«когда кухонную мебель рабочие попытались собрать, оказалось, что дверцы не подходят к шкафчикам, а весь комплект не того размера»
Подписывая с организацией договор об изготовлении мебели и внося предоплату, потребитель ожидает, что фирма сделает все в срок, изделие будет качественным. А если обнаружатся недостатки, даже не предполагает, что поставщик откажется их устранять. Но и выиграв суд, потребитель может столкнуться еще с одной неожиданностью: взимать деньги уже будет не с кого, поскольку к судовому заседанию окажется, что фирма закрылась, на ее счетах средств нет, а по указанному в договоре адресу — другая организация.
«Моей жене всю зиму пришлось мыть посуду в тазике»
- В декабре 2008 года я заказал на одной из городских фирм кухонный гарнитур, — рассказывает киевлянин Игорь Петрович. — Внес предоплату, семьдесят процентов стоимости гарнитура и работы. Через сорок пять дней кухню привезли и собрали, однако обнаружилось столько недостатков, как будто ее изготовляли не на фабрике, а в подвале! Дверцы не подходили к шкафчикам, слетали с петель, размеры не соответствовали оговоренным.
Мы начали писать руководству фирмы письма с требованиями устранить недостатки, однако изготовитель постоянно переносил сроки, в которые обещал прислать рабочих. Только когда мы подготовили все документы и решили подавать иск в суд, приехали рабочие, кое-как кухню подремонтировали.
Все равно я собираюсь с ними судиться, пусть мне и материальный, и моральный ущерб возместят. Я нервный срыв на этом заработал, и жене нелегко пришлось. Представьте себе: мы живем в частном доме, и три зимних месяца жена мыла посуду в тазике на холоде — во времянке, от чего у нее воспалились суставы рук.
- Последнее время в наше управление поступает много жалоб на продавцов мебели, — рассказала «ФАКТАМ» юрист главного столичного управления по делам защиты прав потребителя Инна Хафиз. — Зачастую производители не придерживаются сроков изготовления заказа, не соблюдают габаритные размеры, не хотят устранять недоделки.
У нас бывали случаи, когда предприниматели изменяли договор так, что если покупатель несколько дней после доставки изделия не подписывал акт приема-передачи, документ считался подписанным, даже если у потребителя появились претензии к качеству товара и работ.
Недавно мы разбирали жалобу женщины, купившей на одном из киевских рынков диван. Через какое-то время в нем выявился производственный дефект — металлическая конструкция оказалась неисправной. Продавец отказался устранять недостаток и посоветовал обратиться к производителю.
Диван отослали на фабрику. Год женщина спала на полу! В итоге она потребовала вернуть деньги, а отдали сумму, эквивалентную стоимости дивана на момент покупки. Однако это является нарушением Закона о защите прав потребителей: цена изделия за год выросла, и за возвращенные деньги купить новый диван женщина уже не может.
Случается также, что потребитель выигрывает суд и обращается с постановлением в исполнительную службу, но деньги со счета предприятия исполнители снять не могут. Либо по указанному в договоре адресу данной организации нет, либо зарегистрирована фирма на какое-то физическое лицо, которое к ее деятельности не имеет отношения. Бывает также, что предприятие срочно ликвидируется накануне суда.
«На документах продавец должен обязательно поставить круглые печати»
Большинство фирм, занимающихся продажей мебели, зарегистрированы как «субъекты предпринимательской деятельности» — то есть просто-напросто физические лица, у которых нет ни круглой печати, ни финансового счета. На счетах таких лиц очень часто исполнительные службы денежных средств не обнаруживают.
Понятно, что привлечь к ответственности таких предпринимателей крайне проблематично. Потому предпочтительнее приобретать мебель в специализированных магазинах, которые зарегистрированы как юридические лица. Информацию о предприятии можно получить в «Уголке потребителя», который должен быть в каждой торговой точке, либо сведения указаны в реквизитах договора, который вы подписываете.
На документах продавец должен поставить круглые печати, а не только наборные прямоугольные штампы. На мебельные гарнитуры потребуйте сертификаты качества, гигиенические заключения. Если ваши права были нарушены, советуют юристы, обращаться к недобросовестным продавцам лучше в письменной форме: заказным письмом с уведомлением о вручении либо претензией в двух экземплярах, подписанной продавцом.
В случае, если ваши требования удовлетворены не были, обращайтесь с жалобой в городское или районное управление по защите прав потребителей либо в общественную организацию соответствующего профиля. Вас проконсультируют, как правильно поступить в сложившейся ситуации, помогут составить необходимые документы (претензии, заявления, жалобы, исковые заявления), представят интересы потребителя в суде.
Государственные органы по защите прав потребителей могут провести проверки, наложить на недобросовестного предпринимателя штрафы. Если досудебными методами проблему решить не удалось, вам остается нести исковое заявление в суд.
429Читайте нас у Facebook