«примерно треть пути из киева в крым наш экспериментальный микроавтобус проехал на электроэнергии»
Ученые Национального университета «Киевский политехнический институт», Института возобновляемой энергетики и Института электродинамики НАНУ поставили перед собой задачу взять уже серийно выпускаемый микроавтобус «Соболь» и сделать из него так называемую гибридную машину — ездящую как на биотопливе (например, рапсовом масле), так и на электричестве. И им это удалось. Причем если за день проезжать не более 60 километров, микроавтобус может работать только как электромобиль.
- Ночью подключаешь аккумуляторы микроавтобуса к обычной электросети, за шесть часов они полностью заряжаются, и потом без подзарядки можно проехать 60 километров, — говорит заведующий лабораторией Института электродинамики доктор технических наук НАНУ Виктор Павлов. — Но с учетом того, что на крыше стоит солнечная батарея, то этот показатель вырастет до 70 километров. Городской маршрутке хватит как раз на рабочий день. А если запасенного электричества окажется недостаточно, не беда. Водитель заведет двигатель внутреннего сгорания, работающий на биологическом топливе, выбросы от которого значительно менее токсичны, чем от традиционного. Через несколько месяцев, когда наша разработка пройдет весь комплекс испытаний, сможем предложить ее транспортникам, тем же автопредприятиям, занимающимся перевозкой пассажиров на маршрутках. Использовать электромобиль им выгодно: стоимость зарядки аккумуляторов на 100 километров пути всего пять гривен, а бензин или дизтопливо на такое же расстояние обойдется в пять раз дороже. Кроме того, воздух в городах станет заметно чище. Мы уже совершили на нашем экспериментальном микроавтобусе автопробег Киев-Крым-Киев. А это почти две тысячи километров. За рулем был я.
- Милиция, наверное, вас то и дело останавливала, чтобы рассмотреть, что это за чудо-микроавтобус с солнечной батареей на крыше?
- Не поверите, но ни разу не остановили. Только любопытными взглядами провожали. А вот работники заправок подробно расспрашивали, что и как. Ехали мы то на электродвигателе, то на дизеле (для первого пробега решили использовать обычное горючее, а не биодизель). Получалось так: проедем 60 километров — ток в аккумуляторах закончится. Включаем двигатель внутреннего сгорания, который при этом не только колеса крутит, но и заряжает аккумуляторы. Это позволяло затем вновь переходить на электропитание. Получилось, что примерно треть пути микроавтобус проехал как электромобиль. В следующем пробеге, который мы планируем на весну, поедем на электричестве и биологическом горючем.
- Какую скорость развивает ваш микроавтобус?
- На дизеле мы разгонялись до 90 километров в час, на электричестве — до 65, — отвечает Виктор Павлов. — Для городской маршрутки ехать быстрее, чем 65 километров в час, не нужно. Кстати, кроме экологического микроавтобуса мы с коллегами из Национального университета «КПИ» создали два мотоцикла на электротяге.
- Они уже эксплуатируются в Ботаническом саду имени Гришко, — говорит заведующий кафедрой Национального университета «КПИ», заместитель директора Института возобновляемой энергетики НАНУ доктор технических наук Степан Кудря. — Один электроцикл заправляется только от электросети, второй — от электросети и солнечных батарей (он оснащен кузовом, в котором рабочие ездят и перевозят различные грузы). Летом электроциклу с солнечными батареями зарядка от электросети не нужна — хватает энергии солнца. Построены эти машины на базе мотоциклов Киевского мотоциклетного завода. Ищем инвестора, который бы занялся серийным производством электроциклов.
- Созданием электромобилей я занимаюсь еще с советских времен, — продолжает Виктор Павлов. — Наш Институт электродинамики работал в этом направлении совместно с «Автовазом». В 1985 году на основе наших разработок там выпустили крупную партию «жигулей»-электромобилей. Украина получила 50 экземпляров. Четыре из них достались нашему институту и более 15 лет использовались как служебные машины. Затем их списали — отслужили свой век. Но у нас еще есть две «Таврии», работающие на электричестве, и даже электрический грузовичок. Правда, он за ворота института не выезжает — ГАИ отказывается его регистрировать.
Мы можем переделать практически любой серийный автомобиль в электрический или гибридный. Обойдется это в пять-шесть тысяч долларов, а затраты окупятся примерно за полтора года.
930Читайте нас у Facebook