На днях министр юстиции Украины Николай Онищук заявил, что деятельность коллекторских компаний зачастую незаконна. Ведь согласно закону о банковской тайне, информация о заемщике может быть раскрыта финучреждением только с письменного согласия клиента. Причем далеко не всем, а лишь по запросу суда или по требованию правоохранительных органов. В то же время, как отметил министр, в законодательстве Украины не существует официального понятия «коллекторская деятельность», и этот вид деятельности в нашей стране даже не лицензируется. Поэтому Министерство юстиции уже обратилось к Нацбанку Украины с требованием пресечь нарушение банками законов, а вскоре может инициировать введение на законодательном уровне запрета деятельности коллекторских компаний.
Тем временем фирмы по «выбиванию» долгов у заемщиков банков продолжают плодотворно «работать». Так, в Мариуполе (Донецкая область) 31-летний мужчина пытался сжечь себя прямо в коллекторском агентстве. Он утверждает, что не нашел другого способа добиться от банка поблажки. Как сообщали «ФАКТЫ», ожоги получил и сам заемщик, и тушивший огонь сотрудник коллекторской фирмы. Адвокат должника уже подал в прокуратуру и в милицию заявление потерпевшего, а также готовит иск в суд о возмещении своему клиенту материального и морального ущерба. Милиция возбудила уголовное дело по факту доведения до самоубийства.
«Он стал в центре комнаты и сначала плеснул жидкость вперед, а потом уже — на себя. Наверное, он решил сжечь здесь все!»
- Не идеализируйте его, он не герой, он хотел совершить преступление, — заметил руководитель межбанковского коллекторского агентства, где произошел «огненный» инцидент. — Проблемы с погашением кредита у него возникли не во время кризиса. Платить он перестал еще в августе прошлого года.
Руководитель коллекторского агентства представился Кириллом, не пожелав назвать свою фамилию. Встречи с этим очевидцем ЧП собкору «ФАКТОВ» удалось добиться лишь после визита к руководителю филиала банка, которому задолжал мариуполец.
Отважившегося на суицид должника Кирилл охарактеризовал едва ли не как общественно опасного типа: «Пусть скажет «спасибо», что ему спасли жизнь. Тут могло быть два трупа». Самого спасителя, к сожалению, на работе не было: он амбулаторно лечит ожоги. Никому из журналистов встретиться с ним не удалось. По словам Кирилла, скандальный заемщик должен банку около 3,5 тысячи гривен за взятый в магазине товар, плюс 500 гривен — по кредитной карте банка. Должнику якобы предлагали разумные пути выхода из ситуации (какие именно, в агентстве не уточнили). Но он отреагировал неадекватно.
- Этот молодой человек пришел к нам около часа дня (в комнату, где плотным полукольцом за столами сидят практически одни девушки. — Авт. ). От него сильно пахло алкоголем, он то плакал, то улыбался, — рассказывает руководитель коллекторского агентства. — Сотрудники фирмы обращались к нему предельно корректно. А он угрожал нам физической расправой и говорил, что покончит с собой.
По версии Кирилла, посетитель ушел, а через два часа снова явился к коллекторам, уже с пол-литровой бутылкой горючей жидкости.
- Он стал в центре комнаты и сначала плеснул жидкость вперед, а потом — на себя. Наверное, он решил сжечь здесь все! — считает Кирилл.
От живого факела загорелись пол и коробки, пламя перекинулось также на сотрудника коллекторской фирмы, который бросился выталкивать самоубийцу за дверь и тушить его. В больницу увезли обоих пострадавших.
«Я пытался им доказать, что они целенаправленно загоняют меня в петлю»
В устах самого заемщика версия попытки суицида выглядит несколько иначе.
- Я пришел к своему коллектору попросить об отсрочке: чтобы не капали проценты по кредиту. Предложил им подождать три месяца, — рассказал собственному корреспонденту «ФАКТОВ» Сергей Балык, с которым мы встретились в больничной палате. — Объяснил им, что видел по телевизору передачу, в которой говорили, что есть такая вещь, как каникулы по кредиту. Мне ответили: «Банк на это не пойдет».
Сергей взял кредит, чтобы купить мобильные телефоны — себе и товарищу. И в августе прекратил выплаты по кредиту. Приятель, для которого он постарался, потерял работу, а материальное положение Сергея подорвал развод с женой. Кроме того, огнеупорщик Мариупольского металлургического комбината им. Ильича еще не полностью выплатил ссуду своему предприятию. Он брал 36 тысяч гривен на приобретение дома и стройматериалов. На погашение долга перед заводом оставалось два месяца. Но грянул кризис — заработок Сергея, как и его товарищей по работе, резко упал. Отчисления из зарплаты стали превышать суммы начислений.
- Мне выжить добрые люди помогают: за три месяца я из зарплаты получил 376 гривен, — жалуется Сергей. — Показал коллекторам ведомости о своем окладе за последние два месяца. За один месяц я остался должен предприятию 500 гривен, за другой — 200.
Банк в суд на должника не подавал, а на звонки и уведомления из коллекторского агентства Сергей сначала не отвечал. Но потом нервы не выдержали. Не дожидаясь очередного приглашения, он сам направился к коллекторам.
Экономя средства на проезд, полпути прошел пешком. По дороге Сергей, по его словам, успел выпить полстаканчика вина со случайным прохожим и заглянуть в каждое отделение «своего» банка в надежде, что с ним «кто-то поговорит». Но везде ему неизменно отвечали: «Тебе — туда», указывая в сторону коллекторского агентства. В агентство в тот день он ходил трижды! Второй раз из-за того, что шапку забыл.
- Я не сразу решил себя поджечь, у меня же не было с собой этой жидкости, — Сергей плачет, вспоминая о своей встрече с коллекторами. — Убеждал их, что через три месяца буду исправно платить, даже большие суммы, чем указаны в договоре. Пытался доказать, что они целенаправленно загоняют меня в петлю. Сказал им: «Вы добьетесь того, что я или себя убью, или вас » А они ответили: «Этим только себе хуже сделаешь. Ты не заплатишь, родственники твои заплатят». Я попросил пригласить психолога, но мне отказали
По словам Сергея, ему дали понять: «если у него есть что забрать, то заберут». Отчаявшись, заемщик направился в ближайший хозяйственный магазин и вернулся в агентство уже с бутылкой растворителя в кармане. Но даже полив себя уайт-спиритом, Сергей все еще не был готов к акту самосожжения. Он утверждает: «Чиркнул зажигалкой почти случайно, когда ноги стали подкашиваться, потому что коллектор схватил меня за горло». Сергей настаивает, что последнюю фразу следует понимать в буквальном смысле слова.
Кстати, экспертиза не нашла следов алкоголя в крови Сергея Балыка. Возможно, за долгий путь к коллекторам выпитые им «полстаканчика» выветрились
«Мы ни в коем случае не давим на заемщиков ни психологически, ни физически»
Адвокат Сергея Балыка, которого ему предоставила общественная организация (защищающая права клиентов банков) считает, что виновные лица должны предстать перед судом и понести наказание за доведение до покушения на самоубийство, принуждение к исполнению гражданско-правовых обязательств и причинение телесных повреждений.
Руководитель коллекторского агентства вины своих сотрудников в случившемся не усматривает.
- Мы ни в коем случае не давим на заемщиков ни психологически, ни физически, — убеждал меня упомянутый выше Кирилл. — У нас все сотрудники — бывшие работники правоохранительных органов с высшим юридическим образованием. Прекрасно знаем букву закона. Нам запрещены подобные методы. Мы ведем досудебную работу: ищем консенсус между банком и заемщиком.
Руководитель коллекторского агентства говорит как человек, уверенный в том, что закон на его стороне. Тем не менее само понятие коллекторских агентств в законах Украины отсутствует.
- В чем же заключается обслуживание банков коллекторской компанией? — говорит юрист Марина Лебедева, к которой мы обратились за комментариями. — Для решения всех споров существует суд. В банках есть юридические отделы, которые должны взыскивать долги предусмотренным законом путем. Забрать у должника имущество можно только по решению суда, и осуществлять эти действия вправе лишь Государственная исполнительная служба. Любой, кто представляется коллектором, действует вне закона, — считает юрист. — Именно в прошлом десятилетии, когда в стране процветали «бригады», занимавшиеся выколачиванием долгов, в Уголовном кодексе Украины появилась статья «Принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств». Действие этой статьи еще никто не отменял.
Почему же банк не подал в суд на злостного должника, не потребовал хотя бы вернуть залоговое имущество, а обратился к коллекторам? Сами коллекторы этим вопросом не задавались. В банке данный случай комментировать не торопятся, и их можно понять. Но собкор «ФАКТОВ» предположила ответ, когда выяснила, какое залоговое имущество было указано в договоре кредитования. Оказалось, что деньги были выданы под залог телефона, который Сергей Балык приобрел в кредит!
Кроме того, один из сотрудников банка, не пожелавший назвать свое имя, сообщил, что недавно представители кредитора поинтересовались настоящим материальным положением должника. Выяснилось, что Сергей в принципе достоверно описывает свою платежеспособность. «В его «хижине дяди Тома» штанов лишних нет», — констатировал мой собеседник. Печально, что кредиторы посетили «хижину» уже после того, как заемщик перестал возвращать им деньги.
336Читайте нас у Facebook