Спасшие людей на пожаре: «Сам Господь привел нас туда»
Для каждого из девяти рабочих сельскохозяйственного предприятия в селе Ерковцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области день начался абсолютно обычно. На работу можно было не выходить: в связи с затянувшимися праздниками на предприятии все еще были выходные. Сотрудники и не собирались. Но около десяти часов утра оказались на работе практически в полном составе.
— Как такое могло случиться, ума не приложу, — говорит Григорий Боярко. — Меня нельзя назвать трудоголиком, по выходным на работу не прихожу. Ребята такие же. В тот день я, как всегда, отвез детей в школу и вспомнил, что мой кум, который работает со мной на том же предприятии, должен быть на работе — ему нужно было решить какой-то вопрос. «Заеду-ка я к нему, — подумал. — Все равно нечем заняться». Приезжаю — а наших там уже пятеро. «Не спрашивай, — отмахнулся сотрудник Андрей. — Как-то спонтанно все получилось. Не сидится без работы. Тебе, я вижу, тоже?» «Вот-вот, — улыбнулся я. — Мог бы прийти домой и отдыхать. Но ноги сами сюда принесли».
«Я набрала тазик воды и плеснула вверх — прямо на горящий потолок. Но только сделала хуже»
— Гриша еще ладно — он хотя бы живет в этом селе, — говорит коллега Григория Андрей Шошис. — А я из Феодосии, сюда приезжаю на заработки. Что делает любой нормальный человек в праздничные дни? Конечно же, едет домой и отдыхает. Но мне в последний момент понадобилось остаться, чтобы порешать кое-какие вопросы. Не зная, чем заняться ранним утром, пошел на работу. Думал, что там должен быть кто-то из наших. Оказалось, коллектив в полном составе! И у каждого своя причина: кто-то проходил мимо, кому-то стало скучно. Удивляясь такому стечению обстоятельств, мы начали обсуждать новогодние праздники. А около девяти часов утра мы с братом (он работает на этом же предприятии и тоже пришел в выходной день) вышли на улицу. К нам присоединился Гриша. Увлеченно о чем-то беседуя, мы поначалу не заметили, как из дома неподалеку валит дым.
— Честно говоря, даже не смотрели в ту сторону, — признается Григорий. — Как вдруг услышали крик: «На помощь! Люди добрые, помогите!» Кричала женщина. Обернувшись, увидели, как дымится крыша соседнего дома. «Горим! — кричала женщина. — Помогите!» Да так громко, что ее услышали даже ребята, которые были в помещении. В следующую секунду мы уже бежали на помощь.
*Дом был охвачен пламенем, поэтому Андрей Шошис (слева) и Григорий Боярко проникли внутрь через окно (фото предоставлено Госслужбой Украины по ЧС)
— Даже не успели ничего с собой прихватить, — говорит Андрей. — Зная, что пожар, могли хотя бы взять ведра с водой или огнетушитель. Но никто об этом не подумал. Горящий дом мы увидели сразу. Из крыши валил дым, а на пороге бегала до смерти перепуганная женщина лет сорока. Она, как раненый зверек, металась из стороны в сторону и даже не сразу нас заметила. А увидев, закричала: «Слава Богу! Ребята, там внутри все горит: и комната, и веранда. В доме дети!» Мы с Гришей тут же бросились в дом. Через закопченное стекло (дверь местами была стеклянной) увидели, что в доме действительно все горит. Было видно, что пламя охватило стены и висевшую на вешалках верхнюю одежду хозяев. «Дети в самой дальней комнате, — расплакалась женщина. — Пока вы будете туда идти, сами задохнетесь».
— Этот момент я уже помню плохо, — качает головой хозяйка дома Оксана Сронюк. — Запомнились только ощущения: во рту и в носу был дым (до такой степени едкий, что, казалось, я вот-вот потеряю сознание), руки и ноги дрожали. Передать не могу, как это страшно: когда знаешь, что твои дети остались в горящем доме, и ничего не можешь сделать. Я запаниковала.
По словам Оксаны, сначала в доме загорелась веранда. Все случилось неожиданно. Еще в девять часов утра женщина кормила четырехмесячного сынишку и хлопотала по хозяйству.
*"Передать не могу, как это страшно: когда знаешь, что твои дети остались в горящем доме, и ничего не можешь сделать", — говорит хозяйка дома Оксана
— Наши детки еще совсем маленькие, — объясняет женщина. — Так получилось, что мы с моей 20-летней дочкой от первого брака рожали практически одновременно. Я вышла замуж второй раз и четыре месяца назад родила Никитку. А Катя через три месяца тоже родила сына. Поэтому у нас в семье двое новорожденных. В тот день мой муж был на работе. Кроме нас с Катей и детишек, в доме была моя 75-летняя свекровь. Решив заняться стиркой, я вышла на веранду и почувствовала странный запах гари. Посмотрела вокруг — нет, вроде бы ничего не горит. И только потом заметила, что со стены, на которой установлен газовый счетчик, идет дым. Решив, что счетчик поломался, позвонила мужу и попросила его приехать домой пораньше. Сама же вернулась к домашним делам. Дыма было мало, поэтому я не стала беспокоиться. Катя с детьми и свекровью сидели в соседней комнате. Помню, поговорила с ними минут пять, а когда опять решила выйти на веранду, обомлела: там был пожар. Ведущая на веранду дверь почернела, а на самой веранде уже бушевал огонь. «Только не паникуй, — приказала себе. — Сейчас все исправим». И закричав родным, чтобы не выходили из своей комнаты, набрала тазик воды и плеснула вверх — прямо на горящий потолок. Но сделала только хуже. Огонь начал распространяться еще быстрее.
«Уходя на работу, муж нас закрыл. А как в дыму найти ключ?»
— Я поняла, что нужно бежать на улицу и звать на помощь, — продолжает Оксана. — О том, что можно позвонить 101, почему-то не подумала. Выйти во двор можно было только через охваченную пламенем веранду. Я попыталась туда зайти, но чуть не потеряла сознание. Намочив полотенце, обмотала им лицо и таки выбежала на веранду. Затем попыталась выйти на улицу и… не смогла. Дверь не открылась! «Не может быть, — с ужасом вспомнила. — Уходя на работу, муж меня закрыл. Где же теперь искать ключ?» У меня был дубликат, но, паникуя, я так и не смогла сообразить, где он. Тут на веранду выбежала Катя. «Уходи, быстро! — закричала я. — Мы горим! Где наши ключи?!» «Не знаю, мам, — на дочке не было лица. — Что с нами будет?!» Ей на руку упал кусок горящего потолка. Я приказала, чтобы они со свекровью отнесли детей в самую дальнюю комнату и не выходили оттуда. Сама же изо всех сил дергала за ручку двери, надеясь, что она поддастся. Другого выхода спастись не видела.
К счастью, в какой-то момент я разглядела на подоконнике ключ и открыла дверь. Пытаясь отдышаться, я начала звать на помощь. То, что стою в одной ночнушке и босиком, не замечала. Я кричала очень громко, но никто не пришел. С ужасом поняла, что меня не слышат. «Раз никого нет, буду тушить пожар сама», — подумала я и дрожащими руками начала набирать воду из колодца. Когда набрала полное ведро, не удержала его и уронила… «Бежать за помощью? — судорожно рассуждала. — Но чем мне поможет 70-летняя соседка? А на сельхозпредприятии, которое неподалеку, выходной». И тут в моем дворе появились мужчины, человек десять. «В доме кто-то есть?» — осведомились они. И быстро начали набирать воду из колодца.
— Нас было девять человек, — уточняет Григорий. — Ребята начали тушить пожар, а мы с Андреем, узнав, что дети находятся в самой дальней комнате, обошли дом с другой стороны. Вот только разглядеть что-то через закопченные стекла было очень сложно. В какой-то момент мне показалось, что я увидел в окне детский силуэт. Как будто какой-то ребенок стоял на подоконнике. Это и была комната, которую мы искали. Вот только в окне был не ребенок, а хрупкая 20-летняя Катя. Несколько раз дернув за ручку, Катя сама смогла открыть окно. Из комнаты повалил дым. «Помогите! — взмолилась девушка. — Как нам отсюда выйти? Где мама?» В следующую секунду Андрей залез в дом через окно.
— Набрав полную грудь воздуха, я оказался внутри и начал искать детей, — вспоминает Андрей. — Из-за дыма практически ничего не видел. Один из младенцев лежал на диване. Схватив первое попавшееся одеяло, я закутал в него ребенка и начал искать второго. Но он уже был на руках у Кати. Внизу, под окном, меня ждал Гриша. Я осторожно передал ему обоих детей и помог вылезти девушке.
— Андрей провел там всего несколько минут, а чуть не задохнулся, — говорит Григорий. — В комнате оставалась бабушка. За ней полез уже я. Укутал пенсионерку в одеяло и повел к окну, но она вдруг остановилась: «Нет, я не выйду! Не выйду, пока вы не найдете мои тапочки! Что же я, босиком пойду?!» По ее испуганным глазам я понял, что она в шоке и не понимает, что говорит. Повел ее к выходу, но старушка начала сопротивляться. «Не пойду, — закряхтела она. — Мои тапочки в соседней комнате. Принесите их!» «Вы с ума сошли?! — закричал я. — Вы сейчас здесь задохнетесь, и я — вместе с вами!» Но бабушка была непоколебима. Вцепившись в диван, заявила, что никуда не пойдет. Я уже не мог дышать, а она спокойно стояла и даже разговаривала! Взять пенсионерку на руки и вынести насильно я бы не смог — женщина довольно крупного телосложения. Ругаясь на чем свет стоит, я открыл дверь соседней комнаты. А там — совсем ничего не видно, только облако дыма. Я понял, что не найду эти чертовы тапочки. «Вы должны их нащупать — они возле двери», — командовала пенсионерка. Я начал трогать стенку и наткнулся на что-то лохматое. Это что-то меня… укусило. В следующую секунду рядом промчалась черная, как сажа, лохматая собачонка. Она выбежала в комнату, где была пенсионерка. «Мы сейчас погибнем из-за ваших тапочек. Быстро в окно», — решительно приказал я. Бабушка не стала сопротивляться. И хотя она с трудом пролезла через узкую оконную раму, нам с Андреем (он подстраховывал внизу) удалось вытащить ее на улицу. После чего я, прихватив собаку, вылез из дома сам.
«Пока ехали пожарные, мы перекрыли газ и обрезали электричество»
— Ребята были как ангелы-хранители, — улыбается Оксана. — Я не могла поверить: только что рядом никого не было, и вдруг откуда ни возьмись появляется целая бригада помощников. Пока Гриша и Андрей спасали моих родных, остальные ребята тушили пожар. У них это получалось куда лучше, чем у меня. Очень выручил колодец. После чего Григорий, убедившись, что с детьми и свекровью все в порядке, побежал на предприятие и принес оттуда огнетушитель.
— К счастью, пожарные тоже приехали быстро, — заметил Андрей. — Пожарная часть находится почти в тридцати километрах от нашего села. Но они приехали меньше чем за пятнадцать минут. Мы тем временем тоже сделали немало. На всякий случай перекрыли газ и обрезали электричество. Плоскогубцы принес сосед. Надо сказать, за то время, пока мы спасали детей, во дворе собралось много местных жителей. И они не просто наблюдали за происходящим, а пытались помочь — набирали воду, носили инструменты.
— Люди действительно проявили себя с хорошей стороны, — говорит начальник Переяслав-Хмельницкого отдела Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Николай Мостовой. — Семью Оксаны спасали всем миром. Мы доехали быстро, потому что водители слышали сирену и уступали нашему автомобилю дорогу. По идее, так и должно быть, но в нашей стране бывает далеко не всегда. Когда пожарные приехали на место, огонь отчасти потушили местные жители. Дети были спасены. К счастью, малыши живы-здоровы. Что касается дома, то хоть несколько комнат и сгорели, он еще подлежит восстановлению. «Не понимаю, что случилось, — недоумевала Оксана. — Неужели взорвался газовый счетчик?» Он действительно взорвался, но уже тогда, когда начался пожар. А причиной возгорания стало короткое замыкание.
— Кто бы мог подумать, что такое случится, — сокрушается Оксана. — Мы переехали сюда всего полгода назад, сделали хороший ремонт. До сих пор не рассчитались с долгами — и тут на тебе… Теперь первым делом поменяем проводку на медную. Как видите, пока в этих руинах невозможно жить. Спасибо кумовьям, которые временно приютили наше большое семейство. Но сейчас даже то, что у нас сгорел дом, кажется мелочью. Самое главное — и дети, и свекровь живы. Детишки в полном порядке, только в первый день после пожара покашливали. Свекровь тоже потихоньку приходит в себя. О тапочках больше не жалеет (смеется). Кстати, за неделю до случившегося громко выла одна из наших собак. Мы еще испугались, что может случиться беда. Только этот чудик ни о чем нас не предупредил, — женщина погладила подбежавшего к ней лохматого спаниеля. — Своим спасением наш Бонапарт тоже обязан Григорию. Удивительно, как пес вообще остался жив, просидев более получаса в горящей комнате. Видите, его шерсть до сих пор пепельного цвета.
— Не знаю, как отблагодарить наших спасителей, — говорит супруг Оксаны Сергей. — В тот момент, когда здесь бушевало пламя, я был на работе и даже ни о чем не подозревал. Это чудо, что ребята просто так решили прийти на работу в выходной день. Как будто их сюда привел сам Господь.
— Все хорошо, что хорошо кончается, — улыбается Андрей. — Сам поражаюсь, откуда у меня взялось столько сил. Казалось бы, надышался едкого дыма, но, оказавшись на улице, смог бегать и вместе со всеми тушить пожар. Кстати, в тот момент, когда я бежал с очередным ведром воды, мне позвонила жена. «Что делаешь? — весело спросила она. — Ты не занят?» «Да тут у нас дом горит, я пожар тушу, — автоматически ответил я. — Давай позже перезвоню». Через секунду понял, что сказал. Боясь даже представить реакцию жены, перезвонил: «Пожар уже потушил, детей спас, сам даже не обгорел. Ты только не волнуйся».
Читайте нас у Facebook