Ситуация на топливном рынке, несмотря на опасения экспертов, стабилизировалась. Роста цен и дефицита горючего в связи с сокращением поставок из Беларуси и России удалось избежать. Более того, на прошлой неделе дизельное топливо в некоторых крупных заправочных сетях подешевело на 40 копеек. Однако вскоре украинских водителей может ожидать неприятный сюрприз. По мнению экспертов, не исключено, что уже с января стоимость горючего вырастет на 5 гривен за литр. Причиной является неготовность топливного рынка к внедрению инициированного правительством и утвержденного парламентом обязательного добавления в бензин биоэтанола, а проще говоря, спирта.
«В Украине фактически нет свободных объемов спирта для выполнения закона»
Как ранее сообщали «ФАКТЫ», летом прошлого года был принят поданный правительством Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторного топлива с содержанием биокомпонентов». Документом установлено, что в 2013 году рекомендуется добавлять до 5 процентов биоэтанола в бензины моторные, которые производятся и реализуются на территории Украины. Однако уже с 2014-го вводится обязательная норма: в горючем должно быть не менее 5 процентов биоэтанола. Также по закону с 2016 года необходимое содержание спирта в бензине достигнет 7 процентов. Кроме того, теперь производством бензинов моторных смешанных или с добавлением биоэтанола и биокомпонентов на его основе будут заниматься только предприятия, определенные Министерством энергетики и угольной промышленности.
Представляя закон в парламенте, правительственные чиновники утверждали, что принятие соответствующих норм позволит загрузить 38 простаивающих заводов «Укрспирта» и сохранить около 30 тысяч рабочих мест. Согласно расчетам Кабинета министров, в Украине есть возможность производить 5 миллионов тонн биотоплива в год, что позволит на 30 процентов заместить импорт нефтепродуктов. При этом в правительстве заверяли: со вступлением закона в силу, уже в 2014 году, 225 тысяч тонн бензина будут заменены биоэтанолом. Также отмечалось, что содержание до 10 процентов биоэтанола в бензине не требует переоборудования топливной системы автомобиля и никакой угрозы для работоспособности двигателей не несет.
Услышав от чиновников о столь радужных перспективах, депутаты закон приняли, он был подписан Президентом и вступил в силу. Однако эксперты утверждают, что более чем за год, прошедший с момента принятия вышеупомянутой нормы, государство так и не смогло создать техническую базу для ее выполнения. В результате объемов спирта, производимого в Украине, просто не хватит для того, чтобы обеспечить его добавление во все топливо, реализуемое в стране.
Хотя, как сообщает Министерство аграрной политики и продовольствия в письме, направленном в адрес Министерства топлива и угольной промышленности, к 2014 году мощности предприятий государственного концерна «Укрспирт» позволят производить более 133 тысяч тонн биоэтанола в год. На данный момент, по данным чиновников агропромышленного комплекса, к производству биоэтанола и компонентов моторного топлива с его использованием готовы семь заводов. Ежегодно они могут выпускать 101 тысячу тонн биоэтанола. Кроме того, сейчас идет реконструкция еще трех спиртзаводов, которые получат возможность производить свыше 32 тысяч тонн биоэтанола в год.
Однако эксперты утверждают, что с производством спирта не все так просто, да и заявленные объемы существенно превышают реальные возможности отечественной спиртовой отрасли.
— Работающие спиртзаводы в основном используют технологию получения биоэтанола из мелассы — побочного продукта переработки свеклы в сахар — и испытывают острый дефицит этого сырья, — утверждает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. — Скорее всего, заводы будут загружены не более чем наполовину своей мощности и в 2014 году произведут в лучшем случае 70 тысяч тонн биоэтанола, хотя для удовлетворения потребностей рынка необходимо минимум 300 тысяч тонн.
Однако даже полученный спирт нельзя будет использовать для выполнения норм закона об обязательном добавлении в бензин 5 процентов биоэтанола. Дело в том, сегодня весь этот объем поглощается отраслью производства альтернативного топлива, в котором содержание спирта превышает 30 процентов. Его производители имеют существенные налоговые льготы от государства, за счет чего выпуск горючего очень выгоден. Так что вряд ли они уступят свое сырье. Вот и получается, что в Украине фактически нет свободных объемов спирта для выполнения закона.
«Срок хранения бензина с биоэтанолом — всего 30 дней»
С этим мнением соглашаются и другие эксперты. Более того, многие из них считают, что данный закон может с нового года заблокировать работу отечественного топливного рынка.
— Даже если мы привезем импортный бензин, содержащий 5 процентов биоэтанола, таможня его не пропустит, поскольку в Украине нет стандарта такого топлива, — говорит представитель крупной сети заправок, пожелавший остаться неизвестным. — В аналогичной ситуации мы окажемся, если смешаем биоэтанол с бензином на нефтебазе. Но самое главное, что срок хранения бензина со спиртом — всего 30 дней, тогда как оборот в украинских сетях в среднем составляет 45—50 дней. После этого топливо расслаивается и теряет свои свойства.
Нетрудно догадаться, что все вышеприведенные факторы отразятся и на стоимости горючего.
— Поскольку украинского биоэтанола нет, придется закупать импортный, а его смешивание с бензином вызовет резкий скачок цены, — утверждает президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Стоимость литра бензина может вырасти на 5 гривен и больше. Согласно статьям 215 и 229 Налогового кодекса, акциз на импортный биоэтанол составляет почти 50 гривен за литр. С учетом рыночной стоимости цена биокомпонента в каждом литре бензина составит 3 гривни 20 копеек.
Но тут возникает новая проблема. Добавление биоэтанола в бензин будет классифицироваться налоговой службой как производство, поскольку изменяются физико-химические показатели первичного компонента — бензина. В соответствии с Налоговым кодексом, за каждый литр полученного смешанного бензина взимается акцизный сбор по полной ставке — 2 гривни.
Как видим, к новшеству не готово не только производство, но и законодательство. Эксперты считают, что введение норм закона нужно как минимум отсрочить и адаптировать их к действующему законодательству. Тем не менее определенные силы в правительстве и парламенте настаивают на сохранении нормы об обязательном добавлении биоэтанола в топливо. В этом заинтересованы владельцы спиртзаводов, рассчитывающие получить сверхприбыли. А оплачивать эти сверхприбыли будут, как обычно, простые автомобилисты.
3885Читайте нас у Facebook