ПОИСК
Життєві історії

Алексей Лазоренко: «Когда брались за разработку проекта, понятия не имели, каким образом он будет приносить деньги»

8:00 21 лютого 2014
Інф. «ФАКТІВ»
В 2010 году Алексей Лазоренко основал вместе с другом компанию «Подорожники», объединяющую пассажиров и водителей, которым по пути. Через четыре года он продал ее французской фирме. По оценке экспертов, сумма сделки может составлять несколько миллионов долларов

Алексей Лазоренко родился в Сумской области, а вырос на севере России. Его отца, гражданского летчика, перевели работать в Архангельск, и он перевез туда семью, когда Алексею было всего полгода.

— Я всегда понимал, что не останусь жить в Архангельске, — рассказывает 30-летний Алексей Лазоренко. — Не то чтобы мне там не нравилось, просто хотелось иметь более широкие возможности для самореализации. Я выбирал между Киевом и Москвой. Но поскольку каждое лето проводил у бабушки в Сумской области, в Украину меня тянуло больше. Чувствовал, что здесь мне будет уютнее. В 16 лет я поступил в Киевский национальный университет имени Шевченко и переехал жить в столицу.

Четыре года назад Лазоренко основал социальный сервис «Подорожники», позволяющий водителям и пассажирам в Украине и России быстро находить себе попутчиков. В январе этого года «Подорожники» купила французская компания BlaBlaCar, услугами которой пользуются свыше шести миллионов человек по всей Европе. О сумме сделки Алексей не говорит, но, по оценке эксперта — известного инвестора Дениса Довгополого, она может составлять от одного до трех миллионов долларов.

— Что такое «Подорожники» и как возникла идея создания фирмы?

РЕКЛАМА

— Это интернет-сервис, благодаря которому пассажиры и водители могут найти себе попутчиков и добраться до места назначения максимально комфортным и экономным способом. Идея возникла у меня неожиданно, когда я ехал на работу на своей машине. Была ранняя весна. Утро выдалось хмурое, погода не самая приятная. Через окно теплого автомобиля я поглядывал на людей, ожидавших общественного транспорта, и сочувствовал им. Иногда ведь приходится стоять на остановке по 15 минут и больше. На холоде или под дождем это время кажется целой вечностью. Я в машине ехал один. Прикинул, сколько еще таких водителей в дороге, и понял, что могу помочь. В мультфильмах над головой персонажа, который что-то придумал, обычно зажигается лампочка. В тот момент показалось, что это произошло со мной. Идея сформировалась мгновенно: есть тысячи водителей, имеющих в своих автомобилях свободные места, и множество пассажиров, которые не могут куда-то добраться. Их просто нужно объединить.

— Каким образом?

РЕКЛАМА

— Суть очень проста. Пассажиру достаточно указать на сайте, откуда и куда ему необходимо добраться. Система выдает список водителей, которые едут по тому же маршруту, в это же время и готовы подвезти за символическую плату. Поездка обойдется дешевле, чем на такси, потому что нужно всего лишь скинуться на бензин. Выгодно обеим сторонам.

А вот технологически все не так просто. Например, пассажир, отправляющийся из Белой Церкви в Николаев, должен увидеть в списке водителя, который едет из Киева в Одессу, так как отрезок пути у них совпадает. Чтобы система полноценно функционировала, нужно выстроить много сложных алгоритмов.

РЕКЛАМА

— Почему придуманный вами способ лучше, чем просто поймать машину или подобрать попутчика по дороге?

— Потому что это гораздо безопаснее. Пользователь оставляет на сайте свои данные. Заполняет анкету, указывает страничку в социальной сети, номер телефона, который мы подтверждаем. Отмечает и свои интересы, например, какую музыку любит слушать. И обязательно размещает фотографию. Таким образом можно выбрать человека, с которым будет комфортно и интересно ехать. Для представительниц слабого пола, которые не хотят находиться в машине с незнакомым мужчиной, у нас предусмотрен в анкете пункт «Поеду только с женщиной». Также мы просим пользователей оставлять друг о друге отзывы. Это повышает их репутацию и уровень доверия.

— Наверное, так можно найти себе много новых друзей.

— Мы ни в коем случае не позиционируем себя как сервис знакомств, но романтические истории случаются. Иногда общение перерастает в дружбу или даже во что-то большее. И это прекрасно! Одна из поездок закончилась свадьбой и детьми (смеется). Об истории пары даже сняли сюжет на телевидении. А сколько еще подобных случаев, о которых мы не знаем.

— Насколько я понимаю, откладывать реализацию проекта в долгий ящик вы не стали?

— Да, когда возникла идея, мне не терпелось с кем-то поделиться и приняться за дело. Я рассказал об этом своему бывшему сокурснику Олегу Сербину. Мы вместе учились в университете на мехмате. Окончив вуз, он много лет работал программистом, что было очень кстати. Задумка ему понравилась. Олег взял на себя программирование, а я занимался дизайном и продумывал логику пользования сервисом, был пиар-менеджером. Помог мой опыт работы в сфере маркетинга.

Сначала занимались проектом как дилетанты: каждый вечер после работы уделяли ему несколько часов. Однако вскоре так увлекались, что не замечали, как летит время, и засиживались до утра. После двух-трех часов отдыха, не выспавшиеся, но довольные, шли на основную работу. Я стараюсь не употреблять кофе, но в те времена выпивал его столько, что казалось, он циркулирует в организме вместо крови.


*Алексей Лазоренко: «Были люди, сбивавшие меня с толку. Говорили: это не сработает. Но меня это выбивало из колеи не дольше чем на 15 минут. Я быстро приходил в себя и с уверенностью шагал дальше»

— Не возникало сомнений в востребованности того, что делаете?

— Были люди, сбивавшие меня с толку. Говорили: это не сработает. Приводили много аргументов. Но меня это выбивало из колеи не дольше чем на 15 минут. Я быстро приходил в себя и с уверенностью шагал дальше.

— Создание «Подорожников» — это было больше альтруистическое побуждение, чем стремление заработать?

— Да. Мы взялись за него как за социальный проект. Конечно, было понятно, что рано или поздно он начнет приносить деньги. Но на момент начала разработки мы понятия не имели, каким образом это случится. Не зацикливались на данном вопросе, для нас было важно просто заставить систему работать.

— И как скоро у вас получилось?

— Примерно через полгода запустили пробную, очень примитивную версию. Нам повезло: мы сразу попали в обзор популярного сайта lifehacker. В начале 2011 года появилась первая тысяча пользователей. Мы были счастливы, открыли шампанское. Казалось: все, дело сделано и дальше проект сам начнет развиваться. Но чудеса не часто случаются. Для успеха нужны вера и кропотливый труд.

Мы начали активно участвовать в разных конкурсах. Заняли первое место как лучшая социальная инновация во всеукраинском конкурсе «Инновационный прорыв». Эксперты высоко оценили «Подорожники», а мы утвердились в том, что движемся в правильном направлении. Проект взял призовые места еще на нескольких мероприятиях. К примеру, во всеукраинском конкурсе «Идея? Супер!» мы оказались вторыми.

Осенью 2011 года я поехал в Москву на Startup Weekend. Это программа, позволяющая интернет-предпринимателям проверить жизнеспособность своего проекта и проконсультироваться с экспертами. Проводил мероприятие известный инвестор Аркадий Морейнис. Нашим заданием было представить проект ровно за две минуты. Максимально емко и доступно рассказать о нем и убедить инвесторов вложить в сервис деньги. Возле сцены даже стоял человек со свистком и секундомером.

— Успели?

— Нет, не получилось. Но то, что я рассказал, инвесторы оценили. Мы получили несколько предложений, в том числе от организатора. Именно с Аркадием и решили сотрудничать. Он вложил в «Подорожники» 100 тысяч долларов.

— Я правильно понимаю, что тогда вы еще не знали, как будете зарабатывать на своем сервисе? Инвесторов это не смутило?

— Есть разные модели развития сервиса. Некоторые начинают зарабатывать только после того, как становятся очень эффективными. Если пользователи получают то, за чем обращаются, они будут готовы за это платить. Инвесторы увидели в «Подорожниках» потенциал.

— Два человека — это вся ваша команда?

— В середине 2011 года к нам присоединился третий сотрудник — Андрей Бондарь. В свое время он горел желанием сделать аналогичный проект. Судьба привела его к нам случайно. Пообщавшись, поняли: это нужный человек. Вместе нам хватало сил и энергии на воплощение всего, что хотелось, в рамках имеющегося бюджета. С начала 2012 года проект перестал быть просто хобби. Всем пришлось уволиться с основных мест работы.

— Не возникало опасений остаться ни с чем?

— Иногда появлялись. Но мы любили проект и очень в него верили. Никакие опасения уже не могли нас затормозить. Бывали и трудные времена, особенно когда финансирование подходило к концу. Но в панику не впадали и бросать проект не собирались.

— Внимание инвесторов вам привлечь удалось, а как насчет пользователей?

— Мы сделали очень хороший ход. Предложили сотрудничество таким молодежным фестивалям, как «Казантип», «Нашествие», «Джаз Коктебель», «Соседний мир». Обычно они проводятся в разгар лета. Многие не решаются ехать из-за одной только мысли о дороге: далеко, некомфортно, жарко… Билетов на поезд обычно нет. Автостопом готовы ехать единицы. Мы связывались с организаторами фестивалей и предлагали увеличить посещаемость их праздников на 5—10 процентов. Они быстро поняли свою выгоду. На сайте мероприятия создавалось две кнопки: «подвезу» и «подвези». Таким образом более 10 тысяч участников добирались на фестивали с нашей помощью. Получилось весьма выгодное сотрудничество.

К концу 2012 года на нашем сайте было более 30 тысяч пользователей. Тогда же сразу две крупные компании из Украины и России заказали нам разработку корпоративных «Подорожников». Когда в штате предприятия более двух тысяч сотрудников, которые съезжаются со всего города, такая услуга имеет смысл. Коллеги из разных отделов знакомятся и начинают общаться. Водителю, прокладывающему маршрут, система показывает всех, кто едет по той же дороге. Человек задумывается: возможно, лучше оставить свой автомобиль возле дома и поехать на машине коллеги в качестве пассажира? Таким образом снимается еще и нагрузка с парковки.

— Получается, что в перспективе благодаря сервису можно было бы разгрузить дороги?

— Это наша глобальная цель — разгрузить дороги, снизить уровень углекислого газа и сделать транспортною систему более рациональной. На экосаммите 2012 года французская BlaBlaCar заняла одно из призовых мест и была признана компанией, делающей огромный вклад в сохранение окружающей среды. Специалисты подсчитали, что с момента запуска проекта в атмосферу не попало примерно 700 тысяч тонн углекислого газа. Каждый месяц с помощью BlaBlaCar путешествуют более миллиона человек по всей Европе. Вообще, для европейцев ездить с попутчиками — обычное дело. После слияния компания сможет предоставлять услугу на территории от Португалии до Владивостока.

— Сейчас хватает времени на отдых?

— Нет, но меня абсолютно не смущает работа без выходных. Когда любишь то, что делаешь, перестаешь различать грань между работой и отдыхом.

11400

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів