Наука та технології

«Сотрудники Европейского космического агентства принесли на работу несчетное количество будильников, чтобы «разбудить» корабль «Розетта»

21:00 3 червня 2014
Комета, открытая киевскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко, станет первой, на которую сядет исследовательский зонд

— Судьбе было угодно, чтобы из почти семисот периодических комет, известных науке, для беспрецедентного эксперимента была выбрана та, которую я открыл вместе с коллегой Светланой Герасименко, — говорит член-корреспондент Национальной академии наук Украины профессор Клим Чурюмов. — Уже в этом году впервые в истории автоматическая станция должна сесть на «нашу» со Светланой Ивановной комету. Туда ее доставит космический аппарат «Розетта». Без малого три года он летел в Солнечной системе, не подавая сигналов — почти все его системы были отключены, чтобы свести к минимуму потребление электроэнергии. Момента его «пробуждения» с огромным волнением ждали все, кто причастен к этому проекту.

Сотрудники центра управления полетами Европейского космического агентства в немецком городе Дармштадте даже принесли на работу несчетное количество будильников, чтобы в заданное время «разбудить» «Розетту». С Земли отправили радиосигнал «подъем!», который шел сорок пять минут со скоростью света, ведь космический аппарат находился примерно в 806 миллионах километрах от нашей планеты. Столько же времени летел ответ — фраза на английском «Привет, мир!». Видели бы вы, какое ликование началось, когда поступил этот сигнал! «Розетта» уже передала первые снимки кометы Чурюмова-Герасименко и стремительно к ней приближается.

*Станция «Розетта» приблизится к комете Чурюмова-Герасименко на расстояние 25 километров и станет ее искусственным спутником

Ученые говорят, что это космическое тело притягивает удачу. Киевские астрономы Клим Чурюмов и Светлана Герасименко открыли комету в далеком 1969 году. Их направили в экспедицию в обсерваторию Каменское плато, которая находится возле Алма-Аты. Светлана Ивановна (она в то время была аспиранткой Киевского национального университета имени Тараса Шевченко) затем вспоминала: «При проведении наблюдений и фотосъемки кометы Комас Сола пластина получилась бракованной — по центру оказалось небольшое непроявленное пятно, а вокруг него — область, где плотность фона была меньше, чем на хорошо проявленных пластинах. Я очень расстроилась, что допустила брак, и в первое мгновение хотела даже выбросить пластину. Но не стала этого делать, ведь мой учитель Дмитрий Рожковский говорил, что в подобных случаях нужно проанализировать, почему так произошло, чтобы в будущем застраховаться от ошибок». Вернувшись в Киев, ученые обнаружили на бракованной пластине ранее неизвестную комету, которую затем назвали в их честь.

*В центре управления полетами в немецком городе Дармштадте ликовали, когда пришел первый сигнал с «Розетты»

Через тридцать с лишним лет Европейское космическое агентство подготовило беспрецедентную экспедицию: на бесконечных просторах космоса корабль «Розетта» должен был разыскать другую комету — Виртанена, стать ее спутником, а затем на поверхность этого космического тела посадить зонд «Филы», который смог бы собрать и передать на Землю массу важнейшей для науки информации. Но из-за возникших технических проблем запустить в космос «Розетту» в намеченные сроки не удалось. Пока устраняли неполадки, приемлемое для старта время было упущено. Пришлось выбирать другой объект. Наиболее подходящей оказалась комета Чурюмова-Герасименко.

— Я присутствовал на запуске «Розетты» с космодрома Куру, расположенного во Французской Гвиане (Южная Америка) недалеко от экватора, — продолжает Клим Чурюмов. — Это территория Франции, так что рейс из Парижа, на котором я туда летел, считался внутренним. За 12 часов самолет пересек Атлантический океан и приземлился в административном центре заморского департамента Кайенне. Оттуда до космодрома, расположенного у берега океана, десять минут езды на автомобиле. В первый день старт отложили из-за дождя, во второй — из-за технической неполадки. На третий (это было 2 марта 2004 года) ничего не помешало запустить в космос ракету-носитель «Ариан» с «Розеттой» на борту.

*Клим Чурюмов: «Зонд должен проработать на поверхности кометы не менее года» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

Специалисты по космической навигации посчитали: чтобы станция встретила комету Чурюмова-Герасименко на бескрайних просторах Солнечной системы, полет к цели должен продолжаться больше десяти лет! Проложили весьма замысловатый маршрут. Достаточно сказать, что аппарат трижды возвращался к Земле и один раз побывал возле Марса, чтобы гравитационные поля этих планет направили станцию на нужную орбиту вокруг Солнца.

Интересно, что, например, во время сближения с Марсом «Розетта» должна была оказаться строго на высоте 250 километров над его поверхностью, иначе гравитационное поле «толкнуло» бы ее не туда, куда следовало. Некоторые маневры аппарат осуществляет самостоятельно — для этого на его борт загрузили полторы тонны топлива (гептила).

Он летит параллельным курсом с кометой, причем расстояние между ними все время сокращается. Уже в начале августа «Розетта» станет ее искусственным спутником, вращаясь на высоте 25 километров от поверхности. Затем с помощью аппаратуры станции предстоит подробнейшим образом изучить каждую впадину, бугорок кометы (ее габариты — пять на три километра), что позволит выбрать наиболее подходящее место для посадки зонда «Филы». По плану это должно произойти 11 ноября нынешнего года. Во время касания с поверхностью модуль выстрелит специальным гарпуном, чтобы прочно закрепиться на месте. Зонд «Филы» оснащен 11 приборами (целая автоматическая лаборатория) для всестороннего изучения кометы. В частности запланировано бурение, чтобы взять пробы из глубины. Аппарат рассчитан на целый год работы. Все это время собранная информация будет передаваться на Землю.

Ученые планируют получить ответы на массу вопросов, связанных с этими космическими телами. Например, о происхождении жизни. Не исключено, что там окажутся компоненты ДНК.

Надежды, которые возлагаются на проект, отражены в названиях обоих космических аппаратов. Свои имена они получили от знаменитых памятников древней письменности, которые помогли расшифровать древнеегипетские иероглифы, — розеттского камня и обелиска, найденного на острове Филы.

В прежние годы пять космических аппаратов исследовали другие кометы. Ни один из них не приближался к этим космическим телам ближе, чем на 181 километр. В 2005 году с космической станции «Дип Импакт» с расстояния 370 километров был произведен выстрел по комете Темпля. Снаряд изготовили из меди и стекла. Выбитые таким образом осколки «Дим Импакт» затем отловил с помощью специальной ловушки, сделанной из так называемого жидкого дыма, и доставил их на Землю.