ПОИСК
Спорт

«Во время похорон Вадима нам позвонили из Эмиратов и сообщили, что в пустыне сгорел его автомобиль»

7:15 2 серпня 2013
Інф. «ФАКТІВ»
40 дней назад погиб известный украинский автогонщик Вадим Нестерчук

Месяц назад на официальном сайте команды «Sixt Ukraine» появилось объявление о продаже всей спортивной техники, в том числе автомобиля «Mitsubishi L-200», на котором Вадим Нестерчук выступал на ралли «Дакар». После смерти пилота команда, для которой он был в первую очередь идейным вдохновителем и «вечным двигателем», практически перестала существовать. На форуме разгорелась дискуссия: одни фанаты автоспорта предлагали найти нового пилота, другие — создать музей Вадима Нестерчука, в котором его боевой автомобиль стал бы главным экспонатом.

«На одном из „Дакаров“ Вадим полдня шел по пустыне Атакан за помощью»

Мое знакомство с Нестерчуком состоялось в 2008 году. «Дакар» в том году отменили, и «Оптима-лизинг Украина» стал первым украинским экипажем, принявшим участие в одной из самых трудных и продолжительных гонок мира — «Трансориенталь-2008».

Свою мечту — проехать «Дакар» под украинским флагом — Нестерчук осуществил уже в следующем году. Он вкладывал в развитие команды и поездки на престижные соревнования личные сбережения, отдавая автоспорту все свое свободное время.

Пятого июля команда «Sixt Ukraine» должна была стартовать в ралли-рейде «Шелковый путь», а в октябре этого года — на первом украинском автомобиле, построенном под руководством Вадима Нестерчука, проехать «Ралли фараонов».

РЕКЛАМА

Все планы рухнули после трагической гибели гонщика. 24 июня он умер от обезвоживания организма в пустыне Руб-эль-Хали (Объединенные Арабские Эмираты). Эта пустыня (самая жаркая точка на Земле, где днем температура выше 50 градусов по Цельсию) была излюбленным местом тренировок украинской команды. Вадим шутил: «Тот, кто в песках Абу-Даби не ездил на „Тойоте“, тот песка не видел и жизни не знает».

РЕКЛАМА

*В песках Руб-эль-Хали команда «Sixt Ukraine» тренировалась два-три раза в год

Своими воспоминаниями о Нестерчуке поделился Виталий Бутынец, который одиннадцать лет назад пришел в компанию «Оптима-лизинг» на должность менеджера по продажам. Последние годы он руководит группой механиков команды, выезжая на все соревнования.

РЕКЛАМА

— Вадим никогда не летал на тренировки в пустыню один, всегда его кто-то сопровождал, — рассказывает Виталий Бутынец. — Он должен был полететь раньше, но поездка сорвалась. Так что полетел 22 июня и планировал там тренироваться четыре дня. Я не смог сопровождать его — сломал ключицу.

— Как Вадим переносил жару, ведь во время «Дакара» всегда очень жарко?

— В том-то, наверное, и проблема, что хорошо переносил. Во время соревнований в машине +70, баночки с напитками взрывались от жары. Кондиционера в боевом автомобиле нет. Машина очень жесткая, неудобная. В ней пыльно и очень шумно. К тому же гонщик и штурман в комбинезонах и шлемах. Неподготовленному человеку это выдержать невозможно.

Мне кажется, Вадим недооценил сложность ситуации и переоценил свои силы. На одном из «Дакаров» уже был случай, когда он полдня шагал по пустыне Атакан к машине-«техничке» за помощью. Прошел тогда более десятка километров. По такой же жаре.

— Тренировки в пустыне проходили в более щадящем режиме?

— Иногда Вадим тренировался в комбинезоне, иногда без него. Он сам решал, нужно ему это или нет. В тот трагический день на нем были легкие брюки и футболка.

Первый раз Вадим поехал в пустыню Руб-эль-Хали в 2008 году. И с тех пор тренировался там по три-четыре раза в год. В Эмиратах у нас было три своих «Ленд Крузера». Вадима обычно сопровождали как минимум два человека (а то и трое или четверо). Процесс уже был отлажен. На месте нам помогал один и тот же человек — местный житель Али. В пустыню на тренировку выезжали двумя автомобилями. Нестерчук всегда старался приблизить условия тренировки к боевому режиму, а машина сопровождения за ним не успевала.

Прилетел он в субботу. В воскресенье провел тренировку. В понедельник Али не мог с ним поехать — он военный и ему нужно было на службу. Поэтому с Вадимом в пустыню отправился другой напарник — пакистанец. С английским у него плохо, поэтому поговорить с ним я толком не смог.

— Вы были последним, с кем Нестерчук общался?

— Вадим написал мне sms-сообщение: «Я застрял. Сломалась машина. Не едет. Давай высылай помощь». Сообщил свои координаты. Я перезвонил Али, и тот сказал, что срочно выезжает на место. Но ему надо было добираться почти 200 километров. Позже Вадим написал, что уходит к дороге за помощью. Когда я стал ему звонить, он уже не брал трубку.

Я гнал от себя тревожные мысли. Али в это время поднял на ноги местных спасателей с вертолетом, полицию. К поискам подключилось около десятка полицейских машин. Очень тяжелый участок пустыни был, одна из полицейских машин застряла.

Первым — по координатам — нашли автомобиль с напарником Вадима. Он был без сознания. С вертолета машина очень хорошо видна, а вот человека за дюнами увидеть тяжело. Одна из полицейских машин наткнулась на лежащего возле дороги Вадима. Но было уже поздно...

Понимаете, там температура — 50 градусов. Песок и вовсе нагревается до 70-ти. Местные жители говорят, что если на асфальте разбить яйцо, то оно тут же зажарится. В Эмиратах с 13 часов дня до 16-ти — сиеста, люди вообще не выходят на улицу. Так что неудивительно, что по той дороге так никто и не проехал. Если бы это было вечером или на рассвете, все было бы по-другому...

«Он никогда не делал глупостей, не рисковал без причины»

— Правда, что тот злосчастный автомобиль сгорел?

— Да, во время похорон мне позвонил Али и сказал, что, когда они приехали в пустыню на эвакуаторе забирать «Ленд Крузер», тот был полностью сгоревшим. Али прислал мне фотографии машины, и сомнений в том, что это наш автомобиль, не осталось. Когда именно он сгорел, никто не знает, но забирать уже нечего.

Во время панихиды, уже здесь, в Киеве, из-под капота одного из микроавтобусов, припаркованных у нашего офиса, повалил дым. Даже не знаю, можно ли в этом искать какую-то мистику...

Я летал в Эмираты, ездил на место гибели Вадима. Видел сгоревший автомобиль. Теперь уже никто не будет забирать его из пустыни, там много брошенных машин. Еще пара песчаных бурь, и «Ленд Крузер» полностью занесет.

Хотелось бы через вашу газету поблагодарить консула Украины в ОАЭ и нашу соотечественницу Анну Антоненко, оказавших нам помощь в той ситуации.

— Сорок дней без Вадима. Что изменилось в компании?

— Моральная обстановка. Вадим был лидером, который все держал под контролем. Вот этого, наверное, и не хватает. Всегда выслушивал чужое мнение, но поступал так, как считал нужным. Компанией сейчас руководит его жена Наталья Евгеньевна. Все сотрудники остались работать на своих местах. Не уволили никого и из команды.

Некоторое время назад Вадим загорелся идеей построить новый гоночный автомобиль. Он всегда смотрел в будущее — техника устает и рано или поздно команде нужно было бы пересаживаться на новую, более современную машину. Автомобиль готов процентов на пятьдесят.

Сейчас технические вопросы решать намного легче, чем раньше. В 2008-м команда впервые проехала «Шелковый путь» (а это 11 тысяч километров). После этой гонки автомобиль нужно было восстанавливать. Помню, он стоял весь разбитый под забором и за него никто даже 10 тысяч долларов не давал. Но для Вадима не было преград. Стали собирать информацию по крупицам, закупать детали. Общались с российскими и французскими профессионалами.

До 2008 года попасть на «Дакар», даже просто отправить заявку, было практически нереально: такой себе закрытый клуб, причем дорогой. Квоты на участие были выкуплены заводскими профессиональными командами, у которых бюджет до 300 миллионов евро в год.

Но Вадим всегда добивался задуманного. К своей цели в спорте шел поступательно. Сначала команда попробовала проехать «Дакар». На следующий год уже попыталась составить конкуренцию таким же командам, как наша, — любителям. Потом была задача попасть в десятку сильнейших. Но если ты финишировал на «Дакаре», ты уже победитель.

У нас подготовка к «Дакару» начиналась уже на следующий день после того, как предыдущий «Дакар» заканчивался. В мае открывалась оплата за участие в ралли. За экипаж нужно было внести взнос 30 тысяч евро. Плюс механики, «ассистанс» (машина технического сопровождения) и еще очень много таких плюсов. В общем, набегало до полумиллиона евро. Это при условии, что есть свой боевой автомобиль. Если нет — прибавьте еще полмиллиона. Нестерчук тратил на это свои собственные сбережения.

— Он был по жизни экстремалом?

— Скорее да, если принять во внимание вид спорта, которым он занимался. Но Нестерчук никогда не делал глупостей, не рисковал без причины. Считаю, что если ты автогонщик, то экстрим уже в твоей жизни.

— Участвовать в «Дакаре» — мало того, что дорого, так еще и тяжело физически. Как Вадим справлялся с нагрузками?

— После финиша на одном из «Дакаров» я стал свидетелем того, как он в номере не мог надеть носки — просто не было сил. Хотя, знаете, если бы надо было еще ехать два дня, собрался бы и проехал (улыбается). Очень большие нагрузки! Особенно на спину. Но ни разу я от Вадима не слышал, что у него что-то болит.

«Хочу, чтобы наша компания миллион гривен в год тратила на больных детей»

Мы разговаривали с Виталием Бутынцом в кафе компании «Оптима-лизинг». На стене — при входе — стенд с фотографиями больных деток, отчетами с фамилиями и проставленными напротив цифрами. На полу — прозрачная пластиковая коробка для пожертвований. Как выяснилось, два года назад Нестерчук создал благотворительный фонд имени Ивана Богуна, оказывающий помощь больным детям. Спортсмен и бизнесмен также материально поддерживал одаренных ребят из городка Калиновка Винницкой области, откуда он сам родом. Пятеро выпускников получают ежемесячную стипендию.

Возглавляет фонд Наталья Литвинова, которая проработала с Нестерчуком пятнадцать лет. Для нее этот человек не просто руководитель, а близкий друг.

— Это удивительный человек, и сейчас его так не хватает, — сквозь слезы говорит Наталья Литвинова. — Идея создать благотворительный фонд возникла у Вадима около двух лет назад. Сначала он хотел помогать только деткам из какого-то определенного района. Но затем один из отечественных телеканалов пригласил его сняться в реалити-шоу. По сценарию Вадим устроился работать в Чернигове таксистом. В одной из поездок случайно познакомился с медсестрой детского онкологического отделения Татьяной, которая рассказала о волонтерах.

Он потом признался, что даже не представлял, что в нашей стране столько детей, больных раком. Ему казалось, что эта болезнь «возрастная». Нестерчук взял под опеку ребят из этого отделения. На стенде их фотографии. Это Сережа, которому мы ежемесячно покупаем дорогое лекарство. А это Маша. На фото она с шариками. После химиотерапии девочке стало легче, и ее выписали. Маша из бисера сплела в подарок Вадиму желто-голубое сердце. Вот у нас новенький мальчик Стас. К сожалению, был ребеночек, которому мы не успели помочь. Вадим тогда очень переживал, расстроился страшно.

Сказал: «Хочу, чтобы мы миллион гривен в год тратили на этих детей». Помогал ребятишкам от чистого сердца. Приезжал в отделение, передавал подарки, поддерживал. Когда случилась эта трагедия, мне звонили многие родители. Детки очень плакали. Никто не мог поверить...

Для Вадима Нестерчука не было мелочей, для него все было важно. Помог он и детскому саду в селе Голубинка Бахчисарайского района. Садик более пятнадцати лет стоял заброшенный. Сделали ремонт, закупили кроватки, парты, стулья. Причем Вадим лично следил за всем.

Он всегда находил время для каждого — будь то дворник или менеджер. Все девчонки, которые устраивались на работу, сразу в него влюблялись. Вадим не был красавцем, но столько в нем было шарма, тепла, доброты. А чего стоила его улыбка. Хотим этот благотворительный фонд переименовать в фонд Вадима Нестерчука. Чтобы о нем помнили.

Как я узнала о его гибели? Мне позвонил Виталий Бутынец: «Я к вам с плохой новостью: Вадима Нестерчука больше нет». Я закричала, бросила трубку. Только через какое-то время нашла в себе силы перезвонить. Мы тут же все собрались в ресторане «Париж — Дакар».

Но, знаете, мы все равно его ждем. Вадим ведь часто уезжал на гонки. Вот и сейчас кажется, что он вот-вот вернется...

9226

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів