Сергей Бубка: «Когда в Америке нам выдали по 50 долларов суточных, мы ощутили себя миллионерами»
Деятельность на посту руководителя Национального олимпийского комитета, участие в работе Международного олимпийского комитета, Международной ассоциации легкоатлетических федераций, оформление заявки нашей страны на проведение зимней Олимпиады 2022 года — рабочий график легендарного Сергея Бубки расписан буквально по минутам. Но, несмотря на постоянную занятость, наш прославленный спортсмен нашел время, чтобы пообщаться с читателями «ФАКТОВ».
На прямую линию в редакцию Сергей Назарович прибыл минута в минуту. Да еще с подарками от Национального олимпийского комитета. Попросил чашечку зеленого чаю и сразу стал отвечать на телефонные звонки.
*Обладатель 35 (!) мировых рекордов Сергей Бубка во время прямой линии «ФАКТОВ» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
* — Прямая линия? Это Лариса из Луганска. Хотела бы поздравить вас, Сергей Назарович, с наступающим днем рождения. Желаю счастья, здоровья. Наверное, приедете в день юбилея к себе на родину, в Луганск, с родственниками встретитесь?
— Спасибо за поздравление, мне очень приятно слышать звонок из родного города. День рождения буду отмечать в Киеве. А уже позже выкрою денек-другой и вырвусь на родину. К маме. Она ведь по-прежнему живет в Луганске. Может, правда, наведаться еще в Донецк, но вот дальше нам ее никак не удается уговорить (улыбается).
* — Добрый день! Я позвонила на прямую линию «ФАКТОВ»? Меня зовут Светлана Павловна. Я из Киева. Сергей Назарович, у вас такая колоритная фамилия. Интересовались, что она означает, генеалогическое древо составляли?
— Когда-то интересовался этим вопросом, но это оказалось делом сложным, никаких архивов не осталось. Мой папа родом с Ровенщины: Владимирецкий район, село Полицы. В Луганск попал в 18 лет, когда призвали на службу в армию. В его глухом селе только в конце 1970-х электричество появилось. Отец понимал, что возвращаться туда после армии не имеет смысла: перспективы никакой, жизнь тяжелая, работы нет. Оттуда на заработки на полгода уезжали. Поэтому решил остаться в Луганске. Там он встретил мою маму, Валентину Михайловну, и создал семью. Мама рассказывала, что вся ее родня знала отца, как… Володю. Дело в том, что папа немного стеснялся своего редкого по тем временам имени Назар, вот и представлялся Володей.
* — Сергей Назарович? Это Юрий из Львова. Вы помните, когда первый раз взяли в руки шест и когда — последний?
— Последний раз — точно на Олимпийских играх в Сиднее. После этого я уже не прыгал. Да, мог еще взять шест в руки, когда давал уроки юным спортсменам. Но с 2000-го никогда не прыгал и, думаю, больше не буду.
Своим самым любимым видом спорта я начал заниматься в 10 лет. До этого о прыжках с шестом ничего даже и не слышал. Мой сосед Слава Малахов первым записался в секцию. Он-то и сказал тренеру, что приведет меня. Тренер спросил: «Сколько ему лет?» «Десять», — ответил Слава, кстати, ровесник моего старшего брата Василия. Тогда набирали с 12 лет, поэтому тренер отказался меня брать: «Он еще мал, ты приводи его года через два». Но Слава не унимался: «Нет, он хороший, вы его посмотрите». И таки уговорил! Вот так я и попал в прыжки с шестом. Видно, судьба…
— Интересно, а сколько хороший шест стоит?
— Раньше стоимость снаряда колебалась от 200 до 300—400 долларов. Сейчас цены поднялись до 600—800. Помню, в годы нашей молодости в Советском Союзе на всех атлетов закупали 20 шестов — на шестовиков и десятиборцев.
* — Добрый день! Я попал на прямой эфир с Сергеем Бубкой, олимпийским чемпионом, председателем Национального олимпийского комитета? Анатолий из Черкасс беспокоит. Летом мой сын отдыхал в «Артеке». Там проводились такие, ну просто прекра-а-асные, соревнования, от которых ребенок был в восторге, — «Олiмпiйське лелеченя»! Знаете, для ребятишек это тако-о-ой праздник: рядом олимпийские чемпионы, чемпионы мира, Европы!.. Будут ли эти соревнования проходить в «Артеке» в следующем году?
— Мы уделяем большое внимание привлечению молодежи к спорту. Инициируем массу интересных проектов — «Олимпийский урок», «Олимпийская книга», «Олимпийский уголок»… Соревнования «Олiмпiйське лелеченя» проходят по школам всей страны и начинаются с соревнований между классами, школами, районами. Ну, а уже во Всеукраинский финал в «Артеке» приезжают 27 лучших команд страны — победители областных соревнований. Будем организовывать такие проекты и в дальнейшем, чтобы как можно больше детей привлечь к спорту, пропагандировать среди школьников здоровый образ жизни.
Нам очень приятно, что наша молодежь, прославленные чемпионы — такие, например, как олимпийский чемпион по боксу Александр Усик, — с удовольствием откликаются на наши предложения и приезжают к ребятам. Их путь в спорте — наглядный пример для подражания.
* — Сергей Назарович? Владимир Полюк из Ровенской области. Скажите, вы помните свою первую поездку за рубеж?
— Это было в 1980-м, когда мы отправились на Кубу. Если сравнивать Остров свободы и Советский Союз, то разница в уровне жизни уже тогда была колоссальной. Нас поселили в общежитие медицинского университета. На завтрак — омлетик, стакан молока, хлеб с маслом…
Для нас, советских спортсменов, заграница начиналась уже в аэропорту «Шереметьево». Все блестит, магазины дьюти-фри. Это был шок. Обычно нам выдавали 20 долларов на всю поездку, по четыре-пять долларов суточных. А вот когда поехали в Америку в 1984-м, нам выдали целых 50 долларов суточных. Можно было спокойно на 10 долларов вдоволь наесться, а 40 долларов у тебя в кармане оставались! Мы были богатыми людьми — миллионерами, миллиардерами. Просто не знали, куда тратить эти деньги (смеется.)
* — Это Зоя Петровна из Житомира. Каким должен быть идеальный вес спортсмена, занимающегося прыжками с шестом?
— Когда я начинал свой путь в спорте, считалось, что шестовик должен быть очень худым. Например, при росте спортсмена 185 сантиметров вес не может превышать 75 килограммов. Я по мышечной фактуре был «сухой», но кость у меня тяжелая — можно даже сказать, что предрасположен к полноте. Поэтому мой тренер Виталий Афанасьевич Петров даже хотел перевести меня в десятиборье, дескать, нет никаких перспектив в занятиях прыжками.
Но я пообещал тренеру, что обязательно похудею. Перестану есть, но буду шестовиком! Так что с 12 лет сидел на различных диетах, даже голодал. В 16 лет не верил, что смогу продержаться в спорте на «сухпайке» до 25 лет. Кушать все время хотелось, сил не хватало. Думал, что еще 10 лет такой жизни просто уже не выдержу.
Брат Василий (он на три года старше) успокаивал, подбадривал меня, как мог. Мол, с возрастом, аппетит уменьшается. А я ему не верил, думал, такого вообще не бывает, чтобы аппетита не было.
И только ближе к завершению спортивной карьеры, когда появилась возможность тренироваться с шестами различной жесткости, я мог себе позволить набрать три-четыре килограмма. Но все равно старался не злоупотреблять углеводами: макароны, хлеб, сладкое, жирное не ел. Ну разве что мог позволять сладости в день рождения или по большим праздникам. Правда, потом 24 или 36 часов ничего не ел, чтобы как-то компенсировать свое «обжорство».
Ближе к соревнованиям — а это такой нервный стресс! — весь лишний вес сгорал. Если посмотреть на мою спортивную статистику, список достижений, биографию, может показаться, что все давалось мне легко. На самом же деле за всем этим стоял колоссальный труд с самого юного возраста.
Я всегда много и упорно тренировался. Вставал очень рано, в шесть утра, меня никто не заставлял. Шел на зарядку. А в восемь уже был в школе. После уроков приходил домой, подогревал еду, которую мама оставляла. Потом ехал через весь город на тренировку. В 15 лет перебрался из Луганска в Донецк. Жил в рабочем общежитии завода точного машиностроения. Это секретный завод, который делал военное оборудование, оружие, снаряды. Выступал я за спортобщество «Зенит».
В магазины сам ходил, сам еду покупал, сам готовил, сам стирал, сам гладил. «А что это ты все сам покупаешь?» — удивлялись сверстники, когда видели в моих руках авоську с молоком (помните, в треугольных синих пакетах?) и другими продуктами. «Ну, а кто мне купит? — объяснял. — Тебе — мама, папа, бабушка, дедушка. А мне — некому: если я не куплю, мне просто есть нечего будет». Да нет, я не жалуюсь. Это просто жизненные реалии.
В чем прелесть спорта? Человек умеет преодолевать трудности, побеждать свои слабости, не сдаваться, до конца идти к своей цели. Это качества, которые нужны каждому человеку в жизни, независимо от профессии. Всегда необходимо делать выбор и чем-то жертвовать.
* — Добрый день! Прямая линия? Меня зовут Владимир Петрович, я из Одесской области. Сергей Назарович, за рулем сами ездите или с водителем?
— В выходные — сам, а в рабочее время — с водителем.
— Первая машина у вас какая была?
— «Волга». 24-я. В 1985-м. Номерные знаки на ней были «06−00». Я как раз шестиметровую высоту преодолел! Дальше номера на моих авто вслед за результатами увеличивались. Первая иномарка? В 1988-м в Берлине мне подарили «Фольксваген Пассат», затем был «Мерседес»…
* — Добрый день! Это Катя, я из Киева. Очень вами восхищаюсь, Сергей Назарович! Но вопрос у меня такой. Скажите, пожалуйста, как проходит восстановление вашего сына после несчастного случая?
— Спасибо, Катя, за вопрос и за беспокойство о здоровье Сережи. Он планирует вернуться в большой теннис: потихонечку приступил к тренировочному процессу, увеличивает нагрузки и намерен уже со следующего месяца начать работу с профессиональным тренером, который и нашего Александра Долгополова тренировал. Поедет к нему в Австралию. Сын твердо намерен продолжить спортивную карьеру.
* — Меня слышно? Это Галина Васильевна из Обухова. У вас такой прочный, долгий брак с супругой. А как вы с ней познакомились?
— Я тренировался на стадионе «Локомотив» в Донецке, а Лиля как раз в это время начинала там работать тренером по художественной гимнастике. Помню, как-то даже привел к ней заниматься старшую дочку моего тренера Виталия Афанасьевича. Там-то мы с будущей супругой и познакомились.
Лиля посвятила себя семье, детям. Супруга всегда умела сглаживать все острые углы, воспитывая сыновей. У меня ведь тренировки, нагрузки, приходил домой уставшим. Так что можно сказать, что у нас с женой полное взаимопонимание.
* — Могу ли я поговорить с Сергеем Бубкой? Меня зовут Николай Лагнюк. Я из Львовской области. Хочу спросить, как вы поддерживаете физическую форму?
— Сегодня, например, поплавал с утра минут двадцать. Позавчера больше часа на велосипеде ездил. Мы с семьей живем в Конче-Заспе. Переезжаю через дорогу и катаюсь по лесу. А зимой, если снег, — на лыжах. Часто хожу в тренажерный зал университета физкультуры и спорта. Могу пробежки совершать прямо на улице. Ведь бег — важная составляющая для поддержания здоровья и формы.
При моем ритме жизни без движения — никуда. Откуда брать энергию и силы для продуктивной работы? Раньше, когда я был профессиональным спортсменом, мечтал об отдыхе, порой просто посидеть хотелось. Завидовал тренерам, которые сидят на скамеечке, ногу на ногу забросив: сиди, думаю, да командуй (смеется).
А теперь у меня такая работа, что приходится много сидеть — на совещаниях, мероприятиях, в офисе. Если до вечера дотянешь, то потом сил на спорт уже нет никаких. Не пойдешь на утреннюю разминку, так и будешь дальше чахнуть. А вот если заставишь себя потренироваться 30—40 минут, час, появляется энергия, желание, ты уже совершенно по-другому себя чувствуешь.
— Как вы планируете свой рабочий график?
— У меня все записано на листочках из блокнота — что и когда намечено (достает из кармана и демонстрирует «шпаргалки». — Авт.). В то же время наизусть знаю все ключевые мероприятия на ближайший месяц-два. Скажем, 1 февраля я должен быть в Сочи, где состоится исполком Международного олимпийского комитета, 7 февраля — открытие Олимпийских игр. До 14-го буду находиться на Олимпиаде, в тот же день прилечу в Донецк на «Звезды шеста», проведу пресс-конференцию. 15-го — соревнования, 16-го — улетаю…
— А место для отдыха в вашем плотном графике предусмотрено?
— Стараюсь находить, правда, не всегда выходит. Люблю побродить по лесу, потренироваться на свежем воздухе, почитать книгу или посмотреть телевизор. Если никуда не спешишь, это уже и есть отдых. Такими минутами наслаждаешься.
* — Сергей Назарович, Александр Герасимчук из Глинска беспокоит. Вопрос по Олимпиаде в Сочи. В каких видах спорта на Играх будут представлены наши атлеты?
— Прежде всего мы рассчитываем на украинских биатлонистов, ведь именно в 2013-м наши девушки и парни показали отличные результаты. Хотелось бы пожелать всем нашим олимпийцам успеха и в Сочи. В целом ожидаем, что Украина будет представлена в 11-ти из 15 видов спорта олимпийской программы.
Мы более сильны в летних дисциплинах. Так у нас сложилось исторически: и условия для тренировок, и базы, и традиции. Поэтому зимняя Олимпиада-2022, заявку на проведение которой в Украине мы подали, — наш шанс создать в первую очередь мощную инфраструктуру для развития зимних видов спорта и туризма в целом. Карпатский край этого заслуживает.
Прямую линию подготовили Елена ДРАГА, Юрий САЙ, «ФАКТЫ»
2450Читайте нас у Facebook