Сергей краснокутский: «реформа системы госкомрезерва нам нужна как воздух»
Кризис обычно пробуждает у людей повышенное чувство тревоги. Поддаваясь ему, многие наши сограждане в панике начинают скупать товары первой необходимости: соль, спички, да мало ли что еще И всех нас, конечно, волнует: а что же власти? Помогут ли они народу в случае чего? Наполнены ли «закрома» Украины всем необходимым?
Многие годы Государственный комитет Украины по материальному резерву, именуемый в народе «закрома Родины», был окутан завесой тайны. О закрытой системе и ее возможностях знали считанные единицы. И это несмотря на то, что склады и элеваторы, холодильники и бункеры по сей день заполнены тушенкой, сахаром, маслом, зерном, нефтепродуктами, цветными металлами и техникой, причем в больших количествах. БЧльшая часть данных о том, что, где, как и сколько хранят в Госрезерве, и по сей день остается государственной тайной.
Можем ли мы в это кризисное время рассчитывать на резервы государства и достаточно ли продукции хранится там «на черный день», «ФАКТЫ» решили выяснить у первого заместителя председателя Государственного комитета Украины по материальному резерву Сергея Краснокутского.
«Необходимость участия Госкомрезерва в регулировании ситуации на рынках определяет правительство»
- Сергей Валерьевич, Государственный резерв Украины относится к числу закрытых организаций. Информация о его деятельности довольно редко попадает в открытую прессу. В этой связи первый вопрос: что же такое Госрезерв?
- Законом Украины «О государственном материальном резерве» определено, что Госрезерв является особым государственным запасом материальных ценностей. Хранимая в наших хранилищах продукция предназначена для использования в особых случаях, например при каких-то катастрофах или стихийных бедствиях. Наши резервы также привлекаются для товарных интервенций при резких колебаниях цен на рынках стратегических товаров. В состав Госрезерва входит мобилизационный резерв и запасы сырьевых, материально-технических и продовольственных ресурсов.
- А что такое мобилизационный запас?
- Он подразумевает некоторый неснижаемый, неприкосновенный резерв — так сказать, запас на случай войны. Вторая часть Госрезерва — более мобильна. Речь идет о резервах, используемых для обеспечения стратегических целей государства, предоставления государственной поддержки отдельным отраслям народного хозяйства, гуманитарной помощи и т. п.
- Интересно, достаточно ли в Госрезерве запасов для обеспечения государственных товарных интервенций?
- Отмечу, что в обычных условиях реализация материальных ценностей из Госрезерва происходит согласно плану освежения резервов. Необходимость участия Госкомрезерва в регулировании ситуации на рынках определяет правительство. Именно от его решений зависит, сколько, когда и что будет реализовано из Госрезерва с целью регулирования ценовой ситуации. Законом о Госрезерве предусмотрено наше участие в мероприятиях по стабилизации рынков стратегически важных видов продукции в случаях возникновения диспропорций между спросом и предложением. Но при этом ответ на вопрос, должен ли Госрезерв всегда оставаться активным игроком на рынке продовольствия или нефтепродуктов, далеко не однозначен.
- Иногда, когда на рынке появляется некачественный товар, появляются слухи, что, мол, Госрезерв избавляется от просроченной продукции. Это правда?
- Нет, конечно, не правда. Вся продукция, которая выставляется на аукционы, имеет соответствующие сертификаты качества. Причем покупатели всегда могут проверить, какой товар они собираются приобрести. Различные виды сырья и техническая продукция могут храниться очень долго, а вот запасы продовольствия и других резервов с ограниченными сроками хранения (в частности, мясо, зерно, сахар и др. ) постоянно обновляются.
Насколько я понимаю, людей интересует, куда же девается просроченная продукция. Могу вас заверить, что товар с истекшими сроками реализации Госкомрезерв на рынок никогда не выставляет. По целому ряду причин. Во-первых, существует жесткий внутренний учет и контроль в самой системе государственного резерва. Например, в нашей системе есть научно-исследовательский институт «УкрНИИ Ресурс». Так вот его основная задача — контроль качества продукции, которая закладывается и хранится в Госрезерве. Во-вторых, нас жестко контролируют соответствующие компетентные инстанции. В-третьих, мы действуем в рыночной среде — и снижение качества товаров, предлагаемых участникам рынка, бумерангом ударит по нам самим, по нашей репутации, что автоматически приведет к материальным издержкам.
«Мы заинтересованы в том, чтобы в вопросах нашей зоны ответственности был полный и строгий порядок»
- Раньше Госкомрезерв часто обвиняли в непрозрачных схемах закупок товаров и продуктов. Что нужно для того, чтобы такие обвинения остались в прошлом раз и навсегда?
- Говоря коротко, все обвинения отпадут, если мы будем проводить свою работу открыто и демократично. Поэтому с первых же дней мы последовательно отстаиваем принцип открытости и прозрачности всех своих действий. Взять, к примеру, те же проверки. Стремясь к тому, чтобы злоупотребления были напрочь искоренены из нашей системы, мы тщательнейшим образом проводим проверки и на наших предприятиях, и на частных предприятиях — хранителях материальных ценностей. В случае же выявления злоупотреблений оперативно решаем проблемы — или сами, или же привлекая к сотрудничеству правоохранительные органы.
Понятное дело, мы заинтересованы в том, чтобы в вопросах нашей зоны ответственности был полный и строгий порядок. В «закромах родины» должна храниться нужная стране продукция. Объемы запасов должны четко соответствовать сопроводительным документам, качество хранимой продукции — сертификатам качества, а график освежения продукции следует соблюдать неукоснительно. Аукционы по продаже материальных ценностей и тендеры по закупкам продукции в резерв положено проводить без каких бы то ни было нарушений и максимально прозрачно. Именно таким образом мы строим систему, защищенную от злоупотреблений, непрозрачных схем, нарушений. А имея перед собой такие цели, мы можем обозначить пути для их достижения
- Повлиял ли на ситуацию в Госрезерве экономический кризис? Или же он вас никак не коснулся?
- Хотя система государственного материального резерва по-прежнему остается одной из наиболее устойчивых государственных структур, стабильно выполняющих свои функции, сейчас заложенный в ней потенциал используется не в полной мере. Особенно беспокоит нас то, что практически не выделяется дополнительных финансовых средств на восполнение запасов, а тех ресурсов, которые ведомство выручает на аукционах, крайне не хватает. Разумеется, возникает вопрос: сколько времени сможет в таких условиях просуществовать государственный материальный резерв? Мы предпочитаем не строить на этот счет никаких догадок, но делать все, что в наших силах, чтобы переломить негативные тенденции.
Понимаю ли я, что мы ставим перед собой достаточно амбициозные и одновременно труднодостижимые цели? Да, понимаю. Но я также понимаю, что реформа системы Госрезерва нам нужна как воздух.
1257Читайте нас у Facebook