На Полтавщине восьмилетняя девочка спасла жизнь младшим братику и сестричке
Обычно Людмила Яковлева, жительница села Мацковцы Лубенского района Полтавской области, уходя на вечернюю дойку коров, закрывала детей на замок. Их у нее трое — восьмилетняя Вера и шестилетние близнецы Маша и Леша (на фото в заголовке). Но в тот раз покрутила-покрутила замок в руках, раздумывая, как ей поступить, да и положила его на место. Дети просились у нее пойти поиграть к соседской девочке, и мама решилась оставить дверь не запертой.
— Возвращаясь домой после работы примерно в половине восьмого вечера, я, как только свернула в свой переулок, ощутила густой запах дыма, — рассказывает 33-летняя многодетная мама. — «Хоть бы только не наша хата горела», — сразу похолодело у меня внутри. Но когда поднялась на пригорок, от сердца отлегло — дым рассеялся. И тут зазвонил мобильный телефон. «Люда, беги домой, у вас пожар!» — огорошил меня сосед.
Когда Людмила домчалась до дома, сделанная из самана (самодельный кирпич, изготовленный из глины и соломы) хата уже полыхала вовсю. Первое, что заметила перепуганная женщина, — своих детей, стоявших у соседского двора. Она начала их пересчитывать и от охватившего волнения никак не могла справиться с этой задачей. Потом бросилась в горящий дом. Там, в гостиной на шкафу, лежали документы. Надеялась хотя бы их выхватить. Но только обожглась — пути в хату уже не было.
— Все сгорело, — водит меня по пепелищу Людмила Яковлева. — Автоматическая стиральная машинка, двухкамерный холодильник, микроволновка, компьютер, новый плазменный телевизор, за который я еще не выплатила кредит… Насобирали с мужем Славиком только ведро уцелевших ложек и вилок, однако есть ими невозможно.
К Вячеславу в Мацковцы Люда переехала из Луганска четыре года тому назад. С родным отцом детей у женщины жизнь не заладилась, и она, прихватив малышей, сбежала от него к мужчине, с которым познакомилась через Интернет. Первое время жили у Славиных родителей, а полтора года назад купили в рассрочку хату на окраине за 15 тысяч гривен. Около шести тысяч Люда не успела выплатить.
Дом был хоть и стареньким, но зато просторным. Хозяева активно взялись за его ремонт. Оставалось только кухню привести в порядок. Увы, именно там и таилась беда — «закоротила» электропроводка.
В тот вечер дети так и не пошли гулять к соседской девочке Насте. Второклассница Вера засиделась за уроками, а малышня смотрела свой любимый сериал «Кухня» по новому телевизору. Вячеслава, которого дети называют папой, дома не было.
— Услышав запах дыма, я подумала, что воняет лампочка на потолке, поэтому сразу же выключила свет в гостиной, где мы находились, — заново волнуется, рассказывая о случившемся, восьмилетняя Верочка, на которую мама никогда не боялась оставлять близнецов. — Знала, что лучше не перегружать электросеть несколькими включенными в розетку приборами. И о том, что нельзя лить воду на горящую электропроводку, нам учительница Ольга Михайловна тоже говорила.
— Давайте включим вентилятор, чтобы он разогнал дым, — предложил братик Леша. — Или лучше спрячемся от него под одеялом.
— Нет, давайте спасать дом! — командирским голосом приказала близнецам старшая сестренка.
— Только спасти его не удалось, — вытирает слезы девочка. — Не могу спокойно смотреть на то, что осталось…
— Зато ты спасла самое ценное — братика и сестричку, — утешают все маленькую Веру. — Ты настоящая героиня.
И это ее подбадривает.
— Да, а очки Лешины забыла прихватить, — всхлипывает девчушка. — Он без них плохо видит.
Верочка не скрывает, что тогда очень испугалась. Больше, чем Маша с Лешей, которые не понимали, чем все может закончиться. Но действовала четко и уверенно, страха своего не выдавала.
— Вера — лучшая ученица второго класса, — хвалит девочку учительница Ольга Дзюба. — Она не по годам развита: отлично читает, пишет. Очень активная. Ко всему проявляет интерес. Осваивает петриковскую роспись, хорошо танцует и поет. У нее много друзей, со всеми она поделится тем, что имеет. Добрая, ответственная. И смелая, как оказалось. Мы очень гордимся ее поступком. Молодец, не растерялась, спасла самое главное — жизнь братику и сестричке.
— Я была в одних колготах, а Вера надела на меня куртку, сапожки и шапку, повязала шарф, — шепелявит шестилетняя Маша. — Точно так же она собрала Лешу. Даже рукавицы ему надела. Она нас всегда одевает, потому что мы с братиком маленькие и постоянно теряем свои вещи. И мы пошли к бабе Гале.
На сборы у детей ушло не больше двух минут, говорит Вера. А вот сама она выбежала на улицу почти раздетая. Пока возилась с малышами, дым заполнил все помещение и скрыл ее одежду. Девочка быстро обула стоявшие у порога мамины сапожки и как была в домашней одежде, так и выскочила на мороз.
— В дверь постучали, я открыла, — рассказывает 65-летняя Анна Албул, соседка Яковлевых. — «У нас полная хата дыма. Давайте звонить маме и пожарным», — запыхавшись и плача, выпалила прямо с порога Верочка. Я глянула, а на их подворье уже огонь полыхает…
Поскольку Мацковцы находятся на границе с Хорольским районом, то тамошние пожарные первыми приняли сигнал о возгорании. Но быстро переадресовали его коллегам из Лубен, и те примчались в село за восемнадцать минут. Однако спасать уже было нечего.
*"Всегда со спокойной душой оставляла малышей на старшую дочку, — говорит Людмила Яковлева. — Не подвела она и в самый ответственный момент"
— Дети поначалу не верили, что у нас ничего не осталось, — говорит Людмила. — Думали, взрослые придумывают. «Нам хотя бы электрическое пианино принесите. Или компьютер», — просили. Больше всего по поводу случившегося переживает старшая дочка. Когда она первый раз пришла на пожарище, то расплакалась на месте, где стояла детская двухъярусная кроватка. И еще долго искала кошку, которая осталась в горящем доме. Ей проще думать, что киска Ева выскочила через дырку в чердаке и куда-то забежала от испуга.
В куче обгоревших игрушек, сложенных отдельной горкой на подворье, ребятне тоже нечего выбрать.
По жуткому стечению обстоятельств, Людмила Яковлева практически одновременно потеряла два своих дома. Накануне пожара бывшие соседи по Луганску сообщили, что частный дом, в котором она до сих пор была прописана, полностью разрушен взрывом. Люда хоть и не собиралась туда возвращаться, но все же надеялась когда-нибудь его продать. Теперь и эта надежда рухнула.
— Мама зовет нас к себе, — говорит Людмила. — Она живет в селе в Луганской области. Но там война и неизвестно, чем все закончится. К тому же с родной матерью мы не находим общего языка по поводу сложившейся в стране ситуации. Поэтому, чтобы не портить друг другу нервы, стараемся не говорить по телефону на политические темы. Да и вообще, моим детям лучше здесь. Младшие ходят в детский садик, у Веры есть возможность дополнительно заниматься любимыми пением, танцами, рисованием. У меня тут работа, как-никак три тысячи гривен в месяц получаю. Хозяйство держим — козочек, кур. Люди в селе хорошие. Куда срываться?
Вот только найти подходящий дом в Мацковцах, в котором могла бы жить многодетная семья, было задачей не из легких. Пустующих хат в селе много, а пригодной для проживания оказалась одна. В нее и переехали погорельцы. Хата тоже старенькая, меньше прежней, на две комнаты, в ней еще чувствуется запах сырости. Но главное, считают Люда и Слава, — есть крыша над головой.
От прежних хозяев в доме остались лишь две железные кровати с сильно растянутыми сетками да прохудившийся диван. Поэтому дети облюбовали теплую печку.
А Людмила уже строит планы на будущее. Первым делом, говорит, нужно будет по весне вспахать огород, на котором четыре года росли одни бурьяны. Она знает, какой это тяжелый труд, — только обработала как следует землю на прежнем месте жительства, а теперь придется делать все заново. Но работы молодая женщина не боится.
— Хотим и воду подвести в хату, как у нас там было, колодец почистим, — мечтает хозяйка. — Руки есть, дети живы-здоровы, а денег заработаем. Хотя сейчас трудно без привычной домашней техники. Нас здорово выручала микроволновка — Вера разогревала в ней еду, и я не волновалась, что младшие дети голодные. А без телевизора мы оказались словно отрезанными от мира. Хотя бы стареньким каким-нибудь обзавестись…
Сельчане, как могут, поддерживают погорельцев. О трудолюбивой многодетной семье в Мацковцах все хорошо отзываются. Люда показывает новое постельное белье, которое подарили чужие люди, одежду, кучу продуктов — консервы, сладости. Но больше всего она благодарна предпринимателю из Лубен Вячеславу Белову, возглавляющему благотворительный фонд «Добрый самаритянин». Он свозил погорельцев в город, чтобы они выбрали в магазинах любую одежду, какая им понравится.
А сельский голова Николай Дзюба обещает частично выплатить стоимость хаты, в которую переселилась семья Яковлевых. За нее просят сорок тысяч гривен. Из бюджета сельсовета выделят пятнадцать тысяч. Столько же обещают в сельхозпредприятии, в котором работает Людмила. Недостающую сумму, возможно, удастся насобирать с помощью неравнодушных людей. (Связаться с Людмилой Яковлевой можно по телефону (099)78−79−212.)
Управление Государственной службы по чрезвычайным ситуациям в Полтавской области уже готовит документы на присвоение Верочке Яковлевой звания «Герой-спасатель года». Она — самая маленькая героиня Полтавщины за все время существования службы.
Фото автора
2146Читайте нас у Facebook