ПОИСК
Україна

Top Gear: «Судя по роскошным автомобилям, у вас должен быть очень высокий уровень коррупции»

8:00 12 грудня 2013
Інф. «ФАКТІВ»

В конце прошлого месяца Украину посетила съемочная группа культового британского телевизионного шоу Top Gear («Топ гир»), которое уже много лет транслируется более чем в ста странах мира. Трое звездных ведущих Джереми Кларксон, Джеймс Мэй и Ричард Хаммонд решили испытать на украинских дорогах несколько бюджетных малолитражек — Volkswagen Up, Renault Sandero и Ford Fiesta. Правда, месяц назад во время съемок во Франции полиция задержала Кларксона и Хаммонда за превышение скорости, лишив прав на три месяца. Однако самых известных в мире автожурналистов это не остановило.

«Инспекторы поначалу не могли понять, почему машина едет, а за рулем никого нет»

Как рассказал руководитель украинского интернет-портала «ТопЖЫр» Алексей Черняк-Самойленко, автомобили для британских автожурналистов доставили в Крым самолетом. Похоже, договориться о выделении тестовых авто с украинскими автоимпортерами редакторам программы не удалось. Дело в том, что британцы известны не только своим искрометным юмором и веселыми приколами, но и всяческими экстравагантными выходками (формат программы ее создатели описывают как «приключения балбесов с паршивыми машинами»). Так, недавно выяснилось, что во время очередного тест-драйва топгировцы сожгли суперкар Mazda Furai, созданный… в единственном экземпляре. Что уж говорить о бюджетных авто, которых авторы передачи покалечили и уничтожили не один десяток (достаточно вспомнить футбольный матч на автомобилях и другие безумные затеи ведущих). В итоге все тестовые машины были с иностранными номерами, а Renault Sandero оказался еще и с правым рулем!

Поначалу топгировцы катались по крымским серпантинам, затем их занесло в Севастополь. Крым англичан впечатлил. «Встречаются халупы, потом дворцы, потом снова халупы, потом замки, роскошные виллы, — делились ведущие впечатлениями. — В Англии такое трудно представить, богатые живут в одних районах, бедные — в других, здесь же все вперемешку».

С полуострова съемочная группа умчалась в Николаев, где объездивших самые отдаленные уголки планеты британцев просто шокировало обилие ям. Ведущие шутили, что Украина с честью оправдала свою славу страны с самыми худшими в мире дорогами. А вот сами украинцы британцам понравились. После россиян они показалась более сдержанными (Джереми Кларксон рассказывал, что в России доходило до курьезов. Какие-то люди останавливали ведущих на улице и просили сделать фото на память. При этом на незнакомцах не было фотоаппарата. Британцам предлагали… никуда не уходить минут десять, пока за ним сбегают). Впрочем, спокойно поесть в ресторане зарубежным звездам все-таки не удавалось — джентльменов моментально обступали поклонники. «В Британии такое невозможно», — бурчал Джереми Кларксон. Однако, как оказалось, известность в Украине имеет и приятную сторону — владелец ресторана отказался брать у своих кумиров плату за ужин. «В Британии такое тоже невозможно», — улыбались британцы.

РЕКЛАМА

*Джереми Кларксон, Джеймс Мэй и Ричард Хаммонд в Ялте пытаются копировать Черчилля, Сталина и Рузвельта

Из Николаева команда Top Gear отправилась в Киев. По отзывам англичан, ограничение скорости их традиционно не смущало — на трассе они разгонялись до 160 километров в час. С приближением к столице обилие роскошных машин привело Джереми Кларксона в замешательство. «Судя по тому, на каких авто ездят украинцы, у вас очень высокий уровень коррупции», — заявил он. Тем временем отбившегося от колонны Джеймса Мэя на Sandero… задержали гаишники. По словам британца, украинские дорожные полицейские не поняли, как это — машина едет, а за рулем… никого нет. Когда инспекторы увидели, кого остановили, то взяли автограф и отпустили британца (регистрировать автомобили с правым рулем в Украине запрещено, но кататься по стране на таких машинах иностранцы могут).

РЕКЛАМА

Узнав о столичном автодроме «Чайка», англичане решили устроить там «покатушки» — директор комплекса дал им старую «Победу», и журналисты провели соревнования между раритетными и современными авто (видимо, хотели поиздеваться над тихоходностью Sandero и Fiesta). Интересно, что, когда Ford в очередной раз заправили бензином, тот отказался заводиться. Так что в своей программе британцы, видимо, от души поиздеваются не только над ужасными украинскими дорогами, но и над не менее ужасным топливом.

Правда, топгировцы утверждают, что пока и сами не знают, что войдет в «украинский выпуск». Однако знающие люди считают, что британцы просто лукавят, не желая раньше времени провоцировать скандал. Дело в том, что троице ведущих уже не раз приходилось поплатиться за язвительные шуточки. Так, путешествие через всю Америку на старом пикапе с надписями розовым цветом «Мужская любовь рулит, да!» закончилось для них швырянием в машины камней местным населением.

РЕКЛАМА

«В Египте ночью ездят без света, чтобы сберечь аккумулятор»

Впрочем, иногда весьма зло подшучивающий над жителями стран, в которых проводятся съемки, классик «британского черного юмора» Джереми Кларксон не менее язвителен и по отношению к соотечественникам. Не щадит он даже друзей. В 2006 году Ричард Хаммонд едва не погиб: во время съемки очередного сюжета его Rolls-Royce с реактивным двигателем перевернулся на скорости, близкой к 480 километров в час. Ведущий получил серьезную травму мозга. Последствия были тяжелыми — нарушение реакции, глубокая депрессия. И когда он наконец смог вернулся в Top Gear, Кларксон вместо дружеских объятий выдал другу салфетку — на случай, если тот начнет «пускать слюни». Грубая шутка вызвала возмущение у поклонников шоу. Но Кларксона не переделать. Вот, к примеру, что он поведал о своих впечатлениях от водителей из других стран.

- Лучшие в мире водители? В Великобритании, — утверждает Джереми Кларксон. — Послушайте того, кто объездил на машине больше стран, чем все остальные в этом мире: англичане рулят великолепно! А остальные… Французы задираются, американцы тупят, итальянцы лихачат, немцы липнут к бамперу, австралийцы ездят пьяными, скандинавы постоянно бьются. А Индия? Однажды я брал интервью у одного небедного индуса: он сказал, что как-то проехал 300 километров на машине, у которой вообще не было тормозов. Перед стартом он помолился богу и решил, что если врежется в кого-нибудь и погибнет, значит, такая у него судьба. Ладно, а как насчет водителя другой машины? «Ну, — сказал индус, — значит, у него тоже такая судьба». Логично. Но логичнее было бы пройти техосмотр. В другой части Индии мне попался еще один чудила. Видно, у его грузовика потек радиатор. Поэтому на капоте сидел сын водителя и лил воду в бачок, а другой сын, привязанный к бамперу, собирал выливавшуюся снизу воду и передавал обратно. Классно придумано, не спорю. В Боливии я не раз проезжал мимо полицейского. У его Range Rover не светили фары, не было глушителя, дворников, а подвеску недавно нашли в каком-то сарае. Каждый раз, провожая меня взглядом, коп уважительно кивал. Во Вьетнаме светофоры отсчитывают секунды — блестящая идея. Пешеходам ясно, сколько осталось гореть зеленому и успеют ли они перейти. Вот только никто на эти светофоры не смотрит. Светофоры там только для украшения. Так, разноцветные лампочки. В Египте ночью ездят без света, чтобы сберечь аккумулятор. В Иордании святая обязанность водителя — «сделать» каждую машину на своем пути. В Калифорнии движешься по средней полосе, и указатели говорят, что твой съезд — через полтора километра. Включаешь поворотник, чтобы предупредить водителя справа. Он не видит. Или видит, но игнорирует. Тогда ты начинаешь сползать с полосы, он все равно не реагирует. Съезд уже на носу, а его автомобиль едет рядом. Приходится подрезать, и на это водитель реагирует так, будто ты ущипнул его жену или ударил собаку. Когда американец находится в своей машине, остальной мир для него не существует. Вот почему в Лос-Анджелесе можно купить держатель для ноутбука, который крепится на руль. Но Руанда, по-моему, переплюнула всех. Китайцы в обмен на нефть построили там потрясающую новую дорогу, которая делит страну пополам. Асфальт гладенький, с нарядной разметкой. Есть даже большие смотровые площадки, где можно остановиться и полюбоваться потрясающими видами. Было бы шикарно, если бы фермеры не сушили на дороге… свой урожай.

Вместе с тем с Джереми Кларксоном во многом просто нельзя не согласиться. Например, в том, что касается борьбы с недисциплинированными водителями. Как выяснилось, этим вопросом сейчас пытаются активно заниматься в Британии. Но выходит довольно неумело. Почти как в Украине.

- Правительство принимает суровые меры против недисциплинированных водителей, — рассказывает телеведущий. —  И что же это за меры? Поднять штрафы! На ток-шоу зритель в жутком свитере произнесет под оглушительные аплодисменты: «Когда правительство поймет, что с нас довольно? Давно пора принять самые суровые меры!» Следом газетчики напишут, почему увеличивать штрафы хорошо или плохо… и ничего не изменится. Представьте, что машина за вами едет бампер в бампер. Теперь за такое штрафуют на 100 фунтов (около 1350 гривен). В глазах суда это преступление, равное грабежу или убийству — вроде как размозжить старушке голову битой. «Отлично! — ликует общественность. — Пусть лихачам дают такие же сроки, как насильникам!» Я понял. А как этих лихачей будем ловить? Полиция? И как она оценит расстояние между машинами на скорости 110 километров в час? Ты-то знаешь, что тебя поджимают, потому что видишь в зеркале заднего вида прыщи на лице водителя. Но со стороны ничего не ясно. Ладно, пусть полицейский есть, и он заподозрил, что кто-то ехал слишком близко… Что дальше? Человек скажет: нет, я этого не делал, откажется платить штраф, и все закончится патовой ситуацией в суде. «Ты виноват». — «Нет, я не виноват». — «Ты виноват!» — «Нет, не виноват!» Другое безобразие, к которому применяются суровые меры, — мобильник за рулем. Хотя, если ты не псих и не однорукий, говорить по телефону за рулем не опасно — опасно писать эсэмэски. Еще тебя могут оштрафовать на 100 фунтов за то, что ты не пристегнулся… Даже не хочу об этом говорить. Я пристегиваюсь, потому что вижу в этом смысл. Но если кто-то хочет ездить без ремня, это его безопасность, его дело. И уж точно не дело министра транспорта.

«Я бы отменил экзамен по вождению, заменив его тестом на IQ»

И, конечно, Джереми Кларксон традиционно фонтанирует забавными идеями, в которых, как бы нелепы они ни казались на первый взгляд, однозначно есть разумное зерно.

- Знаки ограничения скорости абсолютно ни к чему, — заявил он. — Мы и так знаем, как ехать, потому что мы — разумные существа и можем сами понять, какая скорость тут приемлема. Когда полиция впервые остановила меня за превышение — а такое случалось нечасто, — я так застеснялся этих жалких 140 километров в час, что друзьям сказал: было 190. Теперь вы, наверное, ждете, что я призову нынешнюю молодежь выбросить велосипедные шлемы и светоотражающие жилеты и разогнаться как следует. Боюсь, это совершенно бесполезно. Потому что невозможно. Юнцы в Британии не гоняют потому, что бензин стоит 6 фунтов за галлон (18 гривен за литр). Это слишком дорого. Пилоты «Формулы-1» тоже поехали медленнее. Они говорят, что берегут шины, но это чушь. Просто Vodafon (одна из команд «Формулы-1». — Авт.) не в состоянии оплачивать счета за топливо. Продюсер Top Gear недавно взял Range Rover с компрессором в Альпы, чтобы недельку побарахтаться в снегу, и приехал банкротом. Его разорил прожорливый движок V8. Вот почему дети ездят медленно. Хотя музыка достается им бесплатно, лосьон от прыщей или водку не скачаешь из интернета. И на бензин для светофорных стартов у молодежи уже просто не остается денег.

А экзамен на водительские права британский телеведущий просто отменил бы!

- Экзамен демонстрирует только то, что вы умеете заезжать за угол задним ходом, — говорит он. — Если бы можно было посадить за руль корову, она бы тоже это смогла. А какой смысл в экзамене по правилам дорожного движения с вариантами ответов? Вы подтверждаете свою везучесть и умение пользоваться карандашом. Ни то, ни другое не принесет пользы, когда темно, идет дождь, а вы пытаетесь выехать из незнакомого пригорода. Вместо этого я бы обязал каждого сдавать тест на I. Q. Высокий балл означает, что кандидат достаточно умен, чтобы понять, как работают органы управления автомобилем и как ездить в разнообразных условиях. А знаки? На британской трассе M40 есть знак «Осторожно, туман». Не знаю, сколько стоило поставить этот знак, но деньги были выброшены на ветер, потому что в солнечный июньский денек тумана тут отродясь не бывало. Естественно, пасмурным февральским днем туман — обычное дело. Но зачем ставить знак? В туман его даже не будет видно. Меня бесят и другие знаки. «Камнепад». Прекрасно понимаю. И что мне делать? Разогнаться в надежде проскочить опасное место побыстрее? Или притормозить? Не вижу разницы. Когда на крышу приземляется двадцатитонный булыжник, не важно, на какой скорости это было: все, день пропал. Не лучше ли пустить деньги, потраченные на установку знака, на то, чтобы на этом участке не было камней?

Что именно расскажет Кларксон об Украине и украинцах, когда он окажется у себя дома в Британии и отбросит всю осторожность и дипломатичность? Ждать осталось недолго — сюжет о приключениях в нашей стране Top Gear покажет в конце января — начале февраля.

15378

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів