На переоборудование старого "УАЗика" в броневик волонтеры потратили всего 25 тысяч гривен (фото)
Украинская автопромышленность переходит на военные рельсы. Выпуск легковушек почти прекращен — в октябре на АвтоЗАЗе обещают полностью остановить конвейер, перейти в «спящий режим», отправив коллектив в отпуска минимум на три месяца. Тем временем на других автопредприятиях полным ходом идет создание производства бронированных внедорожников для зоны АТО. Запасов бронемашин на военных складах нет, так как в советской армии не видели необходимости в мобильных броневиках. Строить отрасль приходится почти с нуля.
— Во времена СССР считалось, что в будущей войне будет четкая линия фронта, — рассказывает специалист ведущего киевского предприятия по бронированию автотехники Сергей Вилков. — Поэтому для армии строились бронетранспортеры (БТР), в задачу которых входило доставлять солдат на передовую. В нынешних вооруженных конфликтах такого понятия, как линия фронта, зачастую просто нет. Против регулярной армии действуют мобильные группы боевиков. А значит, нужны многоцелевые маневренные бронеавтомобили для разведки, патрулирования, способные защитить от выстрела снайпера или фугасной мины.
Первые «минозащищенные» военные автомобили начали делать в ЮАР. Они использовались в Намибии, где активно действовали партизаны. Затем подобные машины для своих армий разработали США, Великобритания и другие страны. Российская армия теперь также имеет бронеджипы. К примеру, в Крым путинские «вежливые люди» въезжали на ГАЗ-2330 «Тигр». Тем временем на Донбассе украинские солдаты «по старинке» используют для защиты в основном БТР-80.
— БТР феноменально тесен, в него солдатам вообще трудно залезть, — говорит Сергей Вилков. — Кроме того, несмотря на грозный вид, БТР имеет довольно слабую защиту. У него сравнительно тонкие борта, вдобавок отечественная бронесталь имеет недостаток — она неравномерна. В одном месте броня держит удар, в другом — уже нет, а при разрыве дает осколки с внутренней стороны.
Еще хуже свой экипаж защищают БТРы и БМП при подрыве на мине, за это солдаты окрестили такие машины «братской могилой пехоты». Еще со времен войны в Афганистане десантники предпочитают ездить сверху на броне БТРа, а не внутри. Современные «противоминные» бронеавтомобили лишены многих упомянутых недостатков.
Первым украинским бронеджипом стал «Казак», разработанный по заказу Минобороны во времена президентства Виктора Ющенко. В основе автомобиля — дизельный Iveco, предназначенный для экстремального бездорожья. Все остальное — бронекапсула, стекла, салон — делается в Киеве.
*Пятитонный «Казак» имеет кондиционер и парктроник
— Для бронирования инкассаторских автомобилей мы закупаем шведскую и финскую броню, — рассказывает Сергей Вилков. — Она дороже в разы отечественной или российской, но стоит того: наш «Казак» выдерживает выстрел из снайперской винтовки СВД.
«Казака» при подрыве на мине выручает более высокая посадка и V-образное бронированное днище, рассеивающее энергию взрыва. Сиденья в салоне не имеют жесткой связи с полом, они стоят на амортизаторах. Стоимость изготовления «Казака» примерно 180 тысяч долларов (только закупаемая за рубежом «база» машины стоит 90 тысяч евро). Дорого? На предприятии оправдываются: аналогичного класса броневик итальянского производства обойдется в 470 тысяч долларов. Вместе с тем украинское авто можно значительно удешевить, если брать за основу шасси старенького грузовика ГАЗ-66. На армейских складах такого «добра» достаточно. Как вариант, для «Казаков» предлагают закупать мощные и надежные платформы американских пикапов (Ford 150 в Штатах стоит менее 30 тысяч долларов). Тогда украинский бронеавтомобиль обойдется бюджету в 120—130 тысяч долларов. Для сравнения: за каждый «Тигр» российская армия платила порядка 300 тысяч долларов.
Впрочем, средств на производство «Казака» государство, по всей видимости, пока не выделит. Во время недавнего визита премьер-министра Арсения Яценюка на столичное предприятие речь шла в основном о закупке бронированных грузовых КрАЗов для перевозки солдат. Работы по бронированию одной такой машины (бронесталь плюс композитный материал) оцениваются в 900 тысяч гривен. Весь грузовик обойдется государству почти в два миллиона гривен. Для сравнения: российские «противоминные» бронированные КамАЗы «Тайфун» оцениваются почти в миллион евро! «Уралы» закупаются за 700 тысяч евро. Конечно, говорят эксперты, наша техника сделана не так профессионально и не имеет столько степеней защиты, но и разница в цене тоже ощутима.
Что касается «бронеджипов», то делать их решено на Кременчугском автозаводе (КрАЗ). В День независимости на Крещатике можно было видеть колонны первых кременчугских «Кугуаров» и «Спартанов». Для Нацгвардии уже закуплено по 20 авто каждого вида, планируется купить еще 40. Увы, автомобили далеко не собственная разработка Кременчугского завода. Джипы поставила в Украину известная канадская компания Streit Group, один из производителей броневиков для американской армии. По всей видимости, на КрАЗе намерены организовать лишь сборку и, возможно, доукомплектацию машин, что формально позволит считать их украинскими (канадцы тоже не делают броневики «с нуля» — в основе автомобилей моторы и другие агрегаты внедорожников Toyota и Ford). Удалось выяснить, что стоимость восьмитонного «Спартана» — около 5,3 миллиона гривен. По меньшему, «Кугуару», точных цифр не сообщают, однако, предположительно, его цена порядка 3—4 миллионов гривен. Суммы на первый взгляд огромные. Но военная техника — «игрушка» весьма дорогая. Скажем, иностранцы платят за новые современные БТРы украинского производства 1,2—1,5 миллиона долларов!
*"Кугуар" построен на шасси внедорожника Toyota Land Cruiser 79. По бортам с каждой стороны расположены по три наблюдательных окошка и бойницы для ведения огня. Вес автомобиля 4 тонны, так что скорость более 100 километров в час «Кугуар» не развивает
Впрочем, собственную машину Украина все-таки получит: на военных предприятиях Харькова и других городов ведется сварка первых серийных экземпляров броневика «Дозор-Б». По сути, это бронетранспортер, но делается он по «автомобильной схеме», что позволит перевозить больше людей (три члена экипажа и восемь десантников) и упростит обслуживание машины. Кроме внешней брони, «Дозор-Б» получит внутреннюю кевларовую противоосколочную защиту. Эксперты оценивают себестоимость «Дозора-Б» в 3—3,5 миллиона гривен в зависимости от вооружения. Любопытно, что лицензия на производство этой машины куплена поляками, которые собираются выпускать бронеавтомобили у себя под именем «Онцилла».
*Днище у «Дозора-Б» цилиндрической формы, чтобы обезопасить экипаж от подрыва на мине. Машина может комплектоваться дизельным двигателем мощностью от 122 до 197 «лошадок». Правительство планирует закупить около 200 таких бронеавтомобилей
Тем временем в добровольческих батальонах пытаются самостоятельно создавать противоминные броневики. Так, в одном из подразделений уже воюет самодельный броневичок «Скорпион». Его сварили за несколько дней на базе рамы обычного «уазика», у которого оставили двигатель. Кабина у машины двухместная, а в кузове может разместиться пулеметчик. На бронирование ушла неделя, в результате защита у «Скорпиона» достаточно профессиональная: первый лист брони гасит энергию пули, второй принимает на себя остаток искореженного сердечника. Автомобиль уже на передовой доукомплектовали стойкой под крупнокалиберный пулемет.
*Энтузиасты готовы наладить производство «Скорпионов» из старых «уазиков»
Энтузиасты готовы поделиться своими секретами со всеми желающими. «Бюджет создания такого „противоминного“ броневика в пределах 20—25 тысяч гривен, — поясняют волонтеры. — Учитывая стоимость старого „уазика“, вполне реально уложиться в 4—5 тысяч долларов».
11189Читайте нас у Facebook