ПОИСК
Події

«в контракте на учебу, который я буквально выпросил у «ректора», был указан электронный адрес совершенно другого вуза, а телефон… Одной из винницких аптек! »

0:00 28 травня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Винницкие правоохранители разоблачили группу мошенников, организовавших… фиктивный вуз. Более 600 тысяч гривен успели «выкачать» ловкие махинаторы у доверчивых сограждан, жаждущих учиться и преподавать в новой академии

О том, что в Виннице открылся филиал Киевской национальной академии международной экономики, предпринимательства и права, знало не много горожан. Прежде всего те, кто лично был знаком с Ольгой Степановной (имя изменено), представлявшейся ректором этого солидного вуза, — ее знакомые, соседи, дальние родственники. Вот и потянулись дружно к благодетельнице. Одни — чтобы устроить детей на учебу, другие — с надеждой на то, что уважаемая предприимчивая дама предложит достойную работу им самим или их родственникам. И Ольга Степановна демонстрировала явное желание помочь всем, подчеркивая, что может все! И учить, и трудоустраивать! Правда, за немалые деньги.

Никто поначалу даже не усомнился в столь удивительных переменах, происшедших с этой женщиной. Вроде еще совсем недавно она торговала на рынке, а теперь возглавляет солидное высшее учебное заведение! Тогда люди даже и предположить не могли, что ректор она — не настоящий, а… самопровозглашенный. И вуз ее фиктивный, которого на самом деле не существует!

«Ректор лично руководила моей учебой. Давала контрольные, назначала время, когда я должен был приходить с выполненными заданиями»

- Не везет мне с получением высшего образования, ведь эта академия — уже третий частный вуз, в котором учусь, а толку никакого! — сетует 19-летний винничанин Богдан.  — Сначала поступил в филиал Киевского института международного права и экономики, но успел окончить лишь первый курс, и надо же — у вуза отобрали лицензию. На второй курс перевелся в институт рыночных отношений. За учебу заплатил, а вот вызов на занятия так и не получил. Тогда одна из моих бывших преподавательниц, Ольга Степановна, объяснила, что вуз просто изменил название и теперь стал Винницким филиалом Киевской национальной академии международной экономики, предпринимательства и права, а сама она является его ректором. Ольга Степановна постоянно меня хвалила, приговаривала, что вырастит из меня толкового специалиста. Давала домой контрольные работы, назначала время, когда я должен был приходить с выполненными заданиями…

- Первым забил тревогу муж: дескать, ни занятий у сына, ни учебников, только с какими-то контрольными все возится! — вздыхает мать Богдана, частный предприниматель Любовь Владимировна.  — Вот и решилась я поговорить с ректором Ольгой Степановной, нашей соседкой. Попросила перевести сына с заочной формы обучения на стационар. Так хотелось, чтобы парень познал настоящую студенческую жизнь! Но ректор сразу же возразила: мол, на третий курс — пожалуйста, ведь Богдан — мальчик старательный и перспективный. А вот на стационар — никак, поскольку стационарное обучение в академии пока не предусмотрено. И тут же сменила тему, сообщив, что на днях группа студентов уезжает в Германию, на практику, и Богдана она тоже может пристроить с ними. Я отказалась — у сына даже заграничного паспорта не было. Но ректор тут же посоветовала не спешить с ответом, ведь после такой практики студенты легко находят хорошую работу с приличным заработком. Да и оплата за практику, подчеркнула она, скорее символическая — всего 300 евро плюс тысяча гривен за срочное изготовление паспорта. В общем, таки удалось ей меня переубедить. Но, как вскоре оказалось, никто из студентов ни на какую практику не уехал. Когда я потребовала вернуть обратно свои деньги, Ольга Степановна заявила, что сделать этого не может, поскольку мы поздно отказались от поездки. На самом деле мы от нее… не отказывались.

РЕКЛАМА

Но главное «открытие» было впереди. Совершенно случайно я узнала, что институт рыночных отношений по-прежнему существует и свое название не менял, но Богдан там не числится. Я тут же бросилась к Ольге Степановне. А она, и глазом не моргнув, вдруг заявила, что я вынуждаю ее раскрыть тайну: дескать, списки студентов в таких вузах составляют открытые и закрытые, то есть официальные и неофициальные. Видимо, секретарь учебной части заглянула лишь в одни списки, а вот в другие — не удосужилась. И посоветовала мне потребовать те, другие, списки, в которых я обязательно найду фамилию сына. В общем, всячески ловчила и пыталась окончательно меня запутать. Тогда я и предположила, что на самом деле она лишь выдает себя за ректора. Несколько лет назад, когда Ольга Степановна еще торговала на одном из винницких рынков, она заняла у меня приличную сумму денег, а позже все время обещала, что отдаст. Видимо, зачислив Богдана в свою «академию» фактически без его согласия, рассчитывала, что в счет учебы ей удастся погасить этот долг… Кстати, вскоре мы узнали, что многих студентов винницкого филиала киевского вуза, которого лишили лицензии, пригласили доучиваться в столицу.

- А я удивился, услышав, что результаты внешнего тестирования, обязательные для поступления в другие вузы, здесь никого не интересуют, — замечает 24-летний частный предприниматель Андрей.  — Впрочем, тесты я и не проходил, мне сказали сдавать вступительные экзамены. Удивился еще больше: ведь уже был ноябрь, а значит, учебный год в разгаре! Вступительные экзамены сдавал по математике и истории Украины, причем оба в один день. В истории еще кое-как ориентировался, а вот математику совершенно забыл. Оказалось, это не беда. Преподаватель по математике была сама доброжелательность. Видимо, заметив мою растерянность, она тут же подошла и заверила, что решит за меня и задачи, и примеры, мне же требуется лишь переписать их начисто. Подумал, установка у них такая — поддерживать каждого, кто жаждет учиться. Тем более вуз частный, коммерческий. Мне пришлось выложить за поступление 1600 долларов и 3700 гривен за саму учебу на первом курсе. Впрочем, предлагали уплатить за несколько лет вперед и обещали существенные скидки. От этого предложения я отказался, ведь самому нужны были деньги на развитие бизнеса. А далее события разворачивались еще более странным образом. Контракт на учебу, то есть юридический документ, регламентирующий мои отношения с вузом, мне пришлось буквально выпрашивать! Когда же наконец после нескольких напоминаний получил его, обнаружил, что в нем указан электронный адрес Киевской национальной академии, а телефон… одной из винницких аптек! И печать на контракте показалась какой-то странной. А вот зачетку мне так и не выдали, аргументируя тем, что все зачетки хранятся в столичной академии.

РЕКЛАМА

Как оказалось, в нашей группе было всего восемь студентов, и то каждый раз появлялись новенькие, утверждая, что и они тоже из этой группы. Учились мы по средам. Занятия проходили в душной и тесной полуподвальной комнатушке, в которой всегда тусовалось много народа. Обратил внимание, что некоторые преподаватели младше меня и как-то неуверенно себя чувствуют. Еще в одном углу этого полуподвала какие-то люди бойко сбывали продукцию «Орифлейма». А в противоположном углу сидел угрюмый мужик за компьютером и играл в одну и ту же игру, демонстрируя полное безразличие ко всему, что происходило вокруг. Поговаривали, это один из руководителей нашей «академии»…

«В академии нашлась работа и для меня, и для невестки, и для сестры… »

Время шло, а обещанного торжественного открытия «академии» так и не получалось. Ректор Ольга Степановна сетовала: киевские профессора подвели — что-то помешало им прибыть в обозначенное время в Винницу. Да и с переездом в новый суперсовременный учебный корпус приходилось повременить — евроремонт в нем «вот-вот» должен был закончиться. Ректор обещала, что, как только здание будет готово, сразу же займется приобретением компьютеров, парт, рабочих столов и всего, что необходимо! Чтобы побыстрее начать полноценный учебный процесс. Тем более, что в открытии «академии» заинтересовано даже высшее руководство страны! Ольга Степановна с оптимизмом смотрела в светлое будущее и пыталась передать свой радужный настрой и студентам, и преподавателям.

РЕКЛАМА

Руководству филиала академии удалось пригласить на учебу пятьдесят студентов. Труднее оказалось с поиском преподавателей. Учителей, воспитателей детских садов, торговых работников Ольга Степановна, изображавшая важного ректора, увлекала прилично оплачиваемой преподавательской деятельностью в новом престижном вузе. Впрочем, как оказалось, устраивали ее даже сотрудники и без соответствующего образования.

Трудоустройство стоило немалых денег самим преподавателям — от 500 до 4 тысяч долларов в зависимости от должности. Кроме того, с глазу на глаз беседуя с теми, у кого нет диплома, ректор обещала исправить это досадное недоразумение, предлагая… купить диплом «всего за тысячу долларов»…

- Как-то встретились мы с Ольгой Степановной на рынке, и она предложила мне работу коменданта общежития нового вуза, — рассказывает винничанка Ирина Витальевна.  — Я обрадовалась, тем более, что как раз искала работу. А вскоре ректор сообщила, что с общежитием пока не получается, поэтому и предлагает работу методиста. Дескать, там и зарплата повыше, и хорошую пенсию можно заработать. Я честно призналась, что ничего в этой работе не смыслю, но она подбодрила, дескать, не отчаивайся, научим! Мою сестру Ольга Степановна пригласила преподавать психологию. Хорошо хоть сестра не рассчиталась из своего колледжа и устроилась на новую работу по совместительству. Трудоустройство стоило ей 500 долларов плюс еще 500 долларов за методические разработки по курсу психологии. А вот невестке Ольга Степановна предложила должность старшего методиста, хоть до этого та работала продавщицей в парфюмерном магазине. Пришлось выложить еще 500 долларов и, кроме того, еще 100 долларов за запись в трудовой книжке о том, что некоторое время невестка работала преподавателем. И сыну предлагала читать морское право, ведь он закончил морскую академию в Одессе. Слава Богу, отказался.

На протяжении нескольких месяцев мы трудились, так и не получая обещанной «существенной и приличной зарплаты». Впрочем, от ответов на вопросы о зарплате ректор ловко уклонялась, переключая внимание собеседника на что-то другое. Например, сетовала, что не может решить вопрос с какими-то важными бумагами. Или сообщала, что произошли «небольшие накладки». Или просила подождать еще совсем немного — до следующей пятницы. Потом снова до пятницы… Периодически напоминала нам о финансово-экономическом кризисе, сразившем весь мир. В общем, все эти обещания и россказни были лишь способом оттянуть время, чтобы продолжать облапошивать людей, «выкачивать» из них деньги. А ведь мы с Ольгой выросли вместе! Не пойму, как она могла так жестоко меня обмануть? Тем более ведь знала, что муж у меня инвалид и деньги нужны ему на лечение. Впрочем, «кинула» она и еще более неимущих…

Фиктивный вуз стал настоящей финансовой пирамидой

- В действительности Винницкого филиала Киевской национальной академии международной экономики, предпринимательства и права не существовало вообще, — сообщил начальник отдела по борьбе с коррупцией Управления по борьбе с организованной преступностью Винницкой областной милиции подполковник Андрей Коваль.  — Сняв офис на улице Пушкина в центре Винницы, организованная преступная группировка, состоявшая из четырех человек, создавала лишь видимость работы вуза. Подозреваемые задержаны, трое из них арестованы. За сравнительно непродолжительное время им удалось выманить у потерпевших более шестисот тысяч гривен! Вполне возможно, что эта сумма гораздо значительнее. В милицию обратилось 48 потерпевших, хотя, по нашим данным, их больше.

Необыкновенную изобретательность в одурачивании винничан проявила 46-летняя жительница областного центра, чудесным образом превратившаяся из частного предпринимателя в ректора! Хотя она даже не удосужилась узнать, что такой должности — ректор филиала института — не бывает, может быть только директор. Видимо, должность ректора ей нравилась больше. Кроме того, своему 25-летнему сыну, вчерашнему студенту, она пожаловала одну из руководящих должностей в своей «академии». Еще одна пара подозреваемых в мошенничестве — 50-летняя женщина, депутат районного совета и сотрудница местной торговой фирмы, и ее 36-летний сожитель, занимавшийся продажей стройматериалов. К педагогике они не имели никакого отношения. А свою деятельность в фиктивном вузе осуществляли по принципу финансовой пирамиды, в которую мастерски вовлекали знакомых. Те, в свою очередь, звали за собой своих знакомых и родственников.

- Возбуждено уголовное дело, — продолжает Андрей Коваль.  — Подозреваемым инкриминируется мошенничество в крупных размерах.

- Похоже, они даже не понимали, что создание вуза — это прежде всего серьезная и кропотливая работа…

- Да, чтобы создать вуз, необходим высококвалифицированный коллектив преподавателей с научными степенями, учебные корпуса с соответствующей материально-технической базой. Разумеется, у вуза должна быть лицензия Министерства образования и науки Украины на право проведения соответствующей образовательной деятельности, а также сертификат, подтверждающий уровень аккредитации вуза. Эти документы должны быть предоставлены по первому же требованию абитуриента и его родителей! А поскольку таких документов у подозреваемых не было, они просто одурачивали людей — дескать, это серьезные документы, которые могут предоставить лишь проверяющим из Киева. В расставленные ими сети попадались те, кто хотел стать экономистом или юристом. Примечательно, что в перечне «заслуг» мошенников и изготовление нескольких дипломов о высшем образовании. Сейчас мы устанавливаем, где именно они их заказывали.

- У подозреваемых изъяты деньги, которыми они завладели мошенническим путем?

- К сожалению, никаких денежных средств у них изъять не удалось. Наложен арест на принадлежащие им квартиры и две дорогие иномарки. Сегодня несостоявшиеся руководители вуза охотно сотрудничают со следствием. Ведь понимают, что препираться в данной ситуации, когда столько людей дают показания против них, себе дороже.

Следствие продолжается. Допрашиваются свидетели, проводятся очные ставки, экспертизы документов. Устанавливается вклад каждого из подозреваемых во «всеобщее дело».

Примечательно, что большинство пострадавших — и студентов, и преподавателей — никак не могли поверить, что филиала «академии» на самом деле не существует. Некоторые пострадавшие, впрочем, до сих пор считают, что «честные и добропорядочные преподаватели» опорочены какими-то жестокими конкурентами. И верят, что справедливость все же восторжествует и вскоре они снова приступят к учебе в этом вузе…

P. S. Граждан, пострадавших от мошенников, правоохранители просят обращаться в Управление по борьбе с организованной преступностью Винницкой областной милиции по тел. (8 0432) 59 34 41 или на спецлинию милиции 102.

273

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів