Наука и технологии Всем миром

Киевские школьницы разработали для фронта идеи "улучшенного" тепловизора и магнитного бронежилета

7:00 3 декабря 2014 7119
украинские военные АТО
Мария ВАСИЛЬ, «ФАКТЫ»

Киевские школьницы Настя Шмагайло и Аня Солодкая учатся в десятом и одиннадцатом классах гуманитарного учебно-воспитательного комплекса «Доминанта». Девочки усиленно изучают английский, немецкий и французский языки. Старательно сидят над уроками, мечтая о поступлении в серьезные вузы. А в свободное время разрабатывают технические проекты, способные спасти жизни наших бойцов на фронте.

«Уникальность прибора заключается в одновременном использовании трех составляющих: тепловизора, химического и ядерного анализатора»

На Всеукраинской научно-технической выставке-конкурсе молодежных инновационных проектов под эгидой Малой Академии наук Украины Настя и Аня предложили военным собственные идеи модернизации тепловизора и бронежилета. Но я встретилась с юными изобретательницами в обычном школьном кабинете физики, где они демонстрировали макеты своих технических идей.

— С помощью моего тепловизора можно будет не только распознать человека в темноте, но и определить наличие у него огнестрельного оружия или взрывчатки, — показывает макет изобретения Настя (на фото), пользуясь указкой как заправский лектор. — Уникальность нового прибора заключается в одновременном использовании трех составляющих: тепловизора, химического и ядерного анализатора. Технология срабатывает следующим образом: тепловизор наводит фокус на живые объекты и дает «мозгу» прибора команду начать анализ. С помощью поршневого насоса происходит забор воздуха, и по результатам окраски индикаторов видно наличие или отсутствие в воздухе химических и радиоактивных элементов. Данные выводятся на дисплей, и становится понятно, имеется ли у «объекта» какое-либо оружие. Полученную информацию можно сразу передать по сети в штаб для корректировки дальнейших действий разведки.

Над созданием такого прибора я начала думать года полтора назад, когда никто и представить себе не мог, что на востоке страны начнутся военные действия. Ведь мой прибор можно использовать не только на войне. Он годится при ночной охране учреждений, например банков. Прибор представляет собой металлический ящик с установленным сверху тепловизором. Было бы здорово, чтобы он весил не более четырех с половиной килограммов. Он будет способен «контролировать» территорию от 500 до 2000 метров в зависимости от силы и направления ветра.

Прибор можно установить возле входа — и охранник, взглянув на дисплей, увидит, вооружен ли ночной «визитер».

— После того как началась война, я стала работать быстрее. Одних расчетов собралось на толстую пачку бумаги, — улыбается Настя. — Последние два месяца сидела целыми вечерами. Иногда у меня спрашивают — помогают ли мне родители «изобретать». Отвечу сразу: нет. Папа и мама — экономисты, предприниматели, у них нет технического образования. Они помогают фронту по-другому — собирают теплые вещи, покупают продукты и отправляют туда с волонтерами. Мой младший брат рисует бойцам, я несколько раз писала письма.

По словам директора украинской компании-производителя тепловизоров «Вижн Технолоджис» Петра Лескова, видевшего «улучшенный» тепловизор на выставке, инициатива девочки достойна внимания. Хотя, бесспорно, Насте нужно еще поработать над проектом.

«У меня родилась идея принципиально нового, относительно недорогого и надежного бронежилета»

Ученица одиннадцатого класса «Доминанты» Аня Солодкая тоже помогает украинской армии «как все».

— В школе собирали посылки для бойцов, мы ходили на волонтерские пункты и брали списки необходимых вещей, — рассказывает Аня (на фото) . — Но с самого начала войны стало понятно, что в армии не хватает бронежилетов. А те, что есть, не всегда хорошего качества. Более надежные бронежилеты очень дорогие. И у меня родилась идея принципиально нового, относительно недорогого и надежного бронежилета. Он магнитный, предохраняет от мелких режущих осколков. Нужно взять обычный бронежилет не очень высокой степени защиты и по всей его поверхности укрепить магниты. По моим подсчетам, на один бронежилет уйдет около семи килограммов магнитов. Осколки, «накрывающие» бойцов во время обстрела, по законам физики, летят острой частью вперед. Но попав в сильное магнитное поле, они должны будут развернуться, чтобы приблизиться к магниту большей площадью поверхности. Плохо то, что мой жилет может защитить только от мелких осколков. Впрочем, от прямых попаданий и лучший американский бронежилет не поможет…

«Военные» проекты — далеко не первые технические разработки школьниц. Учась еще в девятом классе, Аня «просчитала» характеристики ионизатора воздуха одновременно для двух классов, ее работа получила серебряную медаль на Всеукраинском конкурсе «Салон идей на Юго-Западе». А год назад Настя, когда ей было 14 лет, разработала комбинированную безотходную систему переработки мусора для мусорного завода: тепло, выделяемое при горении мусора, используется для отопления жилого массива, а несгоревший шлак и пепел превращаются в основу при асфальтировании дорог. По подсчетам, при введении в действие этого проекта экономия на песке и щебне составит 300 тысяч гривен на километр.

Настя отыскала телефонные номера руководства Киевского мусоросжигательного завода «Энергия», попросила меня позвонить туда, — вспоминает учительница Ирина Хован. — Сама девочка стеснялась общаться с «ответственными» взрослыми. Заводские технологи и представители «Укравтодора», которым очень понравился проект, наметили предложения по усовершенствованию проекта. Однако для запуска его в жизнь нужно время.

По словам девочек, их увлечение физикой началось в седьмом классе — с первых уроков молодой учительницы Ирины Хован.

— У нее на уроке всегда много опытов, наука и творчество просто захватили нас! Только благодаря ее креативности мы стали с интересом относиться к точным наукам! — восклицают школьницы.

Теперь ученицы гуманитарного лицея подумывают о техническом образовании. Впрочем, по словам Насти, неплохо бы закончить два вуза. Или три.

А вот сама Ирина Викторовна считает идеи учениц их личной инициативой.

— Они рассказывают, конечно, когда придумывают что-нибудь новенькое. Но я могу только эмоционально поддержать, — смеется учительница. — Мол, какие же вы умницы, здорово придумали. Все у вас получится!

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров