ПОИСК
Події

«единственной опасностью на пути к находившейся уже совсем близко вершине в гималаях была узкая, шириной примерно три метра, полоса льда. Игорь пилипчук поскользнулся именно на ней и на большой скорости понесся головой вниз»

0:00 16 травня 2009
Об обстоятельствах гибели 2 мая бывшего народного депутата Украины «ФАКТАМ» рассказал участник экспедиции Владимир Волков, на глазах которого разыгралась эта трагедия

Как уже сообщали «ФАКТЫ», в Гималаях, во время восхождения на гору Аннапурну, погиб бывший народный депутат Украины 48-летний Игорь Пилипчук. Он кадровый офицер милиции. Возглавлял УБОП во Львовской, Закарпатской и Тернопольской областях. В парламенте возглавлял комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Его помощником в свое время был Георгий Гонгадзе. По завершении депутатского срока Игорь Пилипчук стал вице-президентом крупной компании. С 2003 года был вице-президентом Федерации легкой атлетики Украины. На днях команда, в составе которой Пилипчук поднимался на гору Аннапурну, вернулась в Украину. «ФАКТЫ» встретились с участником этой экспедиции, главой Национального экологического агентства Владимиром Волковым, ставшим свидетелем трагедии.

«Когда мы нашли Игоря, он был еще жив, в здравом уме, разговаривал с нами»

- Первого мая мы пришли в последний перед вершиной лагерь, стали готовиться к решающему броску, — говорит Владимир Волков.  — План был такой: встать в четыре утра, в полпятого в сопровождении местного проводника — портера, — взяв с собой минимальное количество вещей, отправиться в путь. Поднять на вершину (5200 метров) флаг Украины, знамена Национального олимпийского комитета, Украинского экологического полка, который я возглавляю, и провести футбольный матч (там есть относительно ровная площадка). 11-13 мая наши болельщики ездили с флагом, поднятым нами на Аннапурну, в столицу Румынии Бухарест, где на заседании УЕФА выбирали восемь городов, которые примут футбольный чемпионат Европы. Мы хотели, чтобы квоту разделили поровну — четыре города в Украине, четыре — в Польше. Исполком УЕФА принял именно такое решение.

Итак, 2 мая в полпятого утра мы вышли на штурм вершины Аннапурны. Когда она была уже совсем близко, устроили привал, поправили обмундирование и сделали групповые снимки. Единственным опасным местом на оставшемся участке пути была узкая, шириной примерно три метра, полоска льда. Перед ее переходом Игорь Пилипчук надел на ботинки резиновые шипы, позволяющие более-менее безопасно идти по льду. Он еще сказал: «Теперь могу скакать, как молодой горный козел». Я в ответ: «Насчет молодого не уверен, а вот с остальным согласен». Игорь рассмеялся: «Опять на твою шутку напросился».

А буквально через несколько минут с ним произошло несчастье. Пока мы были в Гималаях, украинские телеканалы и газеты сообщили, что Игорь начал снимать на видео окружающие пейзажи, в это время веревка оборвалась и он полетел вниз. На самом деле все произошло совсем не так. Он поскользнулся на полоске льда, которую я уже упоминал, и на большой скорости полетел по ней головой вниз.

РЕКЛАМА

- Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

- После привала я с заместителем мэра Киева Сергеем Рудыком, юристом из Львова Верой Кобецкой и двумя присоединившимися к нам в горном лагере россиянами поднялись метров на тридцать, чтобы там перейти злополучную полосу льда. А руководитель нашей экспедиции, известный спортивный журналист Валентин Щербачев, скульптор Виталий Рожик, полковник в отставке Владимир Печенежский и Игорь Пилипчук стали переходить эту полосу буквально напротив того места, где был привал. Первым лед прошел Щербачев, за ним — Рожик. В это время Игорь Пилипчук решил переходить метра на полтора ниже, чтобы опередить товарищей. Я все это видел. Игорь сделал пару шагов, вдруг одна нога у него поскользнулась, подбила другую. Он упал на спину и понесся по крутому ледяному настилу головой вниз. Пытался притормозить лыжными палками, но вначале не удержал одну палку, затем из рук вылетела другая. Пролетев метров сорок, он ударился головой о камень, перескочил через него и упал с почти отвесной скалы высотой метров десять, затем покатился по склону и в конце концов застрял в расщелине между валунами. Думаю, если бы Игорь, поскользнувшись, летел вниз не головой, а ногами или боком вперед, то мог бы спастись — камень затормозил бы его. Однако произошло то, что произошло.

Мы были шокированы случившимся, но действовали быстро. Валентин Щербачев поспешил в ближайший лагерь за спасателями, однако там не оказалось спутникового телефона, поэтому Сергей Рудык с сопровождающим побежали в другой лагерь, чтобы вызвать вертолет и врачей, а остальные отправились к тому месту, где лежал Игорь. Он был еще жив, даже пытался встать. Его левая рука находилась в неестественной позе — была сломана. Губы, нос, брови превратились в кровавое месиво. С помощью одного из подоспевших спасателей мы вытащили его из расщелины. Из деревьев и прутьев, палок, веревок сделали носилки, постелили на них спальный мешок и одеяло. Игорь находился в сознании, воспринимал все адекватно, разговаривал с нами. Просил, чтобы мы его спасли, говорил, что хочет жить, что умирать ему никак нельзя. «У матери слабое здоровье, она не выдержит, если ей скажут, что я погиб, — повторял Игорь.  — Нужно позаботиться о сыне, брате. Важных дел у меня осталось много». Мы отнесли его в базовый лагерь и разговаривали с ним там еще около часа. Меня Игорь попросил: если не выживет, чтобы я выполнил несколько его просьб, касающихся сына и брата. Я обязательно все сделаю. В 10 часов прилетел вертолет (а несчастный случай произошел в 7. 35). Игорь к этому времени уже был в коме. Внутри у него как будто что-то бурлило, начали сжиматься челюсти, и нам пришлось вставить ему в рот кусок бамбука, чтобы не задохнулся. Когда его доставили в госпиталь, он уже был мертв. По заключению экспертов, смерть наступила около 12 часов.

«Игорь признался, что на душе у него тревожно — словно предчувствовал неладное»

Понадобились деньги на оплату вертолета (за его услуги непальская фирма запросила шесть тысяч долларов) и другие расходы: проведение вскрытия, бальзамирование, перевозку тела Игоря Пилипчука в Украину. Общий счет превысил десять тысяч долларов. К этому делу оперативно подключились омбудсмен Нина Карпачева (ее помощь была наиболее эффективной) и Министерство внутренних дел Украины. Так что необходимую сумму нашли. 10 мая Игоря Пилипчука похоронили на Львовщине, откуда он родом.

РЕКЛАМА

- В этой экспедиции мы с ним останавливались на ночевки в альпинистских лагерях, размещались по двое, — продолжает Владимир Васильевич.  — Мы с Игорем селились в одной комнате. Он читал на ночь молитвы, днем декламировал стихи Владимира Высоцкого. Был всегда в приподнятом настроении. Вот только за день до гибели стал задумчивым, грустным. Говорю: «Какой-то ты напряженный». Он ответил, что на душе тревожно — словно предчувствовал неладное.

- Аннапурна, на которую вы поднимались, — одна из сложнейших для восхождения и самых высоких гор. В вашей команде только Валентин Щербачев имеет альпинистский опыт, остальные — новички: чиновник, скульптор, юрист, эколог, бывший народный депутат…

- Аннапурна, действительно, входит в число высочайших — более восьми тысяч метров — гор. Но у нее три вершины. Мы отправились на самую доступную, до высоты 5200 метров, выбрали маршрут для «чайников» — новичков в альпинистском деле. Основная часть пути (до высоты 4300 метров) прошла по «зеленке» — поросшей растительностью части горы. Там отлично обустроенная тропа, ступеньки даже есть. С нами были проводники, которые одновременно выполняли обязанности носильщиков. Команда подобралась из людей спортивных, никто из них не пьет и не курит. Игорь Пилипчук бегал на 20-километровые дистанции.

Когда прошли «зеленку», поднимались по каменистой местности. На нашем пути были лишь несколько узеньких полосок льда. А еще форсировали горные реки. Тут главной задачей считали подстраховать наших двух женщин. На штурм вершины, во время которого погиб Игорь Пилипчук, пошла только одна из них, Вера Кобецкая, а Наталья Днепренко осталась в лагере, чтобы снимать нас снизу.

«Нас свела задумка Валентина Щербачева сыграть матч на вершине горы»

- Как появилась идея этого восхождения и как вы вообще собрались вместе?

- Нас свела задумка Валентина Щербачева провести футбольный матч в Гималаях ради поддержки плана, согласно которому Евро-2012 в Украине и Польше принимало равное количество городов — по четыре. Мол, у нас этого так хотят, что даже простые люди объединились в команду и отправились в Гималаи играть в футбол. Я случайно услышал, что Щербачев организует экспедицию, встретил его в Верховной Раде и попросил, чтобы он взял меня с собой. С остальными участниками, в том числе Игорем Пилипчуком, познакомился накануне выезда. Кстати, провожал нас в Гималаи первый вице-премьер-министр Украины Иван Васюник. Он вручил нам национальный флаг, который мы подняли на вершину.

- Даже здоровые, физически крепкие спортсмены могут в горах превратиться в немощных, не контролирующих свои действия людей, если постепенно не приучат свой организм к разреженному воздуху. Речь идет о горной болезни — «горняшка», как ее называют альпинисты. Прошла ли адаптацию перед восхождением на Аннапурну ваша группа?

- Адаптироваться начали 23 апреля — с первого же дня пребывания в Непале, ведь столица этой страны Катманду находится на высоте более тысячи метров. Затем спустились на лодках по горной речке в город Покхару. Оттуда мы не торопясь начали восхождение, продлившееся шесть дней. Утром выходили часов в пять, чтобы до трех дня добраться к следующему лагерю. Смысл такого графика в том, что остается достаточно времени для отдыха. На каждой стоянке Валентин Щербачев контролировал наше самочувствие: нет ли тошноты, вялости, головокружения, смотрел зрачки, проверял, не синеют ли ногти. Просил вытянуть руки и ровно пройти и так далее. Все чувствовали себя нормально.