Очевидцы взрыва газопровода на Полтавщине: «Минут сорок гудело так, что, казалось, наступил конец света»
Терактом назвал министр внутренних дел Украины Арсений Аваков взрыв на газопроводе «Уренгой — Помары — Ужгород», который произошел 17 июня между селами Исковцы и Красное Лохвицкого района Полтавщины. «Мы предполагаем, что взрывное устройство было заложено под основу бетонной опоры трубопровода, после чего произошли два коротких взрыва, и потом — один большой», — заявил сегодня министр на заседании Кабинета министров Украины.
Это является основной версией разгерметизации магистрального газопровода, что привело к техногенной аварии, вследствие которой было потеряно около 10 миллионов кубометров газа и выжжено 35 гектаров пшеничного поля. По факту взрыва открыто уголовное производство.
Говоря о взрыве на газопроводе, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что произошедшее очень напоминает «почерк Путина»: «В январе 2005 года газопровод, по которому Грузия получала российский газ, так же, как и главная линия электропередачи, были подорваны „неизвестными террористами“, и Грузия оказалась без света и тепла в рекордно холодную погоду… Но мы перестроили свою энергосистему и очень скоро практически перестали энергетически зависеть от ненадежного соседа».
«ФАКТАМ» удалось связаться с очевидцами события. Они тоже не исключают теракт.
- В среду в начале третьего мы с мужем собирались ехать машиной по делам, — с волнением рассказывает о чрезвычайном происшествии жительница села Исковцы депутат сельсовета Галина Козлова. — И вдруг услышали хлопок, после чего как будто ударил гром. В следующий момент прогремел сильный взрыв, задрожала земля. А гул стоял такой, что на расстоянии двух метров люди не слышали друг друга. Мы выскочили из машины. Приблизительно в километре или полутора от нашего дома увидели сначала черный дым, а потом взметнувшийся в небо столб огня высотой двести, может, триста метров. Нас обдало горячей волной, обожгло открытые участки тела…
Минут сорок гудело так, что, казалось, наступил конец света. А потом гул начал постепенно стихать. Часа через три утих и огонь.
Я тут же позвонила маме, она живет в трех километрах от эпицентра взрыва. «У меня открыло входную дверь, и люстра так раскачалась, что, думала, упадет» — сразу же поделилась она своими новостями.
А сосед в это время ехал грести сено за селом, как раз в сторону газопровода. Так, рассказывал, обдало жаром, словно из печи, а мотороллер отбросило в сторону.
К счастью, никто не пострадал. Но ближайшие села от разрушений уберегло только то, что место, где случился взрыв, находится на самой высокой точке Лохвицкого района.
— Я был на месте происшествия и видел, что газопровод в идеальном состоянии, — свидетельствует сельский голова Исковцов Валерий Ридченко. — Утечка газа под землей очень быстро обнаружилась бы, ведь над газопроводом установлены специальные воздухоотводы, которые мы называем «нюхачами». Диверсии не исключаю. Тем более, что участок аварии находится километрах в трех от трассы и скрыт от посторонних глаз кустарниками. Там труба подходит к поверхности земли всего на 1,5−1,7 метра (стандартная глубина — 2 метра).
На месте взрыва образовалась воронка глубиной до 15 метров и диаметром 20−25 метров, а обломки разорвавшейся трубы (длиной до 10 метров) разбросало на несколько сотен метров. Земля рядом вся стала оранжевой.
Чтобы восстановить нормальную работу магистрального газопровода, потребуется дней пять. К счастью, западноевропейские потребители российского газа не пострадали благодаря тому, что была задействована резервная ветка. Местное население тоже не отключали от газа.
— Кстати, авария такого серьезного масштаба была ликвидирована довольно быстро — всего за три часа, — заметила начальник сектора по связям со СМИ и общественностью Полтавского областного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Светлана Рыбалко. — Хотя поначалу к месту пожара невозможно было подступиться. В ликвидации аварии было задействовано свыше 60 человек личного состава и 11 единиц спецтехники.
Хотя все говорит о теракте, «Газпром» утверждает: труба разрушилась от старости. И намекает, что взрывы на украинских газопроводах еще будут. По крайней мере, так на пресс-конференции 18 июня заявил заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов: «Труба стареет и соответственно происходят разрывы. Это не единственная авария, были и другие. Думаю, что они еще будут».
А может быть, он что-то знает. Ведь не зря российские СМИ, многих работающих у нас в стране представителей которых называют террористами с камерами, об аварии сообщили раньше украинских. Да и журналисты нашего северо-восточного соседа на месте происшествия оказались чуть ли не в момент взрыва. По крайней мере, на англоязычной версии сайта Russia today информация о произошедшем с фото была опубликована в 16.01 по киевскому времени — то есть через 16 минут после взрыва. На русскоязычной версии — в 16.20.
Мы не утверждаем, что газопровод взорвали люди с журналистскими удостоверениями российских СМИ. Но очень странно получается: в накрытой минометным огнем группе террористов с оружием почему-то оказываются российские журналисты. В допросе захваченных в плен на Донбассе сотрудников СБУ участвуют российские журналисты, которых интересует не то, почему не сопротивлявшиеся при задержании офицеры избиты и окровавлены, а то, почему они приехали сюда «с Украины». У задержанных российских журналистов изымают не только видео обстрела украинских военных, но и, почему-то, оружие. И теперь вот — не успели о взрыве сообщить официально, а у российских журналистов уже есть его видео…
5112Читайте нас у Facebook