Леонид Кучма: "Еще в 1992 году тогдашний мэр Москвы Гавриил Попов заявлял: "Россия может претендовать на Крым. Но нa Укрaине есть и другие русские земли"
Больше десяти лет назад была издана книга Леонида Кучмы «Украина — не Россия». Во вступлении к ней Леонид Данилович написал, что был бы рад, если бы его книгу прочли некоторые российские политики, в том числе и люди новой формации — хорошо образованные, с широким кругозором, знанием иностранных языков и пониманием многих мировых проблем. Хотя, заметил Кучма, и их взгляды, когда дело касается Украины, мало чем отличаются от представлений бывшего функционера КПСС.
«Федерализация для Украины значит, что через некоторое время Украины не будет вообще»
«Этот взгляд, в сухом остатке, сводится к тому, что Украина — исторически неотъемлемая часть России, которая отделилась лишь из-за какого-то странного недоразумения или даже чудачества, что она просто заблудший ребенок. Ребенок скоро устанет блуждать по буеракам и вернется к мамке, счастливый тем, что все обошлось», — писал второй президент Украины Леонид Кучма (1994—2005 гг.).
Впрочем, наблюдал он и за изменением ситуации: «Пока такое видение прошло далеко не у всех, но это же еще не конец истории. Или, как говорят в России, еще не вечер». А десятилетие спустя в захваченном Славянске сепаратисты, финансируемые Россией, демонстративно расстреляли экземпляр книги «Украина — не Россия»…
В настоящее время Леонид Кучма входит в контактную группу переговорщиков, пытающуюся остановить войну на Донбассе. Однако пророссийские сепаратисты на компромиссы не идут. «Мы практически каждый день общаемся. Та сторона — они как попугаи: мы Донецкая и Луганская „народные республики“ и больше ничего не признаем. Компромисс, мне кажется, не они предлагают, а Россия. Как минимум — русский как государственный язык на всей территории Украины и для каждого региона не та самостоятельность, которую мы предлагаем с точки зрения усиления полномочий, а именно федерализация. А что такое федерализация для Украины? Это значит, что через некоторое время Украины не будет вообще», — недавно рассказывал Леонид Данилович.
Кстати, первый «звоночек», сигнализирующий о том, что Россия недовольна выходом Украины из бывшего СССР, прозвучал буквально через два дня после принятия Акта о независимости нашей страны 24 августа 1991-го. Как вспоминает в своей книге Леонид Кучма, уже 26 августа пресс-секретарь российского президента Бориса Ельцина (1991—1999 гг.) Павел Вощанов распространил заявление, суть которого сводилась к тому, что в случaе прекрaщения союзнических отношений с республикaми СССР Российскaя Федерaция остaвляет зa собой прaво постaвить вопрос о пересмотре грaниц.
«Все комментарии российских политиков после заявления Вощанова касались именно Украины и только ее», — считает Леонид Кучма. Он также вспоминает выступление по телевидению мэра Москвы (1991—1992 гг.) Гавриила Попова. «Отвечая на вопрос журналистки, какие именно территории Украины Россия может сделать предметом своих претензий, тот сказал: „В первую очередь, конечно, Крым. Но нa Укрaине есть и другие русские земли! Скaжем, этот… кaк его… Днепропетровск!“ Подозреваю, что он имел в виду Донецк, но эйфория победителей путча давала тогда все основания, чтобы серьезно отнестись даже к таким оговоркам».
«Мы думали, что подарили России Крым на тарелочке с голубой каемочкой — и она успокоится. А она никогда не успокоится»
Верховный Совет РФ, вспоминает Леонид Кучма, пытался поставить под сомнение правомочность передачи Крыма Украине еще в далеком 1992-м. Сначала было принято постановление «О правовой оценке решений высших органов власти РСФСР по изменению стaтусa Крымa, принятых в 1954 году», год спустя — постановление «О стaтусе Севaстополя», в котором утверждалось, что город имеет российский федеральный статус. Украина обратилась в Организацию Объединенных Наций — и Совет Безопасности признал эти документы недействительными и несовместимыми с уставом ООН.
Очередное обострение ситуации в Крыму совпало с началом президентства Леонида Кучмы в 1994-м. В том же году прошли первые и последние выборы крымского президента, которым стал Юрий Мешков. Тогда, рассказывает Леонид Данилович, кровопролития и силового решения удалось избежать благодаря слаженным действиям всех органов власти. Собственно говоря, практически все, что Кучма написал об автономии еще десять лет назад, сейчас до мелочей подходит для описания происходящего на востоке страны.
«Я не только допускаю, но и точно знаю, какую роль в этом (в дестабилизации ситуации в Крыму в 1990-х годах. — Ред.) сыграли российские „красно-коричневые“. Об этом знают и обычные люди, поскольку эти силы действовали в основном открыто, разве что деньги на подрывную работу направляли тайно. Причем целью была именно физическая, вооруженная стычка в Крыму. Драка, участников которой потом разводила бы Россия. А точнее — Россия-2. Россия-1 — это демократическая страна. Россия-2 — страна макашовых-жириновских. Они и тогда говорили об этом достаточно прозрачно. А сегодня не просто прозрачно, но и научным языком: о создании на просторах бывшего Советского Союза конфликтов для последующего их решения российскими посредническими усилиями, которые приведут к закреплению посредника в той или иной форме на территории, где восстанавливается мир. Приблизительно так», — читаем в книге «Украина — не Россия».
Видим и воспоминания о том, как сразу после прихода к власти Юрий Мешков в Крыму перевел часы на московское время, а чуть позже на полуострове появились военизированные отряды «крымского казачества»… Тем не менее перед украинскими силовиками была поставлена четкая задача — не вмешиваться в политику на полуострове и думать только о том, как не допустить кровопролития. В результате уже весной 1995 года Юрий Мешков лишился своего поста и бежал в Россию.
По поводу же мартовских событий нынешнего года, когда власть тоже старалась избежать кровопролития, Леонид Кучма в одном из интервью сказал: «Мы проспали Крым. А когда проспали, то должны четко понимать, что следующим будет Донбасс… Мы просто думали, что подарили России Крым на тарелочке с голубой каемочкой — и она успокоится. А она никогда не успокоится, мы четко это сегодня видим».
Подготовила Ирина ГОЛОТЮК, «ФАКТЫ»
3333Читайте нас у Facebook