ПОИСК
Світ

В начале лета россиян ждет значительный рост цен на товары повседневного потребления

17:17 11 квітня 2014
Інф. «ФАКТІВ»

Российский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) опубликовал доклад, в котором утверждается, что в начале лета россиян ждет существенный рост цен на товары повседневного потребления. Среди причин роста указываются ослабление рубля и удорожание импорта, который составляет около 33% розничной торговли в стране, то есть третью часть потребительской корзины.

«Хотя масштабы повышения цен предсказать трудно, уже сейчас можно утверждать, что в первую очередь инфляция коснется продуктов эконом-класса, таких как молоко, хлеб, яйца. Это ударит по малодоходным слоям населения», — считает автор исследования Георгий Остапкович, глава Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ.

Он утверждает, что крупные розничные сети, которые в России занимают более половины рынка, в течение ближайших двух месяцев будут вынуждены перезаключать контракты с поставщиками. И если сейчас им еще удается закупать товар по прежним ценам, то в новых контрактах речь пойдет уже совсем о других суммах.

В некоторых магазинах — особенно тех, где велика доля импортной продукции — повышение цен уже заметно. Если тенденция сохранится, то через пару месяцев в стране, по мнению Остапковича, начнется «ползучая инфляция».

РЕКЛАМА

Колебания на валютном рынке — самая очевидная причина происходящего. Но даже не в том смысле, что подорожавший доллар потянет за собой стоимость готовой импортной продукции. Гораздо больше, чем иностранного продовольствия и одежды, Россия закупает оборудования и комплектующих для обрабатывающей промышленности. В структуре товарного импорта на них приходится 65%, утверждает Институт Гайдара. Это 200−220 миллиардов долларов в год. Получается, что и многие товары, произведенные в России, подорожают, так как для их производства необходим импорт.

Но и это не главная проблема. Первопричина гораздо глубже: она тесно связана с общим замедлением ВВП, прогноз по которому Центробанк России недавно снизил до 1% на этот год. Замедляется реальная экономика, а значит, снижаются реальные доходы населения. Одновременно малообеспеченные слои населения «перекредитованы» и уже не могут влезать в новые долги перед банками, а средний класс копит депозиты и предпочитает лишний раз не тратиться. На депозитах в российских банках накоплено на данный момент 17 триллионов рублей, или 485 миллиардов долларов.

РЕКЛАМА

Еще один фактор, влияющий на снижение потребительского спроса — задолженность по зарплате. Вот официальные данные Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России: «Только за 10 месяцев 2013 года задолженность по зарплатам в стране выросла на 37%, а это один из самых первых признаков кризиса. На Урале и в ряде других промышленных регионов объявляются неоплачиваемые либо частично оплачиваемые отпуска. На автомобильных заводах от трехсменной переходят к односменной работе».

Налицо структурные проблемы экономики и, как следствие, проблемы сектора розничной торговли. По информации Росстата, объем розничной торговли в России в прошлом году, равный в абсолютном исчислении 23,6 триллиона рублей (670 миллиардов долларов), вырос лишь на 3,9% по сравнению с 2012 годом. За 2012 год объем розничных продаж увеличился на 6,3%.

РЕКЛАМА

Другими словами, розничная торговля, которая еще недавно была главным источником роста российской экономики, постепенно «охлаждается». Причем эта тенденция наметилась еще пару лет назад, о чем свидетельствуют исследования ряда международных аналитических организаций.

Например, в рейтинге консалтинговой компании A. T. Kearney Россия в 2013 году опустилась на 23-е место по привлекательности для инвестиций в розничную торговлю. При этом еще в 2009 году российский рынок, по оценке этой же компании, занимал второе место!

«В торговле останавливается инвестиционный процесс. Возрастает фактор неопределенности экономической ситуации: предприниматели не понимают, что происходит в экономике. Экономика и торговля переходят из фазы рыночных отношений в фазу договорных по типу бартера, а это самое страшное», — считает Георгий Остапкович из НИУ ВШЭ.

По его мнению, главные проблемы розничного рынка, препятствующие его дальнейшему развитию, лежат не в плоскости экономики, а ближе к политическим, государственным вопросам. Если спросить участников рынка, что их больше всего беспокоит, рассказывает он, то они назовут монополизм на рынке: пять-шесть торговых сетей контролируют больше половины оборота розницы. Кроме того, нет стабильных правил игры: «Если я предприниматель, то я должен составить свой бизнес-план на два-три года вперед. А в условии постоянно меняющихся правил это невозможно. Недавно, например, президент Владимир Путин подписал поправки, по которым налоговая нагрузка на малый бизнес опять существенно возрастет», — утверждает российский экономист.

1665

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів