ПОИСК
Події

«для окончательного успокоения мне нужно переплыть в одиночку на веслах еще и тихий океан. Тогда практически не к чему будет стремиться»

0:00 3 квітня 2009
Семидесятилетний Павел Резвой готовится к очередной экстремальной экспедиции. В случае успеха он станет первым на планете человеком, покорившим три океана…

Пересечь океан на весельных лодках в одиночку рискнули не более полусотни отчаянных путешественников во всем мире. Подобное считают сверхзадачей даже самые опытные гребцы. Потому легендами в истории гребных переходов стали англичанин Дон Аллум, французы Жерар д'Абовиль и Эммануэль Куандр, сумевшие дважды в одиночку пересечь океаны. В этом списке искателей приключений и наш соотечественник Павел Резвой. В 65 лет он рискнул покорить на веслах в одиночку Атлантический океан. В 67 — Индийский. А сейчас, в 70, — «замахнулся» на Тихий. Не ради славы и тщеславия: его имя, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса, и так хорошо известно во всем мире…

«На «ФАКТЫ» я нисколько не обижен, напротив — крайне признателен»

Оказывается, газета «ФАКТЫ» едва не сыграла со знаменитым путешественником злую шутку. Когда в одном начальственном «спорткабинете» встал вопрос о присвоении гребцу звания мастера спорта, чиновник достал «ФАКТЫ» с помещенной там публикацией о Павле Резвом и сказал: «Вы только полюбуйтесь!» Публикация была озаглавлена «Когда закончилась вся водка, а банки с пивом взорвались от жары, я понял, что пора… финишировать». Чиновник не мог успокоиться: «Так кому присваивать звание?.. » При этом он не стал даже зачитывать подзаголовок той же газетной статьи: «Шутит известный путешественник Павел Резвой, который в одиночку на весельной лодке пересек Индийский океан, преодолев почти полторы тысячи миль».

- На «ФАКТЫ» я нисколько не обижен, напротив — крайне признателен, — смеется Павел Резвой.  — Если же у кого-то отсутствует чувство юмора, то тут ничего не поделаешь… Справедливости ради замечу, что алкоголь я уважаю. Смешно выглядело бы: профессиональный геолог — примерный трезвенник. Когда пересекал Индийский океан, взял с собой ящик вина, которое по окончанию перехода… доставил обратно. А вот водочка и ром шли очень даже неплохо: за все время потребил порядка полутора литров. Можно сказать, вместо лечебного средства. Были с собой пиво и кока-кола. Еще — по бутылке джина и виски, их мне дали австралийские ребята, попросив поместить внутрь освободившейся емкости их послание и бросить в океан. Когда я проходил у острова Диего Гарсиа, то допил остатки виски, вложил в бутылку записку, запечатал ее и отправил за борт. Самое удивительное, что через месяц после моего финиша одному из австралийцев позвонил нашедший бутылку житель Южной Африки.

- С чего началось ваше увлечение греблей?

РЕКЛАМА

- С океанскими гребными переходами я был знаком давно, но заочно. Мой брат Иван в свое время состоял в команде поддержки известного океанского гребца Питера Берда, прошедшего Тихий океан от Сан-Франциско до Австралии, но погибшего при попытке пересечь тот же океан от берегов России до Америки. Да и один из моих сыновей — Федор (на Западе его все именуют Теодором) всерьез занимается мореплаванием. Словом, я по-настоящему «зажегся» желанием пересечь океан на веслах.

Но переходы — штука дорогая, в среднем на организацию одной экспедиции требуется порядка 100 тысяч долларов. Таких денег у меня не было, и со спонсорством никто не спешил. Если бы не помощь Общества океанских гребцов (штаб-квартира в Лондоне.  — Авт. ) и отдельных его представителей, переход, вероятно, не состоялся бы никогда.

РЕКЛАМА

Лодку предоставили англичане (к тому времени она простаивала в гребном клубе уже четыре года). К ее названию «Marion» мне удалось оговорить добавку — «Lviv». К международной регате «ORSARR-2004» удалось собрать необходимое оборудование, средства навигации и связи.

Мой собеседник скромно умалчивает о том, что он привык все делать своими руками. Вот и предоставленную лодку, изготовленную из простой корабельной фанеры, он «доводил до ума» самостоятельно (благо, опыт имелся: в 2003-м «колдовал» над весельной лодкой для своего сына). Выйдя на пенсию в 55 лет, работал кузнецом, а когда в процессе подготовки к переходу понадобилось подзаработать на жизнь в Великобритании — трудился сантехником.

РЕКЛАМА

«Через Тихий океан пойду маршрутом Тура Хейердала»

В 65 лет на лодке «Marion-Lviv» Павел пересек Атлантику от острова Ля Гомера (Канары) до острова Барбадос, затратив на путешествие 61 сутки. Используя только силу рук, он прошел около пяти с половиной тысяч километров. Через месяц, отчалив от Барбадоса, взял курс на Кубу и за 26 суток прошел еще почти тысячу девятьсот километров.

- После такого количества поломок и нештатных ситуаций, которые сопровождали меня в первом плавании, — рассказывает Павел Резвой, — переход на Кубу казался просто прогулкой. К тому же он проходил вне регаты, и это обстоятельство давало возможность немного расслабиться. Однако, чтобы продвигаться вперед, пришлось здорово поработать. Встречный ветер все время отбрасывал лодку назад, съедая отвоеванные у океана мили. Большую часть времени приходится быть на веслах, свободные минуты выдаются редко. Кто-то их тратит на чтение, кто-то слушает музыку, кто-то просто отсыпается. Выбор не широк — вокруг на сотни миль только океан. Я, к примеру, часто рыбачил, хотя опыта именно океанской ловли у меня не было.

Осенью 2005 года на лодке «Украина» 67-летний Павел Резвой пересек Индийский океан, преодолев за 57 суток расстояние от Кокосовых до Сейшельских островов (4618 километров). Тем самым он завершил переход, начатый его сыном Теодором, но прерванный из-за травмы (в 2004 и 2005 годах «ФАКТЫ» рассказывали об этом). Любопытно, что после успешного финиша на Сейшелах у нашего героя не оказалось денег на возвращение в Англию. Благо, нашлись поклонницы — две английские спортсменки, которые выложили тысячу долларов за доставку путешественника и его лодки.

За эти походы самый влиятельный международный журнал путешественников «ExplorersWeb» дважды называл Павла Резвого «Человеком года». Мореплаватель вошел в Книгу рекордов Гиннесса сразу в двух номинациях: как самый быстрый гребец, пересекавший Индийский океан, и как старейший океанский гребец-одиночка.

- Для полного успокоения мне нужно пересечь еще и Тихий океан, — улыбается Павел Дмитриевич, — тогда уже практически не к чему будет стремиться.

- Есть еще Северный Ледовитый…

- Этот вариант не подходит в силу двух причин. Первая: у этого океана фактически нет границ: его можно было бы обогнуть по кругу, но никак не пересекать. Вторая причина — погодные условия. Я же не ищу специально экстремальные ситуации, просто не боюсь тех, что возникают неожиданно.

Океанская трасса порядка семи тысяч миль — не увеселительная прогулка, а серьезная ежедневная работа продолжительностью не менее полугода. Детально изучив историю пересечения Тихого oкеана, карты течений, сезонных ветров, пришел к твердому убеждению — стартовать нужно из Лимы (Перу). Финиш предполагается в июне 2010 года, в районе Сиднея (Австралия). В принципе, это маршрут Тура Хейердала на его знаменитом плоту «Кон-Тики». Вряд ли можно придумать что-либо более подходящее. Потому с радостью отправлюсь в плавание хоть сегодня…

«На борту лодки будут написаны имена людей, финансово поддержавших проект»

- Конкуренты у вас есть?

- А как же! Основной — известный британский гребец Саймон Чок. Однако у меня имеется небольшое преимущество. Он — бизнесмен, и отложить все дела, отлучиться на полгода для него — непозволительная роскошь. На самом деле, путешествие может продлиться и дольше: 54-летний англичанин Джим Шекдар, стартовавший в июне 2000 года, потратил на переход через Тихий океан 273 суток! То ли дело я — бездельник, простой пенсионер (улыбается). Мне в океане интереснее и веселее, чем на суше. В лодку сажусь исключительно ради ярких впечатлений. Вместе с тем, бизнесмену легче обеспечить материальную сторону проекта. У меня же весь «капитал» — пенсия, чуть более тысячи гривен…

- Стоимость данного проекта — мы его назвали «Павел и Тихий» — составляет порядка 190 тысяч долларов, — конкретизирует руководитель группы поддержки экспедиции Леонид Страутман.  — Для такого солидного предприятия средства, казалось бы, мизерные (в указанную сумму входит сооружение лодки, приобретение опреснителя морской воды, оплата перелетов и масса иных мелочей). Однако для отдельного лица они значительные. Потому мы решили пойти по пути организации так называемого народного проекта: с миру — по нитке. В нем может принять участие каждый желающий, что самое главное — не безвозмездно!

На борту лодки будут написаны имена всех, кто финансово поддержит экспедицию. Фактически они совершат кругосветное путешествие. Лодка сооружается в Великобритании, именно это место можно считать «точкой отсчета». Потом ее на судне перевезут в США, где установят навигационное оборудование и системы жизнеобеспечения. Затем полностью готовую лодку опять погрузят на судно и отправят в Лиму (Перу), откуда и начнется переход. А из Австралии — места финиша — ее доставят назад, в Англию, через Индийский океан, Средиземное море, Гибралтар. Круг замкнулся!

Наши добровольные спонсоры, находясь за тысячи миль, смогут наблюдать за переходом, сопереживать, волноваться, радоваться и облегченно вздыхать, чувствуя свою сопричастность происходящему. Ведь на борту — их имена! Мы подсчитали, что минимальный взнос за имя — 320 долларов США.

Если очередная затея Павла Резвого удастся, он станет самым старшим по возрасту гребцом, переплывшим Тихий океан, и первым в мире, преодолевшим на веслах три океана. На момент завершения необычного плавания ему стукнет уже 71 год!

Справка «ФАКТОВ»

Павел Резвой работал во Львовском государственном университете. За его плечами геологические исследования на Амуре, Чукотке, Кольском полуострове, работа начальником геологической партии в Средней Азии, поиски «Золотого Клондайка» в джунглях африканской Ганы. Кандидат в мастера спорта по боксу и пулевой стрельбе, имеет спортивные разряды по плаванию и стрельбе из лука. Хобби — рыбалка, охота, чтение книг. В 2001 году он был координатором одиночного весельного перехода своего сына Теодора через Атлантику. Имеет трех сыновей и дочь.

671

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів