Несколько резонансных убийств прошлых лет, расследуемых ныне различными подразделениями мвд украины, мог совершить один и тот же человек
Анализируя «глухари» и «висяки», в которых следствие не может продвинуться уже много лет, правоохранители пришли к выводу, что несколько резонансных убийств, совершенных на протяжении последних пяти лет в Киеве и области, могли быть совершены одним и тем же человеком. И даже если убийц было несколько, то в этих делах прослеживается общий след. Об этом свидетельствуют выводы криминалистических экспертиз по данным делам, а также сходство обстоятельств преступлений.
Квартирный вор в упор расстрелял двоих милиционеров
26 января 2004 года в дежурную часть столичного главка милиции поступило сообщение: на девятом этаже второго подъезда дома № 10 по улице Озерной неизвестный пытается открыть дверь тамбура у квартир №№ 71 и 72. Информацию передали в дежурку Оболонского райуправления, откуда по указанному адресу были направлены группа быстрого реагирования полка патрульно-постовой службы милиции (ППСМ), группа задержания отдела Госслужбы охраны (ГСО) при РУВД и наряд роты ППСМ райуправления. Бойцы ГСО прибыли на место первыми. Прапорщик Григорий Нагорнюк с сержантом Вячеславом Скобелем вошли внутрь, а водитель остался внизу, перекрыв вход в подъезд. Через несколько минут водитель услышал выстрелы и сообщил об этом по рации на пульт ГСО.
В это время подъехали остальные милицейские группы, и несколько милиционеров поднялись на девятый этаж. Там они обнаружили истекающего кровью Нагорнюка и мертвого Скобеля, у которого неизвестный преступник забрал пистолет Макарова с боеприпасами. Оба они были в бронежилетах и шлемах «Сфера», но защита не помогла — преступник стрелял в лицо. Тяжело раненого прапорщика (пуля повредила челюсть и прошла через шею) госпитализировали, дом был оцеплен, вызванные по рации дополнительные силы начали прочесывать район. Поскольку водитель группы задержания ГСО и консьержка из соседнего подъезда утверждали, что из дома никто не выходил, был проведен поквартирный обход. На место происшествия вызвали кинологов — и собака, взяв след, повела ко входу в моторное отделение лифта. Вероятно, преступник уходил через это помещение: разбив окно, выбрался на крышу, а дальше через окно и техническое помещение пробрался в первый подъезд, где его след потерялся. Следственно-оперативная группа нашла на месте происшествия пять стреляных гильз девятого калибра, вручную укороченных до 18 миллиметров (габариты гильзы к пистолету Макарова). Часть гильз была марки «Терен-3» (применяются для боеприпасов с холостыми, газовыми и резиновыми зарядами). Из тел пострадавших изъяли пули, которые, как позже установили эксперты, были изготовлены кустарным способом и имели калибр 8,6-8,7 миллиметра.
25-летний сержант Вячеслав Скобель проработал в милиции три года. Был дважды поощрен. У него остались жена и двухлетний сын. А прапорщик Григорий Нагорнюк, до этого происшествия отслуживший в органах почти 20 лет и имеющий 38 поощрений, уже в феврале, незадолго до своего сорокалетия, пришел в сознание и смог в реанимационной палате рассказать подробности произошедшего. Как оказалось, в тот злополучный день,
26 января, он поднялся на девятый этаж на лифте, а сержант направился туда же по лестнице, перекрывая взломщику пути отхода. На площадке девятого этажа они увидели мужчину лет тридцати, представившегося жильцом 71-й квартиры, — у него, мол, что-то случилось с замком двери тамбура, и он не может его открыть. Поскольку ни в 71-й, ни в 72 квартире на звонки в дверь никто не отвечал, Нагорнюк поручил Скобелю позвонить в квартиры с другой стороны площадки. Жилица одной из них (которая ранее и вызвала милицию), не открывая дверь, сказала, что неизвестный здесь не проживает. И практически сразу же тот начал стрелять. «Вспышка, упал, темнота», — все, что помнит об этом моменте прапорщик. Однако по его показаниям и показаниям вызвавшего правоохранителей свидетеля были составлены два варианта фоторобота преступника. Увы, его поиски до сих пор безрезультатны, несмотря на то, что за помощь в поимке была обещана награда в 20 тысяч гривен.
В настоящее время Григорий Нагорнюк по-прежнему в Госслужбе охраны, дослужился до старшего лейтенанта и работает в службе инкассации.
За три дня до случая на Озерной из территориального отдела Голосеевского райуправления милиции сбежали двое задержанных. Во втором часу ночи 23 января один из содержащихся в камере попросил дежурного отвести его в туалет. Когда тот открыл дверь, двое преступников напали на дежурного — старшего лейтенанта, избили его и, отобрав табельный «Макаров», снаряженный двумя обоймами, скрылись. Вскоре один из них, дважды судимый за грабежи 38-летний Игорь Гусев, был задержан пьяным в доме у матери. Он рассказал, что, поссорившись с бывшим сокамерником, напился и уехал домой на такси. А отнятый у старшего лейтенанта пистолет якобы оставил в залог таксисту, который уехал, не дождавшись его с деньгами. Второй беглец, 28-летний Андрей Гейко, получивший 15 суток за хулиганство, был объявлен в розыск. Поскольку его приметы и приметы сбежавшего на Озерной убийцы были практически идентичными, а в милиционеров стреляли из такого же оружия, которое было отобрано у старшего лейтенанта при побеге, Гейко также стал подозреваемым по расстрелу милиционеров.
Но через пару лет его задержали — беглец жил в Васильковском районе Киевской области на даче у товарища. Его причастность к убийству Скобеля не подтвердилась. Продвинуться в поисках убийцы пока не удалось. Нигде с тех пор не засветились и пистолеты, отобранные у сержанта и старшего лейтенанта.
Свидетельницу по делу о гибели бывшего министра внутренних дел Юрия Кравченко убили у собственного дома
5 октября 2006 года около половины девятого вечера недалеко от дома № 40 по улице Баггоутовской в Киеве была найдена смертельно раненая Ирина Радзиевская, жена народного артиста Украины, композитора Владимира Засухина. Обнаружила Радзиевскую выгуливавшая собаку соседка, которая тут же по мобильному вызвала «скорую». Но 38-летняя женщина, несмотря на все предпринятые меры, скончалась через два с половиной часа, не приходя в сознание, в реанимации Института нейрохирургии. Вскрытие показало, что смерть наступила от огнестрельного ранения в левый висок (пуля поразила мозг). Изъятая из тела пуля оказалась самодельной, калибром до 9 миллиметров (более точно установить его не удалось из-за сильной деформации). А на месте преступления была найдена гильза калибра 9 миллиметров «Терен-3».
Версия об ограблении Радзиевской не подтвердилась (у жертвы не пропало ничего из ценностей). Поскольку Ирина и ее муж Владимир дружили с семьей покойного экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко и были, как рассказывал «ФАКТАМ» вскоре после убийства Владимир Засухин, одними из последних, кто видел Кравченко живым, то она проходила свидетельницей по делу о его гибели. Однако ни муж, ни правоохранители не поддержали версию об устранении Радзиевской как свидетельницы по делу. Близкие считают, что убийца мог «прицепиться» к женщине на улице, «а она была такая, что за словом в карман не полезет». Убийцу, несмотря на объявленную награду за информацию о нем, так и не нашли.
На окраине Киева, в лесном массиве Пуща-Водица, 29 марта 2007 года обнаружили сгоревший «Рено-Меган». В салоне иномарки были два сильно обгоревших трупа — мужчины и женщины. Документов при них не нашли, а эксперты поначалу не обнаружили и следов насильственной смерти. Тогда правоохранители посчитали, что пара влюбленных угорела, уснув в автомобиле, а сама машина почему-то загорелась. Однако при рентгеноскопическом исследовании останков в теле мужчины был обнаружен инородный предмет. И при вскрытии эксперты извлекли самодельную пулю калибром 8,5 миллиметра. Гильз не нашли — вероятно, преступник стрелял из револьвера либо самодельного устройства, не выбрасывающего гильзы, или через пакет (мешок), улавливающий их, а то и просто убрал за собой улики.
Вскоре в прессе появилась информация, что погибшие — устраненные заказчиком киллеры, убившие 27 марта во дворе Святошинского суда российского бизнесмена Максима Курочкина. Однако она не подтвердилась. Как оказалось, погибшие — детский тренер по дзюдо Владимир Рафальский и его знакомая 30-летняя Татьяна, недавно приехавшая в столицу из Харькова и работавшая в одном из киевских магазинов. Как стало известно следствию, в десятом часу вечера 28 марта на перекрестке Большой кольцевой дороги и Газопроводного переулка (у ресторана «Эль-Гаучо») белый «Рено-Меган» заглох. Владимир созвонился со знакомым механиком и попросил его приехать помочь разобраться с мотором. Однако в 21. 52 он сообщил механику, что помощь уже не нужна, поскольку ему помогли толкнуть машину, и двигатель завелся. Как развивались события дальше, почему Рафальский с подругой заехали в лес, кто и за что их убил — пока неизвестно.
Добив лежащих жертв выстрелами в голову, преступник зачем-то перерезал им шеи
Следствием отрабатывалось несколько версий, среди которых убийство с целью ограбления. На пожарище не нашли телефонов погибших, которые мог забрать убийца. Однако телефоны могли и сгореть — огонь был настолько сильным, что расплавился металл автомобиля. Еще одной версией было убийство из ревности — сыщики установили, что в это место Рафальский выезжал на природу со знакомыми неоднократно. Увы, ни одна из версий результата не дала.
А в июне того же года в лесном массиве возле села Мощун Киевской области пропала жительница села Горенка. Она ушла за грибами и из леса не вернулась. Однако в тот же день домой прибежала ушедшая с женщиной собака. Животное было ранено в голову. Причем из головы собаки извлекли самодельную пулю калибром 8-9 миллиметров. Она была сильно деформирована. Следов от нарезов в стволе на пуле не нашли — вероятно, стреляли из переделанного, самодельного или сильно изношенного оружия. Тело разыскиваемой женщины до сих пор не нашли.
В октябре 2007 года вечером на улице Печенеговской в Киеве компания подвыпивших молодых людей пристала к проходившему мимо мужчине. Тот, оскорбленный хулиганами, попытался было уйти от разборок, но увидев, что к нему направляется один из компании, достал какое-то короткоствольное оружие и четырьмя выстрелами в упор уложил подходившего, после чего скрылся. Через несколько дней пострадавший умер в больнице во время очередной операции — ранения в живот оказались несовместимыми с жизнью. Пули, извлеченные из его тела, оказались самодельными, калибром чуть меньше 9 миллиметров. Гильз на месте преступления не нашли — вероятно, преступник был вооружен револьвером. Оружие, как и в предыдущем случае, было или сильно изношенным, или самодельным. Парни из компании погибшего внятных примет преступника сообщить не смогли, рассказали лишь, что у того были короткие светлые волосы, а одет стрелявший был в кожаный коричневый лакированный пиджак с прямыми накладными карманами, темные брюки и черные туфли. Увидев фоторобот убийцы милиционера (эпизод по улице Озерной), они сказали, что это может быть и он. Розыски убийцы до сих пор результата не дали.
В начале февраля прошлого года киевские газеты выдали «на-гора» информацию о маньяке, действующем в Пуще-Водице. 9 февраля в шестом часу вечера неподалеку от Украинского специализированного диспансера радиационной защиты населения в 121 квартале лесничества прогуливающийся по лесу парень нашел трупы двоих мужчин — 23-летнего студента и 33-летнего безработного. Погибли они от огнестрельных ранений, к тому же у жертв были перерезаны шеи.
Как удалось установить, поначалу парней было четверо, но потом двое из них ушли чуть дальше. Они перезванивались между собой, а после четырех часов дня телефоны жертв перестали отвечать. Вероятно, преступление произошло между 15. 30 (когда был последний разговор по телефону) и 17. 00 (когда обнаружили их тела). У погибших пропали три мобильных телефона и металлоискатель — они занимались раскопками мест боевых действий времен Великой Отечественной войны. Версию о маньяке правоохранительные органы не поддержали, однако и опровергнуть ее не удалось, так как убийца до сих пор не пойман. Судмедэксперты установили, что смерть наступила от огнестрельных ранений в голову, то есть перерезанные ножом шеи были излишней страховкой убийцы. Хотя, возможно, как предполагают психологи, таким образом он реализовал выход энергии или самоутверждался. Все ранения были нанесены сзади — есть версия, которую допускает трассологическая экспертиза, что преступник сначала уложил жертвы на землю, а затем стрелял в них. Но погибшие были довольно крепкими, и повалить их без серьезной борьбы было бы сложно. Поэтому следствие больше склоняется к версии, что убийца сначала неожиданно выстрелил в парней, а когда они упали, добивал лежащих.
Несмотря на то, что все описанные преступления произошли довольно давно, дела не положили под сукно, они расследуются разными подразделениями органов внутренних дел Киева и области. Сравнивая материалы этих уголовных дел, аналитики МВД предположили, что действовать мог один и тот же преступник — в двух случаях (на улицах Озерной и Печенеговской) в одиночку, в остальных, возможно, и с сообщниками. В пользу этого говорит то, что каждый раз использовались самодельные пули калибром чуть меньше 9 миллиметров. А иногда совпадает почерк и место преступлений.
Правоохранители предполагают: разыскиваемый вспыльчив, и даже незначительный конфликт предпочитает «решать» с помощью огнестрельного оружия
В двух описанных эпизодах (расстрел милиционеров в доме на Озерной и убийство Ирины Радзиевской) фигурируют гильзы «Терен-3». Впрочем, приобрести подобные сейчас не проблема, да и, по утверждениям сыщиков, выпущены они из разного оружия. Во всех остальных случаях гильз обнаружено не было, поэтому, скорее всего, преступник стрелял из револьвера (в этом случае гильзы не выбрасываются при перезарядке, а остаются в барабане) или же тщательно подбирал улики. Не исключено, что в обоих эпизодах по Пуще-Водице оружие при стрельбе могло находиться, например, в пластиковом пакете, в котором и остались гильзы.
Есть сходство между расстрелом поисковиков, пары в автомобиле и пропавшей в Киевской области женщиной. Во всех этих случаях преступления были совершены в лесу, а два первых вообще произошли неподалеку друг от друга. Отсюда возникла версия, что преступник может бродить по лесам, испытывая свое оружие или боеприпасы. Погибшие могли оказаться как невольными и нежелательными свидетелями, так и мишенями для испытаний. Правда, правоохранители в версию «жертвы — мишени для испытаний» не очень верят, считают, что испытывают оружие обычно на животных, деревьях, других подручных предметах. Да и сам преступник должен быть абсолютно «безбашенным», чтобы идти на такое. Хоть состоявшийся недавно суд над «днепропетровскими маньяками», например, подтвердил, что отморозков в нашем обществе хватает. К их разряду можно отнести и группу молодых людей, которые несколько лет назад решили стать крутыми и упражнялись, убивая бомжей. Или того же Оноприенко, который убил множество людей ради мизерной добычи.
Почти во всех случаях не прослеживается корыстный мотив. Кроме эпизода по улице Озерной, но и там квартирный вор стрелял в милиционеров, чтобы избежать наказания. Кстати, такое поведение (как и то, что вор был вооружен) не свойственно преступникам этой категории. Вероятно, злоумышленник мог быть задействован и в других, более серьезных, нежели воровство, преступлениях.
Прослеживаются аналогии и между убийствами Радзиевской и хулигана на Печенеговской. Оба они были совершены в темное время суток в Шевченковском районе столицы. Эпизод по улице Печенеговской также свидетельствует в пользу того, что преступник вспыльчив и предпочитает разрешать конфликты кардинальным образом.
Кстати, эта вспыльчивость могла быть причиной и других убийств. Так, близкие утверждают, что Ирина Радзиевская была мирной и спокойной женщиной, однако в случае, если бы к ней пристали на улице, могла дать словесный отпор. Как и тренер по дзюдо Владимир Рафальский, который мог сделать замечание надоедливо слоняющемуся возле его авто незнакомцу. Мог быть конфликт с прохожим и у поисковиков в Пуще или собирательницей грибов в Киевской области. И во всех этих случаях преступник вместо того чтобы попытаться мирно разрешить конфликты, открывал огонь на поражение. Это говорит о его «безбашенности», взрывном характере, психических отклонениях или вообще болезни.
Экспертиза не на сто процентов установила, что все пули изготовлены одним и тем же человеком — химический анализ показал, что форма пуль и свинец, из которого они отлиты, хоть и похожи, но имеют различия. Однако это не является и основанием для того, чтобы утверждать, что эпизоды между собой не связаны.
ГУ МВД Украины в Киеве обращается к населению с просьбой помочь поймать преступника, который мог совершить вышеописанные убийства. Это может быть человек, увлекающийся оружием — изготавливающим его и боеприпасы самостоятельно, покупающим или ищущим в местах, где когда-то проходили боевые действия. Не исключено, что этот человек мог хвастаться своим оружием перед знакомыми, стрелять из него по бродячим животным. Он может любить прогулки в лесу — как на окраинах Киева, так и в более отдаленных районах. У него, скорее всего, взрывной и, возможно, конфликтный характер. Всех, кто владеет информацией о разыскиваемом преступнике, просят сообщить об этом в дежурную часть киевского главка милиции по телефону 102.
Со слов свидетелей по эпизоду на Озерной были составлены два фоторобота подозреваемого: из-за того что одни свидетели не смогли хорошо рассмотреть преступника, а милиционер Нагорнюк, также видевший его, был тяжело ранен и не смог вспомнить все подробности.
Согласно первому описанию, преступник был мужчиной 25-30 лет (предполагаемый возраст тут и далее дается на начало 2004 года), ростом около 180 см. Лицо — овальное, средней полноты, глаза светлые, нос и губы средней полноты. По второму описанию, его возраст мог быть и 18-25 лет, рост 170-175 см, лицо широкое. В обоих описаниях отмечается среднее телосложение подозреваемого. 26 января 2004 года он был одет в черную или коричневую кожаную куртку-»танкер» до середины бедра, на голове была черная вязаная шапочка. В октябре же 2007 года (убийство на Печенеговской) похожий по указанным приметам светловолосый мужчина с короткой стрижкой был одет в коричневый лакированный пиджак с прямыми накладными карманами, темные штаны и черные туфли.
1331Читайте нас у Facebook