На вопрос в очереди: «к кому обратиться, чтобы пополнить на 25 тысяч гривен свой депозит? « — один из стоявших мрачно пошутил: «к психиатру »
В журналистской практике довольно популярен жанр под условным названием «Репортер меняет профессию». Корреспонденту «ФАКТОВ» перевоплощаться в одного из тысяч вкладчиков проблемных банков не пришлось. Сразу же после Нового года у меня в нескольких финансовых учреждениях подошел срок окончания депозитных вкладов, так что о тяжелой ситуации в украинской банковской системе довелось узнать не понаслышке.
Когда в кассе появилось аж 4 гривни, одна из клиенток сказала: «Я возьму. Мороженое себе куплю»
На следующий день после Рождества в главном отделении банка «Киев» царило лихорадочное волнение. Гривня в кассах еще наличествовала, а вот с валютой уже ощущались перебои. Поскольку просьба о выдаче долларового вклада была написана мною еще до праздников, я отметился в толстой «амбарной» книге у начальницы отдела депозитов и со спокойной совестью отправился на выходные. Подумал: даже если что-то случится, возьму свои деньги в гривнях. Однако в понедельник, в 11 часов утра, ни валюты, ни гривни в кассах не оказалось, так что даже проценты по вкладу мне не выдали. Люди в очереди сказали, что с девяти утра деньги были, но быстро закончились. Порекомендовали прийти завтра. Во вторник я пришел к восьми и с удивлением обнаружил себя в первой пятерке очередников. Получив в кассе проценты, вошел во вкус — решил попытаться забрать всю сумму. Для этого пришлось ввести железное правило: каждый день занимать очередь на 15 минут раньше, чем накануне (благо живу в получасе ходьбы от банка).
Количество людей в очереди все время увеличивалось. Сначала можно было получать по 300 долларов в день, затем — по 200, а вскоре — только по 100. С национальной валютой дело обстояло еще хуже: ее выдавали только по 500 гривен в руки (правда, одновременно в нескольких кассах), не делая поблажек ни для пенсионеров, ни для матерей, стоящих за детскими пособиями. Выяснилось, что свою зарплату не могут вырвать даже работники предприятия, являющегося одним из основных акционеров банка «Киев». К тому же в главное отделение стали стекаться страждущие из других филиалов, поскольку туда деньги вообще не поступали.
Самые проворные записывались в очереди в разные кассы, получая еще по несколько раз вожделенные 500 гривен. Естественно, с криками, руганью, отдавленными дверями пальцами и намятыми соседями боками. Запомнились разбитые клиентами игрушки на праздничной елке и возмущение людей, которых охрана попыталась заставить заплатить за причиненный банку ущерб (на следующий день новогоднюю елку додумались убрать).
Средств на выплаты хватало максимум на полчаса, после этого рабочий день проходил в беспрерывных перепалках между вкладчиками и сотрудниками банка. К чести последних надо сказать, что вели они себя вежливо, предлагая клиентам переоформить вклады под повышенные проценты на новый срок или получить подписанные руководством банка гарантийные письма с обещанием полностью рассчитаться, когда представится возможность. Те, кого не устраивали такие варианты, грозили прокуратурой, судом, привлечением прессы и прочими карами, до которых, впрочем, рядовым банковским клеркам и дела не было. Даже когда деньги заканчивались, люди в ожидании возможных поступлений не расходились. Однажды кассир объявила, что у нее появилось аж 4 гривни. «Конечно, возьму! — заявила одна из клиенток. — Хоть мороженое себе куплю, подслащу жизнь »
На стариков и инвалидов, стоящих у окошек касс, невозможно было смотреть без слез. Некоторые в отчаянии били по стеклу палками. Даже не специалисту в медицине было ясно, что многие из них нуждаются в серьезных операциях. Инвалидам, находившимся в отчаянном положении, руководство банка выделяло не больше тысячи долларов на человека. (Кстати, людям, которые собираются делать операцию за границей, следует знать, что получить за рубежом деньги по кредитным карточкам, выданным украинскими банками, сейчас нелегко. Мне, например, в Бельгии и Германии не удалось оплатить кредиткой даже покупки в супермаркете).
Банк предлагал людям взять свои вклады квартирами в недостроенных домах и даже сахаром
В сутолоке у касс трагичное чередовалось с комичным. Один из клиентов, не понимая, что происходит, спросил: «К кому мне обратиться, чтобы пополнить депозит на 25 тысяч гривен?» Тут же из очереди раздался мрачный голос: «К психиатру »
К руководству банка бдительная охрана никого не пускала, а попытки дозвониться до компетентных сотрудников оказывались тщетными. Тем же из клиентов, кому все-таки удалось прорваться через все заслоны, давали стандартный ответ: «Деньги скоро поступят, ожидайте».
Постепенно из рядов моих товарищей по несчастью выделилось четыре группы. Первая, не имея ни времени, ни возможности добиваться своих вкладов, продлевала их действие. Вторая (самая активная) инициировала обращения во все инстанции. Третья (такие, как я) решила постепенно получить хоть что-то. Четвертая же — обладатели крупных вкладов (при мне озвучивались суммы в 90, 102 и 240 тысяч долларов).
Клиенты из второй группы организовали «комитет диктатуры вкладчиков», поставили машину с мегафоном у входа и разбили палатку прямо напротив банка, раздавая интервью всем газетам и телеканалам. Вырвав с утра с боем свои кровные, к ним присоединялись вкладчики из третьей группы. Все вместе они отправлялись на улицу Институтскую — пикетировать Нацбанк. Однажды митингующим повезло: встретили живущего в соседнем доме спикера Верховной Рады. В результате о проблемах банка «Киев» было заявлено с высокой парламентской трибуны. Правда, на следующее утро денег в кассе больше не стало, зато количество желающих их получить резко возросло.
Вкладчики из третьей группы, не особо надеясь на суды и прокуратуру, изыскивали различные способы возврата средств. Перевод на пластиковые карточки закончился тем, что деньги банкоматы «родного» банка не выдавали (устройства просто не наполняли купюрами), а банкоматы других финучреждений отвечали отказом. В результате «Киеву» пришлось открыть отдельное окно и для обладателей карточек, которым давали все те же 500 гривен в день.
Еще одним выходом нам казался перевод денег в другое украинское финансовое учреждение. Потери от этой операции в среднем составляют 3-4 процента суммы вклада. Но выяснилось, что даже в банк, находящийся на другой стороне улицы, валюта идет через корреспондентские счета в США или Европе. Поэтому, возможно, проблуждав пару недель в мировой сети электронных платежей, наши доллары или евро возвратились бы обратно.
Проще было тем, кто решился перевести валютные счета в гривневые. Безналичный перевод осуществлялся внутри Украины, правда, никто не мог гарантировать, что гривни в нужный момент окажутся на корреспондентском счете (напрямую между собой наши банки не общаются).
Поговорив с рядовыми сотрудниками банка и кассирами (с ними, кстати, лучше не ссориться), я выяснил, что часть вклада можно взять в российских рублях (другой валюты, увы, не было). В результате обменной операции я потерял гривню на каждом долларе, но все равно был очень доволен тем, что удалось забрать хоть что-то.
Когда однажды в кассе вообще не оказалось валюты, решил узнать, на что могут рассчитывать представители четвертой группы. Выяснилось, что обладателям больших вкладов предлагали новые квартиры не в самом престижном районе Киева (по 24 тысячи гривен за квадратный метр) или «недострой» (по тысяче долларов за «квадрат»). Попадались и экзотические предложения — взять сахаром или рапсом. В тот день, когда я стал серьезно подумывать о грузовике с сахаром, в банке ввели временную администрацию и, как следствие, полугодовой мораторий на все выплаты по вкладам
Завышенные проценты по вкладам — повод задуматься о финансовом положении банка
Между тем за время хождения в банк «Киев» у меня закончился валютный депозит в «Родовид Банке». В кассе оказалась только половина необходимой суммы, и сотрудник банка любезно поинтересовался, не собираюсь ли я переоформить вклад на новый срок. Взглянув на предлагаемые условия (15 процентов годовых в валюте, 25 процентов в гривне), я понял, что свои кровные надо немедленно забирать. На следующий день деньги мне все-таки выплатили, а еще через пару дней сотни людей стали осаждать офисы банка. Вскоре мне пришлось идти в отделение «Родовид Банка» уже за гривневым вкладом. От былой любезности сотрудников не осталось и следа. Мне заявили, что денег нет, могут выплатить лишь проценты. Дескать, если хотите забрать все, поезжайте в главное управление.
- Ни в коем случае этого не делайте, — шепнул стоявший за мной мужчина. — В главном офисе люди занимают очередь с пяти утра. Сегодня я был только 220-м, и ничего мне не досталось.
Оставшись дежурить в своем отделении и понаблюдав за его работой, я обнаружил, что касса пополняется довольно бойко: в течение часа туда сдали различных платежей не меньше чем на 50 тысяч гривен.
Тут я не выдержал и отправился на переговоры к заведующей (такие беседы желательно вести без посторонних): «Деньги у вас есть, и пока временная администрация не введена, вы обязаны их выдавать. В противном случае я буду жаловаться, напишу в газету (здесь впервые пришлось воспользоваться служебным положением). Конечно, вашему начальству все равно, но лично у вас появится риск, быть может, и небольшой (свои возможности в такой ситуации преувеличивать не стоит), потерять работу». Вклад мне вернули.
Путем переговоров пошли и мои родственники, у которых в банке застряла довольно крупная сумма. Им разрешили взять деньгами половину (по нынешним меркам — огромное достижение!), а другую часть — переоформить на новый срок.
К проблемам в «Укрпромбанке» я уже морально был готов, понаблюдав за толпами вкладчиков у входа в главный офис. Там же удалось подслушать диалог двух сотрудников финучреждения. «Когда твой вклад заканчивается?» — «Завтра, думаю, что все заберу, куда он денется».
У меня же в этом банке начались трудности даже не с депозитом, его срок подойдет еще не скоро, а с процентами по вкладу. Как назло (или специально?) на экранах банкоматов «Укрпромбанка» по всему городу появились надписи «Профилактическое обслуживание». Другие же сообщали: «Операция отклонена».
Отметив на карте Киева ближайшие отделения банка, я отправился в путь. В первом оказалось только 100 гривен, в другом не работало считывающее устройство для карточек и лишь в третьем мне выдали дневной лимит, установленный для этого отделения, — 500 гривен (сейчас, говорят, уже 300).
Кстати, все три упомянутых банка входят в первую тридцатку украинского рейтинга и, по официальным данным, закончили 2008 год с прибылью.
Таким образом, в результате всех мытарств я сформулировал для себя несколько правил, которыми готов поделиться с читателями «ФАКТОВ».
1. Визуальный признак того, что у банка уже серьезные проблемы, — очереди у отделений. Если дела учреждения ухудшаются, количество людей в очередях каждый день увеличивается.
2. Завышенные проценты по депозитам и чрезмерная любезность сотрудников — тоже повод задуматься о финансовом положении банка.
3. Помните (а лучше запишите и повесьте на видное место!) срок возврата вашего вклада. Желательно заранее оповестить банк о том, что вы придете именно в этот день. Если проблем в банке нет, нужная сумма наверняка окажется в кассе. Если придете даже на следующий день, придется долго ждать денег или депозитный договор вообще перезаключат без вашего присутствия (такое положение может быть предусмотрено договором между вами и банком).
4. Внимательно следите за информацией о банках в газетах, на телевидении и в интернете. Ведь даже забрав депозит из проблемного банка, вы можете отнести деньги в еще более проблемный.
5. Продлевать и заключать депозитные договоры желательно на максимально короткие сроки, и лучше не гоняться за высокими процентами. Как правило, чем меньше проценты, тем банк надежнее. Впрочем, 100-процентной гарантии никто не даст.
6. Если вам не отдали депозит, не паникуйте. Спокойно прикиньте различные варианты возврата сбережений. Лишняя жадность тут ни к чему: лучше попытаться забрать из банка хоть что-то, пусть и с потерями, чем дожидаться возврата средств (даже гарантированного государством!) через довольно продолжительное время.
7. Если вам предлагают сделать денежный перевод (такая возможность, как показывает практика, существует в течение нескольких дней до введения временной администрации), имейте при себе все отпечатанные на бумаге реквизиты банка, в который должны быть перечислены деньги. Механизмы валютных и гривневых переводов существенно отличаются, и реквизиты должны быть разными (зачастую даже сами банковские работники не владеют полной информацией). Тщательно проверяйте номера счетов, на которые вы отправляете деньги.
8. Не настраивайте против себя рядовых сотрудников банка (у многих из них, так же, как и у вас, есть кредиты и депозиты в других банках). Криком и руганью ничего не добьетесь, а обращаясь вежливо, возможно, сможете получить деньги или хотя бы дельный совет.
9. Попытайтесь объединиться со своими товарищами по несчастью. Выдержать хождения по банкам в одиночку очень сложно. Однако помните, что пожилые и доверчивые люди часто становятся объектом для всевозможных аферистов, воров и мошенников. Ни с кем не откровенничайте. Не давайте незнакомцам паспортные данные и домашний адрес.
266Читайте нас у Facebook