. Но дальше симпатии дело не шло — единственным мужчиной в жизни Люды был муж Сергей Колосов. Она была предана ему, несмотря ни на какие соблазны. Вообще, Касаткина — образец человека цельного, не разменивающегося на мелочи, не зря же она любила говорить: «У меня в жизни все в единственном числе: один муж, один сын, один театр, одна семья».
— Вы бывали дома у Людмилы Ивановны?
— И не только я, у нее был очень гостеприимный дом. Люда, несмотря на занятость в театре и кино, много времени уделяла своей квартире. Старалась, чтобы там было чисто и уютно. Помню, как она сделала роскошный ремонт и очень переживала из-за того, что ее собачка справляла нужду на только что покрытые лаком полы. Я попросила мужа, чтобы он поехал к Касаткиной и приучил собаку к туалету. Муж съездил к Люде три раза, после чего собака стала ходить только в одно, отведенное для этого место.
— Статус народной артистки обязывает. Людмила Ивановна всегда хорошо выглядела и была шикарно одета.
— Если бы вы знали, как трудно Люде было шить все эти платья. На дорогую брендовую одежду денег не хватало, но у Касаткиной была портниха, которая шила ей вещи и для торжественных случаев, и для повседневной жизни. Театр, в котором она проработала всю жизнь, ничем ей не помогал. Вообще, всякий театральный коллектив — сборище ненавистников и завистников, а успешной в профессии и счастливой в личной жизни Люде завидовали больше других.
— Она вам жаловалась?
— Нет, она была не из тех, кто вываливает свои неприятности на голову близких и друзей. Но иногда, когда становилось совсем уж невыносимо, грустно улыбалась: «Эннуль, ты же понимаешь...» «Да, все понимаю, дорогая моя, — отвечала я ей. — Сама всю жизнь в творческих коллективах проработала, знаю, какие нравы там царят». Актрисы помоложе смотрели на Касаткину и думали: «Когда же она, наконец, уйдет?!» А сейчас, когда она действительно ушла, никто так и не занял место Людочки. Просто нет звезд такого масштаба. Театр потерял лицо, которое у него было, когда там играла Касаткина.
Хорошо помню, как Люда играла в свой последний театральный сезон. Чувствовала уже себя плохо, на сцене забывала текст, и партнеры произносили ее слова. Людочка хорошо понимала, что новый театральный сезон театр откроет уже без нее и очень из-за этого страдала. Представляете, каково актрисе покидать театр, в котором она проработала всю жизнь? Это невероятно тяжело!
«Отношения Людочки и Сергея Колосова — настоящая лебединая верность. Они жили и умерли вместе»
— Коллеги по театру рассказывают, что в последний год жизни Людмилы Ивановны сын буквально запер ее в клинике и не давал никому с ней общаться.
— И правильно сделал, что не позволил устраивать в ее палате проходной двор. В то время Люда уже очень плохо себя чувствовала. На фоне болезни Альцгеймера, которой она страдала в последние годы, у нее развились сначала бронхит, а потом пневмония. А людям, которые рвались к ней в клинику, почему-то даже в голову не приходило, что женщина, привыкшая всегда выглядеть на все сто, просто не хочет, чтобы ее видели в таком неприглядном состоянии.
Но то, что она ничего не соображала и никого не узнавала, ерунда. Это я точно знаю, потому что являлась одной из немногих, кто бывал у нее в больнице. О том, что Колосов умер, Люде сказали не сразу, но она все поняла. Помню, как она мне сказала: «Я чувствую, что Сережи больше нет, стало быть, и моя жизнь подходит к концу». Их отношения — настоящая лебединая верность. Они жили и умерли вместе.
— Говорят, отношения с сыном у Людмилы Ивановны были, мягко говоря, не очень хорошими...
— Все это ересь, которую почему-то стали нести после ее смерти люди, плохо знавшие семью Касаткиной и Колосова. Да Люда боготворила своего сына и обожала внучек, одну из которых назвали ее именем! Алексей талантливый джазовый музыкант, но для того, чтобы он мог по- настоящему развернуться, нужны были большие деньги, а семья ими не располагала. Люда часто мне жаловалась: «Эннуль, чтобы записать диск, нужно отдать целое состояние. Я так переживаю, что ничем не могу ему помочь». А умирая, говорила: «Единственное, о чем я беспокоюсь, как теперь Алеша будет без меня». Страдала, что оставляет сына практически без средств к существованию. Они с мужем долго болели, даже если что-то за свою жизнь и накопили, то все ушло на врачей и лекарства.
— Звезда советского кино и ведущая актриса театра Российской армии находилась в стесненных материальных обстоятельствах?
— На жизнь им, конечно, хватало, но особого богатства не было. Да и где она могла заработать? В театре платили немного, в кино она снималась не так уж часто. Это мы, цирковые артисты, ездили по всему миру с гастролями и привозили не только деньги, но и дефицитные вещи. Драматические актеры в этом смысле с нами сравниться не могли.
5455Читайте нас у Facebook