«после неудавшегося покушения заместитель председателя райсовета сказал мне: «живи, теперь я лично буду тебя охранять! А если следствие докажет мою причастность — повешусь»
До чего может довести человека кризис! На Николаевщине безденежье и недоступность банковских кредитов толкнули предпринимателя из сельской глубинки на крайние меры — он решил исправить ситуацию, согласившись на роль киллера. Тем более что предложение сделал один из руководителей района.
«Перчатку, в которой работал «подрывник», в момент взрыва отбросило метров на десять. Вместе с пальцами»
- Год назад один из заместителей председателя райсовета Валентин Загоруйко помог частному предпринимателю Борису Федько получить беспроцентный кредит на покупку комбайна, — рассказали «ФАКТАМ» в Центре общественных связей УМВД Украины в Николаевской области. — В последнее время Загоруйко звонил заемщику по несколько раз на день с напоминанием, что пора возвращать деньги (около 20 тысяч гривен), но в ответ звучало неизменное: «Пока нечем». Тогда-то чиновник (и депутат в одном лице) предложил Федько: мол, можешь рассчитаться и по-другому, работы всего-то на десять минут — нужно «убрать» одного фермера. Следует заметить, что депутата с должником связывала не просто дружба, а боевое братство: оба в свое время служили в Афганистане.
Вместе с заместителем председателя райсовета Федько начал готовить покушение на 50-летнего фермера Виктора Баньковского.
- Примерно дней за десять до того, как меня попытались взорвать, на мой мобильный телефон позвонил Загоруйко: дескать, у него срочное ко мне дело, — вспоминает Виктор. — Мы с ним живем в одном селе, в 15 километрах от райцентра. Вечерком, бывало, подъеду к его дому, но каждый раз один ответ: хозяин то еще отсутствует, то уже спит. А завтра вновь звонит и напоминает, что разговор неотложный! Получается, встреча могла состояться только в районе. Я будто предчувствовал — не ехал и не ехал. Но он не отставал.
В конце января Баньковскому все-таки удалось выкроить время для поездки в райцентр. Припарковав свою «Ниву-Шевроле» напротив спортивно-технического клуба, Виктор Григорьевич зашел в кабинет председателя районного общества воинов-интернационалистов, которое возглавлял Загоруйко.
- Пока Загоруйко отвлекал свою жертву разговорами, его боевой товарищ закладывал радиоуправляемое взрывное устройство в автомобиль фермера, — рассказывает старший следователь по особо важным делам областного управления милиции Дмитрий Шульгин. — Неожиданно «бомба» взорвалась в руках Федько, который получил тяжкие телесные повреждения. Перчатка, в которой «работал» Борис, отлетела метров на десять вместе с его пальцами. Собравшись с силами, он отполз от авто, подобрал улику и позвонил организатору операции. Загоруйко несколько раз сбрасывал звонки, наконец раздраженно спросил: «Что надо?»
- Услышав звук взрыва, я подошел к окошку, — вспоминает Баньковский. — «Нива» стояла на месте, ничего подозрительного заметно не было. Кто-то, думаю, кинул петарду. А вот мой собеседник выбежал на улицу и, бросив через плечо: «Подожди!», исчез на полчаса. Звал-звал на разговор — и вдруг оставил одного и уехал! Возмутившись, я хотел уже уходить, но тут Загоруйко вернулся.
- Я был как раз в отпуске, — вспоминает начальник райотдела милиции Олег Клымик. — Позвонили подчиненные и сообщили: в районную больницу с оторванной рукой госпитализирован житель райцентра. Он рассказал, что якобы шел в полдень по поселку, нашел петарду, а она прямо у него в руках и взорвалась. Ничего себе, думаю, петарда — человеку руку ампутировали! Потом Федько изменил показания, мол, нашел не петарду, а какую-то коробочку. Так что уголовное дело мы возбудили вначале по факту незаконного хранения взрывного устройства в отношении неизвестного лица, а Федько был у нас потерпевшим. Он назвал улицу, где якобы подобрал коробочку, но там никто взрыва не слышал, да и крови либо иных следов не обнаружили. Зато возле спортивно-технического клуба весь асфальт был побит, будто сотни маленьких шариков взорвались одновременно.
«Загоруйко не сразу отправили за решетку. Он еще месяц руководил, сидя в своем кабинете»
- Не нужно быть большим сыщиком, чтобы разобраться: не фейерверки и не петарда виноваты, — говорит Баньковский. — Хотя на машине повреждений не заметил, сразу обратил внимание на валявшийся рядом с моим автомобилем «стаканчик» — он напоминал донную часть снаряда (я когда-то служил в армии, поэтому могу говорить с уверенностью). Да еще разбросанные вокруг обломки мобильного телефона
- Экспертизы подтвердили: под автомобиль пытались подложить взрывное устройство, — продолжает следователь Шульгин. — Пока мы устанавливали истину — кто пытался убить фермера и за что, — заговорил в больнице Федько. Бедолага сознался, что готовилось убийство, а организатор преступления — заместитель председателя райсовета. Именно к этому чиновнику обратился конкурент Виктора. За устранение Баньковского депутату было обещано 100 тысяч долларов, причем половина суммы уплачена авансом. Загоруйко арестован и сейчас находится в Николаевском СИЗО, ему предъявлено обвинение. В районе этот человек занимал высокую должность, имел в руках рычаги власти и манипулировал людьми в своих интересах, как хотел. У него много должников, в том числе и среди «афганцев». Достаточно сказать, что на следующий день после взрыва в областное управление СБУ пришел человек и заявил, что именно он пытался взорвать машину фермера, то есть взял всю вину на себя. Загоруйко, оказалось, и его загнал в долги, к тому же обещал похлопотать насчет квартиры. Бывший «афганец» решил таким способом помочь боевому побратиму, но, когда ему раскрыли глаза, объяснив, что провести в тюрьме придется целых 15 лет, от сомнительной затеи моментально отказался.
- На вопрос правоохранителей, кто мог меня «заказать», я сразу назвал имя своего конкурента, — объясняет Баньковский. — Не так давно распалось крупное хозяйство. Половина работников свои имущественные и земельные сертификаты (паи) отнесли мне, а половина — ему. Проблема в том, что сельчане имели не имущество, а всего лишь права на него, и эти права доверили мне на пять лет. У кого больше паев, тому отходит ток — так решила районная комиссия. То есть зернохранилища, неплохое весовое хозяйство оказались у меня. Если же «убрать» меня, людям некуда будет деваться, они пойдут к конкуренту, и ток окажется у него. Коллега считал ток своей вотчиной, пытался получить, задействовав административные рычаги. Не вышло. Вот тогда и решился на крайние меры. Сразу после ЧП его арестовали. Но если бы Загоруйко признался, что получил от «заказчика» 50 тысяч долларов за организацию моего убийства, заговор потянул бы на «организованную преступную группировку», а в этом случае ответственность куда серьезней. Одним словом, того, кто меня «заказал», пока выпустили. Загоруйко тоже не сразу отправили за решетку. Он еще месяц руководил, сидя в своем кабинете. Как-то я спрятал в кармане диктофон и отправился к нему. Если, говорю, задумали убить, так все равно убьете. Что хотите от меня? Чтобы уехал отсюда? Скажите, я уеду. Он мне в ответ: «Живи, теперь я лично буду тебя охранять! А если следствие мою причастность к покушению докажет, повешусь». В другой раз встретились случайно на улице, он пытался засунуть мне в карман пригласительный на какое-то районное мероприятие. «Нет, — говорю, — не стоит. Я один раз уже получил от тебя приглашение на тот свет, больше не хочу!»
- Загоруйко? — переспрашивает председатель районного совета Михаил Ковальчук. — Три года он ходил в моих замах. До этого работал первым замом главы райгосадминистрации. Не верится, что такое могло случиться! Для всех это шок! В нашем районе еще такого не было, чтобы споры решались при помощи взрывов. Солидный ведь человек — семья, дети, внуки В свои 53 года многого достиг, пользовался уважением, и вдруг — на тебе! Кто мог подумать?! Кризис топит одно за другим фермерские хозяйства, все затягивают пояса. Но люди, тем не менее, остаются людьми. Я долго считал, что Загоруйко не способен на такое, что все разговоры — слухи. Но его все-таки арестовали. Вот, ждем суда
«У меня пятеро детей. Для них меня Бог, наверное, и сохранил»
Почему фермер, на которого готовилось покушение, остался жив, вопрос отдельный.
- Заговорщики использовали при изготовлении взрывного устройства 76-миллиметровый снаряд времен Великой Отечественной войны, — говорит следователь Шульгин. — Его начинили тротилом, а детонатором служили два проводка, пущенные на обычную низковольтную лампочку. Когда сигнал идет на лампочку, нить накаляется, поджигая порох, тот вспыхивает и детонирует на тротил. От времени тротил немного отсырел, поэтому взрыв оказался не столь мощным. Если бы там стоял электродетонатор, разлет осколков превысил бы тысячу метров, а от машины и самого подрывника вряд ли что-нибудь осталось. Более того, пострадали бы все, кто случайно находился в этом радиусе.
- Выходит, взрыв прозвучал не вовремя. Почему?
- Перед проведением «операции» были куплены три новенькие сим-карты на три мобильных телефона. Вот одна из этих сим-карт как раз и активировалась в момент закладки взрывного устройства — на нее пришли настройки или обычный спам, «мусор», который время от времени приходит на любой номер Так распорядился случай.
- У меня пятеро детей, двое из них уже студенты, а остальные — детвора, самому младшему два годика, — хмурится Виктор Баньковский. — Для них меня Бог, наверное, и сохранил. А еще я человек нежадный: честно рассчитываюсь с собственниками паев. На тот свет с собой ничего ведь не возьмешь. Единственное, что нам принадлежит, — наша душа, поэтому стараюсь держать ее в чистоте. Я ведь в эти места еще в 1986 году приехал, стал работать тренером по дзюдо, потом жизнь круто повернулась, пришлось землей заняться. Трудные времена пережил. В 1990-е и за 50 гривен долга могли на тот свет отправить. Но на заре украинской независимости было что делить: все вокруг народное, все вокруг мое! Сейчас ситуация сложней: всякая собственность имеет своего хозяина. Отнять! Можно, оказывается, и таким путем выйти из кризиса. Выживает, дескать, подлейший. Но то, что со мной произошло, эту сомнительную истину полностью опровергает. Такой серьезный замысел получил такое жалкое воплощение, ибо вмешались высшие силы.
Кстати, на исполнителя-взрывника, который остался без руки, Баньковский не обижается. Говорит, это несчастный человек, загнанный в угол жизненными обстоятельствами. Таких сейчас много.
- Если б он меня не знал, я вообще к нему претензий не имел бы, а то ведь мы хорошо знакомы, — качает головой Баньковский. — Перед ним стояла задача все устроить таким образом, чтобы взрыв прозвучал, когда я буду домой возвращаться. Бахнуло бы так, что я мог и под встречный КамАЗ угодить. Тормозной путь измерили бы, на том и закончилось бы разбирательство. Разве нет? На то и рассчитывали.
А вот организатору преступления фермер не намерен прощать содеянное.
- Загоруйко весьма обеспеченный человек, который стремился к большему, — говорит Виктор Григорьевич. — И при этом ничем не брезговал. И вот результат — ближайшие 15 лет он, скорее всего, проведет на нарах. По крайней мере, я на это очень надеюсь.
P. S. Имена подозреваемых изменены в интересах следствия.
351Читайте нас у Facebook