ПОИСК
Україна

«Если в Госреестр будет занесена информация из архивов БТИ, то людям не придется каждый раз обращаться в бюро за справками»

7:00 24 жовтня 2013
Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, обязывающий БТИ передать государству хранящиеся у них реестровые книги

Многие из нас помнят огромные очереди в БТИ: после приобретения или наследования недвижимости людям нужно было зарегистрировать свое право собственности в электронной базе данных. Теперь очередей уже нет, поскольку информацию в госреестры заносят нотариусы или государственные регистраторы. Но перед заключением сделки или оформлением договора дарения все равно приходится идти в БТИ, так как именно там до сих пор хранятся архивы, и нотариусы, дабы не допустить недоразумений или мошенничества, требуют справку об объекте недвижимости. Однако, возможно, вскоре и за этой справкой людям не придется обращаться в БТИ.

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении правительственный законопроект, обязывающий бюро технической инвентаризации в течение трех месяцев передать реестровые книги и регистрационные дела органам госрегистрации прав по месту расположения недвижимого имущества. А до этого момента БТИ обязаны бесплатно предоставлять информацию по запросам органов государственной и местной власти. В то же время Кабинет министров должен будет в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона обеспечить перенос из других баз данных в Государственный реестр прав на недвижимое имущество записей об обременении этих прав.

Рассказать подробнее о грядущих изменениях и нынешнем состоянии реестров, в которых хранится информация о миллионах граждан, «ФАКТЫ» попросили председателя Государственной ре­гист­­рационной службы Украины Дмитрия Ворону.

— Что нового предлагает законопроект, принятый на днях парламентом?

РЕКЛАМА

— Этот документ касается не только передачи архивных документов из БТИ государству. Законопроект комплексный и решает целый ряд вопросов, связанных с регистрацией недвижимости. Он уже одобрен народными депутатами в первом чтении и, я надеюсь, в ближайшее время будет принят в целом.

Во-первых, документ предлагает окончательно признать все регистрационные книги и регистрационные дела, хранящиеся в БТИ, государственной собственностью. А во-вторых, Кабинету министров поручено обеспечить перенос из других баз данных в Государственный реестр прав на недвижимое имущество записей об обременении этих прав.

РЕКЛАМА

*"Я считаю, что все программное обеспечение для работы госреестров должно находиться в государственной собственности", — говорит Дмитрий Ворона

— Ранее представители БТИ неоднократно заявляли, что данные организации являются коммунальными предприятиями, и на этом основании утверждали: архивы принадлежат местным органам власти. Кстати, именно с такой аргументацией Киевское городское БТИ несколько лет саботировало присоединение к Госреестру прав на недвижимое имущество. Как будет решен вопрос собственности?

РЕКЛАМА

— Хочу подчеркнуть: регистрационные книги и регистрационные дела, которые хранятся в БТИ, не являются коммунальной собственностью. Следует напомнить, как вообще работала система БТИ. Еще в советское время бюро проводили регистрацию объектов недвижимости для их учета. В 1998 году, согласно приказу Госкомстроя, этот процесс трансформировался в регистрацию права собственности на такие объекты. За БТИ осталась обязанность вести соответствующую документацию. Но все это время государство фактически делегировало БТИ свои полномочия по регистрации прав собственности на недвижимость. Дело в том, что согласно Гражданскому кодексу функция регистрации прав собственности на недвижимость принадлежит государству, которое временно обязало заниматься этим отдельных сотрудников БТИ (регистраторов). Более того, именно с момента внесения информации в реестр наступает переход права собственности. Соответственно, и вся ре­гистрационная документация тоже должна принадлежать государству. С такой позицией согласились и народные депутаты, проголосовав за законопроект в первом чтении.

— Но в БТИ хранятся дубликаты технических паспортов на дома и квартиры. Кому они принадлежат?

— Выполнение технической инвентаризации входит в прямые обязанности БТИ, поэтому документ об осуществлении ими работ (технический паспорт на квартиру) может находиться в распоряжении коммунального предприятия. А вот собственником техдокументации является заявитель, то есть владелец недвижимости, поручивший специалистам БТИ выполнить работы по технической инвентаризации его имущества. И оригинал техпаспорта находится на руках у хозяина квартиры, а в БТИ есть материалы проведенной технической инвентаризации. Также не стоит забывать, что функции инвентаризации БТИ осуществляют на основании приказа Госкомстроя, то есть они тоже делегированы государством.

Но нас в процессе подготовки законопроекта в первую очередь интересовало урегулирование во­проса передачи регистрационной информации о правах собственности. Дальше правительство само решит, кто какими сведениями будет распоряжаться и отвечать за их достоверность.

Хочу отметить, что, ликвидировав с начала года монополию БТИ на рынке регистрации прав собственности, государству удалось существенно облегчить жизнь простым людям. Ведь вместо 350 БТИ, каждое из которых устанавливало собственные тарифы и диктовало гражданам любые условия, заработала прозрачная и открытая государственная система регистрации прав, где уже более девяти с половиной тысяч регистраторов и нотариусов могут оказывать соответствующие услуги.

— Какие конкретно данные будут передаваться из БТИ государству?

— Для нас очень важно получить и занести в госреестры ту первичную информацию о собственниках недвижимости и ее характеристиках, которая хранится в архивах БТИ. Подробные технические сведения, часто необходимые архитекторам, проектировщикам или инспекторам архитектурно-строительного контроля, нам не нужны, они по-прежнему будут сберегаться в БТИ. Но нам обязательно требуется, например, точная площадь квартиры, ее планировка, адрес, этаж и так далее. Это позволит занести в госреестр максимально подробную информацию об объекте собственности и облегчит жизнь сотням тысяч людей.

— Вы имеете в виду, что, когда данные из архивов БТИ будут включены в реестр, людям не придется ходить за справками в БТИ?

— Да, сегодня многие нотариусы, желая обезопасить сделку и убедиться в том, что с квартирой не производили никаких незаконных операций, просят владельца принести справку из БТИ. Такая дополнительная проверка создает неудобства продавцам, но, с другой стороны, способствует защите покупателя от мошенничества. Если же сотрудники госреестра получат доступ к архивам БТИ, то они смогут не только быстро проверить необходимую информацию, но и внести ее в базу данных.

По моему мнению, ближайшая задача Укргосреестра — полная оцифровка архивов и хранение сведений не только в бумажном, но и в более удобном электронном виде. Этого требует стремительное развитие технологий и неизбежный скорый переход на электронный документооборот.

К сожалению, пока в госреестре нет исчерпывающей информации о недвижимости в Украине. Электронные реестры почти по всей стране заработали с 2003 года, а в Киеве и Севастополе — только с 2009-го. Именно в этих двух городах предстоит провести больше всего работы по наполнению базы данных. В других населенных пунктах ситуация лучше, так как за десять лет довольно существенный объем информации попал в реестр. Но проблема состоит в том, что сейчас мы можем вносить сведения с бумажных носителей в электронную базу только в двух случаях. Первый — когда владелец недвижимости лично обращается к госрегистратору. Второй — это нотариальное заключение перехода права собственности, когда нотариус после заверения договора заносит информацию в реестр. И именно для того, чтобы наконец-то включить все данные о владельцах квартир и домов, государству нужен доступ к архивам БТИ. Иначе наполнение реестров будет длиться еще десятилетия.

— А у вас есть опыт оцифровки бумажных архивов? Ведь Укргосреестр ведет не только реестр недвижимости, но и многие другие.

— Уже около пяти лет мы занимаемся оцифровкой архивов загсов. Поэтому опыт есть. Хотя этот процесс идет постепенно, поскольку у нас нет сотрудников, которым мы можем поручить исключительно оцифровку. Но сделано многое. В электронные базы данных внесена информация за 45 лет.

Причем мы ведем работу сразу по нескольким направлениям. Первое — внесение в реестр всех текущих гражданских актов. Второе — постепенная оцифровка бумажных носителей за определенные периоды, но уже в порядке убывания дат. Начали с самой активной категории населения, подающей наибольшее число запросов, — людей, которым сейчас 30—40 лет. На сегодняшний день в электронную базу данных внесена информация о гражданских актах за периоды с 1995-го по 1950-й. Кроме этого, сейчас идет наполнение реестра сведениями из документов за 1996—2008 годы. Следующим этапом станут 1949—1945 годы.

В регионах Украины оцифровка архивов загсов идет неравномерными темпами, но по объективным причинам. Да и состояние бумажных носителей информации бывает разное. Например, в архиве ивано-франковского загса мне показали самую старую церковную книгу, еще польскую, XVIII века. Естественно, что до ее оцифровки мы дойдем нескоро, да и сделать это будет не так-то просто.

Кстати, именно архивариусы загсов сейчас имеют наибольший опыт в оцифровке бумажных носителей и наполнении электронных реестров. Поэтому они сегодня назначены главными методистами в своих регионах и передают опыт сотрудникам других подразделений Укргосреестра.

Отмечу, что нашей главной задачей при ведении всех реестров является достоверность информации и ее полная защищенность, чтобы исключить даже теоретическую возможность незаконного изменения или утечки сведений.

— У всех на слуху недавний скандал с приостановкой работы практически всех электронных реестров, администратором ко­торых является госпредприятие «Информационный центр» Министерства юстиции Украины. Об­суждаются разные версии развития событий, но миллионы людей в первую очередь интересуются: не пострадала ли и не была ли похищена информация, хранящаяся в этих реестрах?

— Действительно, произошел первый временный сбой в системе реестров, которая безотказно проработала десять лет. Но я с уверенностью могу заявить, что никакая информация в реестрах скопирована или изменена не была. Чтобы понять, почему я так утверждаю, стоит вкратце объяснить некоторые технические нюансы.

Вся система регистрации со­стоит из нескольких основных компонентов. Первый — это большой сервер, на котором хранятся базы данных. Сервер и управляющее им программное обеспечение на 100 процентов принадлежат государству. Второй — защищенный резервный сервер, где сберегаются копии баз данных, и с внешним миром он вообще никак не связан. Третий компонент — это промежуточный, так сказать, транспортный сервер, принимающий запросы от тысяч госрегистраторов, нотариусов, судей и прочих клиентов. Он проверяет право допуска, обрабатывает полученные запросы и передает их на первый сервер. При этом сам он никакой конфиденциальной информации не содержит, но является защитой от любого нападения извне. Именно программным обеспечением для промежуточного сервера и доступа к нему со стороны клиентов владела частная компания. Но она не имела возможности получить прямой доступ к базе данных.

Стоимость этих программ сейчас не такая уж большая. Но когда-то частная компания при содействии тогдашнего руководителя госпредприятия «Информационный центр» получила заказ на разработку программ и на протяжении нескольких лет ей отчислялись огромные суммы из госбюджета за то, что государство пользуется интеллектуальной собственностью компании. Но этому пришел конец после смены главы госпредприятия, что и вызвало недовольство со стороны частного разработчика. Хочу отметить, что, как только появилось новое руководство, была сформирована группа из сотрудников СБУ, прокуратуры, МВД, Службы защиты информации. Она взяла под контроль основной и резервный серверы, чтобы не допустить ни взлома, ни копирования, ни какого-либо иного несанкционированного доступа к информации.

Когда частные разработчики «обвалили» промежуточный сервер, были нарушены все транспортные связи между клиентами и основным сервером. Основной сервер продолжал работать, но получить доступ к его информации извне было невозможно несколько дней. Хочу подчеркнуть: никаких взломов базы данных, никаких внешних или внутренних вторжений в нее не было. Все сведения оставались и пребывают сейчас под государственным контролем. Правда, довольно трудно полностью гарантировать добросовестность тех сотрудников «Информационного центра», которые имели внутренний доступ к базе данных на протяжении последних десяти лет.

В свете нынешних событий я уверен, что впредь, чтобы не допустить подобных инцидентов, все программное обеспечение для работы госреестров должно находиться в государственной собственности. Именно по такому пути пошли развитые страны мира.

8767

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів