«Неприкосновенность нужно снять не только с народных депутатов и судей, но также с президента страны»
Парламентариев, подрывающих украинскую государственность, наконец-то можно будет привлечь к ответственности. На закрытом заседании 6 мая Верховная Рада приняла решение предоставить исполняющему обязанности генерального прокурора право инициировать лишение народных избранников иммунитета (ранее таким правом обладал лишь генеральный прокурор без приставки «и. о.»). Закон подписан исполняющим обязанности президента Александром Турчиновым и уже вступил в силу.
По словам политического эксперта Андрея Окары, предпринять такой шаг необходимо было уже давно.
— Украина в состоянии необъявленной войны, а часть депутатов Верховной Рады ведут антигосударственную деятельность, — отметил политолог. — Представьте, что сейчас 1941 год. Сколько из этих народных депутатов оставались бы после таких своих заявлений в живых? Через сколько часов их поставили бы к стенке и объявили врагами народа?
— С точки зрения защиты национальных интересов, противодействия сепаратизму, такое решение было правильным, — утверждает политолог Владимир Фесенко. — Многие из народных депутатов, представляющих восток Украины, сегодня не осознают реальной опасности ситуации. Для них подобная позиция — привычный способ заработать политические баллы. Лишение неприкосновенности заставит парламентариев более взвешенно относиться к своим словам и действиям. При этом речь не идет о лишении полномочий — они, как и прежде, смогут представлять своих избирателей на государственном уровне.
К слову, первые кандидаты на лишение неприкосновенности уже есть. В частности, Генеральная прокуратура внесла в парламент представление на народного депутата Олега Царева, которого неоднократно обвиняли в поддержке сепаратистов и призывах к расколу страны.
Не исключено, что список пополнится и другими фамилиями. Как заявил лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок, если бы неприкосновенность парламентариев была упразднена, то, по его мнению, «такие народные депутаты, как Царев, Симоненко, Ефремов, Левченко и многие другие, уже давно сидели бы не в сессионном зале Верховной Рады, а на скамье подсудимых как агенты Кремля».
Олег Тягнибок уверен: в условиях фактической войны с Россией отмена депутатской неприкосновенности является первоочередным требованием для укрепления национальной безопасности.
— В составе парламента больше сотни представителей Партии регионов и коммунистов, которые откровенно поддерживают вооруженные мятежи в восточных регионах, — подчеркнул политик. — Поэтому мы предложили установить уголовную ответственность народных депутатов за распространение призывов к изменению конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, незаконного захвата государственной власти.
В парламенте предлагают пойти еще дальше и вообще лишить народных депутатов иммунитета. По словам авторов инициативы, не было еще ни одной избирательной кампании, в ходе которой политики не гарантировали бы в случае победы «сделать равными перед законом абсолютно всех граждан». Так не пора ли сдержать слово и выполнить обещанное избирателям? Ведь одно время неприкосновенность в Украине распространялась на членов не только парламента, но и местных советов (а это свыше 200 тысяч человек). Но восемь лет назад — в апреле 2006 года — норму относительно представителей местных советов ликвидировали (в депутатских рядах оказалось большое количество людей, имевших проблемы с законом), и вопрос о необходимости ее возвращать не поднимается.
По словам Олега Тягнибока, не следует ограничиваться лишь депутатским иммунитетом. Необходимо незамедлительно снять неприкосновенность с судей, а также президента страны.
— В украинских реалиях, как показали два минувших десятилетия, иммунитет — это индульгенция высокопоставленных чиновников за преступления против государства и украинских граждан, за коррупцию, за неправомерные решения, разворовывание госбюджета и поддержку оккупанта, — отмечает политик. — В Украине все граждане должны быть равны перед законом. Более того, мы предлагаем законодательно закрепить норму, согласно которой ответственность госчиновника за совершенное им преступление соответствовала бы его должности — чем она выше, тем суровей должно быть наказание.
908Читайте нас у Facebook