«прокурор обвинил нас в нарушении воздушного кодекса. Но, позвольте, какое может быть нарушение, если самолет еще не летал?! « -
За строительством двухместного спортивного самолета жители Ахтырки Сумской области наблюдали почти пять лет. В гараж к местным умельцам — бывшим военным летчикам — водили на экскурсии мальчишек из станции юных техников. Многие горожане предлагали посильную помощь в строительстве, а когда в городке устраивались военные парады, то самолет с гордостью выкатывали на главную площадь. Все с нетерпением ждали начала летных испытаний. И вот когда мечта близилась к завершению и самолет был практически готов, нагрянули правоохранители. Ворвавшись в аэроклуб, сотрудники транспортной милиции и прокуратуры забрали летательный аппарат, утверждая, что аматоры собирались незаконно нажиться, продав самолет известному бизнесмену.
«Обращались к министру обороны с просьбой выделить списанную летную технику, но в армии такой не оказалось»
Встречать журналиста «члены преступной группировки» — трое бывших летчиков-истребителей Сергей Греков, Александр Лабур и Игорь Струковец — приехали на своей машине прямо на автовокзал. Усаживая меня в видавшую виды «шестерку», пошутили: «Вот, едете вместе с местными преступниками и миллионерами, да что-то машинка у них подкачала »
- Мы сдаваться не собираемся, — говорит Игорь Струковец, один из организаторов Ахтырского авиационного технического спортклуба «Крылья». — Я как строил самолеты, так и буду строить, и никто не запретит мне заниматься любимым делом. Конечно, для кого-то, может, было бы и лучше, чтобы бывшие кадровые военные торговали на рынке, но мы не из тех.
В советские времена в Ахтырке находился учебный авиаполк № 809 Харьковского военного училища, в котором мы служили. Я и мои друзья — профессиональные военные летчики, отдавшие лучшие свои годы, защищая страну, которой сейчас не существует. Когда в 35 лет нас отправили на пенсию, мы поняли, что жить без неба невозможно. Бывших летчиков не бывает. И тогда решили организовать в городке спортивный авиационный клуб. Не только для себя, но и для мальчишек, которые, как и мы, влюблены в небо и мечтают о полетах.
Однако понятно, что настоящего аэроклуба без техники быть не может. Сначала обратились к министру обороны (ныне бывшему) Гриценко с просьбой отдать нам списанную легкую технику, но получили отказ — в украинской армии такой не оказалось. Как же пацанам на пальцах объяснить, что такое самолет?
Решили строить его своими силами, тем более, что я больше десяти лет занимался строительством авиационного транспорта. Мы с друзьями перерыли весь интернет и остановились на чертежах по сборке спортивного самолета канадского производства «Зодиак». Причем чертежи для сборки аппарата бесплатно были выложены в интернете. За границей производят и полный набор деталей для изготовления этого летательного аппарата. Но для нас это было слишком дорого.
«Из строительства мы не делали никакой тайны»
- Все, начиная с листов металла для обшивки, нам пришлось покупать на свои пенсии, — вступает в разговор Александр Лабур, один из соучредителей клуба «Крылья». — Каждый узел, каждую деталь мы изготавливали самостоятельно. Иногда несколько месяцев уходило только на то, чтобы придумать, как сделать ту или иную деталь. Например, над кабиной пилотов есть стеклянная открывающаяся дверца. Нужно было придумать, как можно выдуть стекло так, чтобы оно приобрело форму полусферы. Над этим мы трудились несколько месяцев. К слову, в канадских чертежах мы нашли множество неточностей. Если бы следовали только им, то никогда не завершили бы строительство. Поэтому многое дорабатывали сами.
Наш самолет цельнометаллический, пилоты в нем сидят рядом — это значительно ускоряет процесс летного обучения. Я инструктор полетов с очень большим стажем, среди моих учеников есть два Героя. Один — летчик транспортной авиации Герой Советского Союза Валентин Грищенко, ему сам Горбачев вручил награду за три дня до того, как распался Советский Союз. Еще один ученик — Герой Украины. Конечно, нам очень хотелось бы продолжать передавать свой опыт мальчишкам. Вы бы видели глаза тех пацанов, которые приходили к нам на экскурсии! Сначала они в восхищении замирали на месте, а потом в считанные минуты облепляли самолет с разных сторон.
Мы никогда не делали из строительства самолета никакой тайны. Об этом знали не только в нашем городе. Подробно обсуждали процесс строительства в интернете, к нам приезжали гости со всех стран бывшего СНГ. Это я говорю к тому, что сотрудники милиции отчитывались перед начальством, что следили за нами последние полгода. Где же они были остальные четыре года?
Понимая, что работы подходят к завершению, мы обратились в Государственный департамент авиационного транспорта Украины, чтобы узнать о перечне мероприятий, которые нужно пройти, чтобы получить разрешение на полеты. И вот тогда поняли, что средств на проведение сертификации летательного аппарата у нас не хватит, даже если мы будем откладывать все свои пенсии еще несколько лет. Для того чтобы провести летные испытания, нужен действующий аэродром, который в Ахтырке давно разворован. А всем нам, имеющим по тысяче часов полетов на реактивных самолетах-истребителях, пришлось бы снова садиться за парту, чтобы получить пилотское свидетельство. Заплатить за него нужно 3 тысячи долларов. Таковы нормы украинского законодательства — ведь у нас был перерыв в полетах больше пяти лет.
Но и из этой ситуации мы нашли выход. Помогли бывшие однополчане. Один из них сейчас живет на Западной Украине, в Коломые. Он бизнесмен, у него есть действующий аэроклуб и аэродром. Вот мы и решили, что отправим самолет к нему, чтобы там облетать его на аэродроме, предварительно пройдя все недостающие этапы регистрации. Наш друг согласился профинансировать этот процесс. И вот когда мы уже загрузили самолет в машину, в аэроклуб ворвались сотрудники милиции и прокуратуры: «Не двигаться, вещи на стол, никому не звонить. Вы арестованы».
- Дальше у нас провели обыск, — вспоминает Сергей Греков, еще один учредитель аэроклуба. — Причем не было предъявлено никаких санкций. И что же нам вменяли в вину? Прокурор обвинил нас в нарушении воздушного кодекса. Но, позвольте, какое может быть нарушение, если самолет еще не летал?! Это все равно, что сотрудникам ГАИ ворваться в гараж к человеку, который собирает автомобиль, и арестовать его только за то, что его машина когда-нибудь может создать на дороге аварию. Так давайте тогда арестуем всех мужчин: а вдруг они когда-нибудь кого-то изнасилуют!
Обвинение в нелицензионной деятельности тоже абсурдно. Лицензирования данного вида деятельности — строительство экспериментальных судов — не требуется. И наконец, о каком незаконном предпринимательстве может идти речь? На разных телеканалах, освещая эту ситуацию, журналисты говорили то о тысяче, то о пяти тысячах долларов предоплаты. Якобы мы уже чуть не продали этот самолет за 30 тысяч гривен. Поймите, речь об этом на данном этапе не шла совсем! Нам нужно было лишь пройти регистрацию самолета, посмотреть, летает ли он, может, его нужно еще дорабатывать. Как вдруг нас на всю страну назвали бандитской группой. Я после этого налета неделю лежал в больнице с предынфарктным состоянием.
Официальная версия правоохранителей, естественно, отличается от той, которую озвучили члены авиаклуба. В частности, комментируя «ФАКТАМ» сложившуюся ситуацию, исполняющий обязанности начальника линейного отдела милиции на станции Сумы Алексей Перхун заявил:
- Мы можем смело говорить о том, что целью этих людей была только коммерческая деятельность. Члены клуба строили самолет лишь для продажи. К сожалению, сейчас, пока проходит следствие, я не могу назвать все нюансы этой сделки, но то, что за самолет уже была получена предоплата от покупателя, нами установлено. Кроме того, в гараже есть еще один недостроенный самолет, пока без мотора и приборов, на который, как нам известно, уже тоже есть покупатель.
Кроме того, конструктивные части самолета не отвечают требованиям. На него установлен автомобильный двигатель «Subaru EJ-20», приборы от автомобиля ВАЗ-2106, отсутствуют спасательные системы. Это могло привести к гибели людей при совершении полетов.
Однако в Департаменте авиационного транспорта заявили, что мотор от автомобильного двигателя «Subaru» не может стать причиной конфискации самолета. Начальник отдела регистрации легких судов Департамента авиационного транспорта Александр Пихало в телефонном разговоре подтвердил, что многие конструкторы-любители используют в своих постройках именно такие двигатели. В частности, заверил Александр Степанович, в Полтаве сейчас отлажено производство сертифицированных вертолетов, на которых стоит мотор от автомобильного двигателя. А начиналось это теперь уже серийное производство вертолетов тоже с постройки в гараже.
- В данном случае говорить о нарушении воздушного кодекса невозможно, потому что еще никто не летал и ничего не успел нарушить, — заметил Александр Степанович. — Наше воздушное законодательство разрешает любительскую авиационную деятельность. Единственное замечание — эта деятельность не должна быть коммерческой, которая регулируется другими нормативными актами. Таких аматоров, занимающихся самолетостроением, на Украине сотни, если не тысячи. Многие, зарегистрировав летательные аппараты в государственном реестре, получают потом права и свидетельства частного пилота. Единственным требованием является прохождение испытаний и соответствие техническим нормам, после чего судно регистрируется.
К сожалению, я не знаю всех нюансов, касающихся этого самолета, потому что пока он не проходил у нас регистрацию.
447Читайте нас у Facebook