В Николаеве волонтеры создают первый "народный танк" c дистанционным управлением
Среди многочисленных акций по оказанию помощи Вооруженным Силам Украины — проект «Первый народный танк», реализуемый Всеукраинским центром волонтеров, который основан Николаевским областным благотворительным фондом «Региональный фонд Благочестие». Корреспондент «ФАКТОВ» встретился с людьми, причастными к созданию новой машины — Геннадием Нечипоруком и Валерием Прудем.
— Сразу хочу уточнить, — говорит Геннадий Нечипорук, — «танк» — это условное название, потому что официально мы не имеем права производить оружие. То, что мы делаем, называется «самоходное средство целевого назначения». Наша команда — одна из трех в Украине, работающих в этом направлении. Создали машину благодаря собранным народным средствам.
— А как вообще возникла идея создания этой новинки?
— Поначалу я вынашивал идею беспилотника, который хотел применить для народного хозяйства. В моем понимании это должна быть мощная крылатая машина с бензиновым двигателем, а не на батарейках, с размахом крыльев метра четыре и грузоподъемностью до ста килограммов (нынешние, применяемые для разведки, намного меньше). В мирных целях такой аппарат может быть использован для опыления полей. Ну, а в военных — на него можно поставить пару ракет. Но по ряду причин я эту работу отложил на будущее и вместе с коллегами решил создать наземную машину, управляемую на расстоянии. Как специалист, могу сказать, что принципы действия и у наземного аппарата, и у летающего сходны. Основная цель — не допустить потерь личного состава и ценных грузов. Нашу конструкцию, например, можно будет использовать для вывоза раненых с поля боя, а можно и пулемет на нее установить…
В конечном итоге, если уничтожат такой «танк», то это менее затратно, нежели потеря БТР или «Урала», используемых в той же зоне АТО и стоящих сотни тысяч гривен. Но никакими деньгами не измерить жизни людей, сохранить которые позволит наша машина.
Один «танк» стоит около 20 тысяч долларов. В прошлом году, когда только начинали, это было порядка 270 тысяч гривен. Основные дорогостоящие детали мы успели закупить еще до скачка иностранной валюты.
— Что касается проекта, — подключается к разговору Валерий Прудь, — то мы стареемся все сделать как можно проще. Помните танк Т-34? До и во время Второй мировой войны их было построено десятки тысяч. Но кроме своей надежности, они отличались простотой конструкции. Детали к такой машине мог выточить на станке даже подросток. В наше время от поражения не застрахована ни одна военная машина. Например, как только появилась активная броня, то очень быстро были созданы и боеприпасы, способные ее пробить… Так что простота и дешевизна конструкции — основные наши цели. И как только Геннадий пришел в нашу группу, мы сразу стали продвигать его идею.
— Есть ли в мире аналоги того, что вы создаете?
— Да, сходные беспилотные машины активно используют армии США, Израиля, Индии, России. Как пишут американские специалисты, применение такой техники оказывает сильное психологическое воздействие на противника. Ведь это, по сути, «кусок железа» без экипажа, которому не сделаешь больно. Что касается американцев, то у них есть как положительный, так и отрицательный опыт использования подобной техники. Во время войны в Ираке их ошибка состояла в том, что они снабдили такую машину искусственным интеллектом. Робот, который самостоятельно принимал решения, однажды открыл огонь по своим, приняв их за врагов, и уничтожил два десятка бойцов. Самостоятельность такой машине давать нельзя. Правда, нам пока до этого далеко. Наша самодвижущаяся платформа — радиоуправляемая. «Мозги» можно наращивать по мере необходимости.
— На какой дистанции можно будет управлять вашей машиной?
— Это один из важнейших вопросов, и по нему мы консультировались в Институте кибернетики. При идеальных погодных условиях планируем до четырех километров. Главное начать. В дальнейшем будем совершенствовать систему управления, систему защиты от радиоэлектронных помех противника. Наша конструкция будет модульной, и при необходимости одни модули можно менять на другие даже в полевых условиях.
Пока задача — сделать и провести испытания. После этого передадим «танк» Министерству обороны, где специалисты будут его совершенствовать и внедрять в серийное производство. Мы проводили уже консультации с военными — говорят, сделайте, а потом будем сотрудничать.
*"Самоходное средство целевого назначения", над прототипом которого сейчас трудятся в Николаеве, после испытаний передадут Министерству обороны для серийного производства
— Если не секрет, где строите свою технику?
— Мы арендовали производственный участок на одном из предприятий Николаева. Нам предоставили его на весьма выгодных условиях. Изготовили чертежи и методом самостоятельного тендера определили изготовителей нашего «танка». Естественно, выбрали тех, кто менее затратен и обладает нужной квалификацией. Для изготовления деталей обращались к различным подрядчикам. Сборка — это уже элементарно. Первым делом сварили башню «танка». А корпус машины «родился» в виде БМП — железный «ящик» на гусеничном ходу, изобретать велосипед в этом смысле не стоило.
Геннадий Нечипорук не так давно стал героем репортажей не только украинского телевидения, но и российских каналов. Россияне всю затею с «танком» исказили в свойственной им манере — «благодаря этой технике одни украинцы будут убивать других». Но к кривым зеркалам российской пропаганды мы уже привыкли. В прошлом Геннадий окончил техникум железнодорожного транспорта по специальности «автоматика, телемеханика и связь», отслужил в армии на космодроме Плисецк, работал на заводе радиоэлектроники, окончил Львовский политехнический университет. Потом занялся бизнесом и создал фирму по автоматизации.
— Среди крупных заказов были работы на предприятиях Николаевской, Ровненской и Сумской областей, — вспоминает Геннадий Нечипорук. — Собирали распределительные щиты и другое. А в 2010 году с приходом к власти «регионалов» все это закончилось. Бизнес у меня отжали, в общем, был «привет от Януковича». Стал работать простым наладчиком. Когда начались военные события, я решил помочь стране, чем могу, и пришел со своей идеей к волонтерам. В такие трудные моменты сильно обостряется научно-техническая мысль. Если наша затея с «танком» воплотится в жизнь и государство посчитает нужным помочь в дальнейшем производстве таких машин, то будем этим заниматься.
Валерий Прудь — один из волонтеров-активистов. В прошлом кадровый военный, танкист, полковник запаса. Как инженер досконально знает устройство колесных и гусеничных машин. Сам Валерий родом из Николаевской области. После окончания Киевского танкового училища служил на Дальнем Востоке, в группе советских войск в Германии, затем окончил Академию бронетанковых войск по специальности инженер. В дальнейшем получил еще одно высшее образование — экономиста. После развала СССР работал в Министерстве обороны Украины, где занимался планированием экономики пяти танкоремонтных заводов Украины. Был старшим экспертом МО, консультировал двух министров обороны. Тогда специалистов по экономическим вопросам в Вооруженных Силах очень не хватало. После ухода в 1998 году на пенсию работал в страховом бизнесе, был сертифицированным страховым брокером. А вот в 2010-м, после прихода к власти «семьи», когда нанесен был сокрушительный удар по малому и среднему бизнесу, пришлось свернуть дело и вернуться в Николаев. После обострения ситуации в стране стал помогать армии.
— В конце августа прошлого года я встретился с николаевским волонтером Давидом Арахамией, — рассказывает Валерий Прудь, — описал свой замысел и нашел поддержку в вопросах финансирования. Ныне «народный танк» — часть общеукраинского народного проекта, в котором могут поучаствовать все, кому небезразлична Украина и ее проблемы.
— Вы за свою работу гонорар получаете?
— Так как проект волонтерский, то ни о какой оплате нам за проделанную работу речь не идет. Опытный образец передадим в Министерство обороны тоже бесплатно. Деньги на проект перечисляют люди со всей Украины и не только. Из Австралии украинская диаспора перечислила, волонтеры из США. Кого-то конкретно назвать не можем, потому что это дело добровольное и анонимное.
— Сейчас очень сильно развито волонтерское движение, но, к сожалению, встречаются и мошенники. Вам доверяют?
— Во-первых, мы на виду, и нас знают. Во-вторых, в «Фейсбуке» за каждое приобретение и расход денег мы отчитываемся фотографиями, видео и чеками. Вот мы закупили металл, вот заказываем детали, ведем сварку…
— После окончания этой работы какие планы?
— Хочу все-таки вернуться к беспилотному летательному аппарату, — говорит Геннадий Нечипорук. — Ведь создание знаменитого американского беспилотника Predator начиналось с частной компании из трех человек. Считаю, что в Украине есть достаточный потенциал для создания такой техники. А когда закончится война, хочу воплотить в жизнь давний «сумасбродный» проект…
— Какой, если не секрет?
— Я — профессиональный дайвер. Для ныряния спроектировал глубоководный дыхательный аппарат. В прошлом году мы готовили международную экспедицию на Черное море (у берегов Крыма). В состав команды должны были войти немцы, чехи и украинцы. Дело в том, что под Ялтой, у горы Аю-Даг, есть некая аномальная зона, где, по словам очевидцев, якобы из-под воды взлетают НЛО. Эту подводную местность изучала команда дайверов, обвешанных приборами. Но у них на глубине 12 метров почему-то отключалась вся электроника. А когда поднимались наверх — все снова начинало работать. Вот наша экспедиция и готовилась изучить эту водную местность, чтобы узнать, действительно ли там что-то взлетает и почему приборы выходят из строя. Дыхательный аппарат, который я создал, собран без электроники. Не буду рассказывать всего, но отличие его конструкции от аналогов состоит в том, что при одинаковом запасе воздуха в баллонах человек сможет находиться под водой в два с половиной раза дольше. С этим аппаратом можно будет нырять на глубину до ста метров. Вот такое мирное увлечение. Скорее бы наступил мир.
В других областях Украины тоже стараются не отставать от Николаева. Например, Одесское специализированное научно-производственное инновационное предприятие «Юмик аэроспейс» разрабатывает две боевые единицы для Воздушных Сил ВСУ. Речь идет об ударном вертолете SM232 на базе советского Ми-2 и легком учебно-боевом штурмовике SM33. Конструкторы внесли ряд принципиальных изменений, которые позволят в разы увеличить возможности обеих машин. В частности, будет применена новейшая система жизнеобеспечения и бронирования с использованием самых современных материалов. Основные узлы и системы управления полетом дублированы. На двигателях установлены рассеиватели тепла, не имеющие аналогов в мире.
Как сообщил «ФАКТАМ» директор «Юмик аэроспейс» Вадим Болта, сейчас процесс разработки «на начальной стадии».
— Все переделывается, перепроектируется. Для завершения работ нужно минимум полгода, — подытожил Вадим Болта.
*В конструкцию ударного вертолета SM232, разрабатываемого для нашей армии одесскими умельцами, будут внесены принципиальные изменения, что позволит увеличить боеспособность машины
Читайте нас у Facebook