ПОИСК
Клуб споживачів

При нынешнем валютном курсе литр бензина может подорожать до 30 гривен

22:15 25 лютого 2015

По мере того как обесценивается национальная валюта, дорожают многие жизненно важные товары, в том числе нефтепродукты. Во вторник, 24 февраля, цена бензина А-95 на некоторых АЗС взлетела до 27 гривен за литр. Даже стоимость сжиженного газа, которая долго оставалась стабильной, за день выросла на гривню. По мнению экспертов, топливо продолжит дорожать, так как девальвация национальной валюты ведет не только к росту закупочных цен на горючее в гривне, но и к пропорциональному увеличению налогообложения нефтепродуктов, ведь акцизы установлены в евро. Кроме того, введение на днях Нацбанком ограничения на покупку валюты для оплаты импортных контрактов, по мнению экспертов, может привести к возникновению дефицита топлива в Украине. Не менее серьезной угрозой для отечественного топливного рынка стало резкое увеличение объемов нелегально произведенного горючего, а проще говоря, «бодяги». Сотрудники станций техобслуживания подтверждают, что в последнее время участились случаи поломки автомобильных двигателей из-за некачественного топлива.

«Потери госбюджета из-за черного рынка нефтепродуктов оцениваются в 5 миллиардов»

Специалисты признают: нынешний рост цен создал благоприятные условия для фальсификаторов. Но предпосылки этого были заложены еще в прошлом году, когда государство фактически прекратило проверки бизнеса, а налоги выросли в разы.

— Поэтому теперь никакого контроля нет, — подтвердил заместитель директора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. —Кроме того, рост цен способствует тому, что на рынок выходят криминальные структуры, которые продают некачественное топливо.

Эксперты считают, что, несмотря на девальвацию национальной валюты, правительство может остановить рост цен на горючее — путем изменения порядка налогообложения нефтепродуктов.

РЕКЛАМА

— При курсе 30 гривен за доллар уже через пару недель литр бензина будет стоить 27 гривен, — констатирует директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Однако сегодня реальный рыночный курс — уже около 33 гривен. А значит, цена может достичь 30 гривен за литр. Для подавляющего большинства автовладельцев такая стоимость уже неподъемная. Да и государство понесет огромные потери, так как потребление постоянно снижается, следовательно, и налогов поступает все меньше.

Можно уверенно прогнозировать новое обострение кризиса потребления при таких высоких ценах. В последние месяцы розничные продажи бензина снизились уже более чем на 25 процентов, если сравнить с показателем за аналогичный период год назад. И это реакция водителей на цены, которые были значительно ниже нынешних.

РЕКЛАМА

Страдают не только автомобилисты, но и нефтетрейдеры, их прибыль напрямую зависит от объема продаж. Кроме того, для рынка нефтепродуктов, как и для любого рынка подакцизных товаров, рост стоимости всегда чреват увеличением теневого сектора. Сейчас для этого есть все предпосылки. С 2013 года доля налогов в литре бензина выросла с 3 гривен 50 копеек до 10 гривен. Ведь акцизы начисляются в евро, а значит, при пересчете в гривню они постоянно увеличиваются. Еще одним неприятным сюрпризом стал введенный правительством в начале года дополнительный 5-процентный сбор с розничного оборота подакцизных товаров. В результате в январе сумма уплачиваемых налогов сравнялась с закупочной стоимостью импортных нефтепродуктов.

В таких условиях подпольные производители горючего, которые никаких налогов не платят, но продают свою «бодягу» по той же высокой цене, что и легальные, получают сверхприбыли. К тому же они почти ничем не рискуют, так как контроля над качеством топлива в Украине практически нет.

РЕКЛАМА

Масштабы подпольного производства топлива уже угрожающие. В 2014 году кустарные производители стали вторыми по величине поставщиками бензина на отечественный розничный рынок, реализовав 670 тысяч тонн. Больше продала только Беларусь — 760 тысяч тонн.

Но, поскольку на самом деле доля теневого рынка существенно выше, можно уверенно утверждать: нелегальное производство является крупнейшим источником поставок бензина на украинский рынок и останется таковым в ближайшее время. Для этого в стране созданы все условия: растущие цены, повышающиеся налоги и полное отсутствие контроля со стороны Государственной фискальной службы и прочих органов.

Между тем потери госбюджета из-за не поступивших в результате продажи «левого» бензина акцизов и НДС в 2014 году оцениваются в 5 миллиардов гривен. В 2015-м в связи с девальвацией гривни эта сумма будет как минимум вдвое больше.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, правительству стоило бы учесть мировой опыт налогообложения нефтепродуктов. Во всех развитых странах ставки акциза установлены в денежной единице государства, а не в иностранной валюте. Благодаря этому колебания курса не столь существенно отражаются на розничной стоимости горючего. Если бы акцизный сбор зафиксировали в гривне и установили ставку, например, 3—4 тысячи гривен за тонну, то розничная цена литра горючего сразу снизилась бы более чем на 2 гривни. Однако пока что чиновники не желают замечать возникшей проблемы.

Более того, есть информация, что правительство рассматривает возможность дальнейшего увеличения акцизного сбора на нефтепродукты. Нетрудно догадаться, что это станет причиной нового скачка цен и еще большего ухода украинского топливного рынка в тень, — подытожил Сергей Куюн.

«Введенные Нацбанком ограничения приведут к срыву действующих контрактов на поставку горючего и дефициту»

Еще одним неприятным сюрпризом для нефтетрейдеров стал введенный Нацбанком с 24 февраля запрет на покупку банками валюты по поручению клиентов, если для этого используются привлеченные клиентами кредитные средства. Кроме того, для осуществления банком авансовых платежей по импортному контракту клиента на сумму более 50 тысяч долларов в гривневом эквиваленте теперь нужно получить разрешение Нацбанка.

Также НБУ решил, что операции банков с платежами по импортным контрактам клиентов общей стоимостью выше 500 тысяч долларов должны осуществляться исключительно с использованием аккредитивной формы расчетов. При этом аккредитив подтверждается банком, который имеет рейтинг не ниже инвестиционного класса. Все эти нововведения напрямую касаются импортеров топлива. Стоит напомнить, что на сегодняшний день около 85 процентов горючего ввозится в Украину из-за рубежа.

— Введенные Нацбанком ограничения приведут к срыву действующих контрактов на поставку нефтепродуктов и дефициту топлива в Украине, — заявил президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — А ведь сейчас начинается подготовка к весенним полевым работам, сельхозпредприятиям нужно сформировать запас топлива для посевной.

Нацбанк решил бороться с незаконным выводом валюты из страны. Но в случае с импортерами нефтепродуктов такие подозрения лишены оснований, поскольку адекватность контрактов и закупочных цен проверяется уполномоченными банками, Государственной фискальной службой Украины, а также налоговыми органами стран, экспортирующих топливо. Завышение закупочных цен лишено смысла, потому что это автоматически приводит к увеличению суммы НДС, который уплачивается на таможне авансом.

Поэтому наша ассоциация обратится к НБУ с предложением вывести из-под действия указанного постановления операции по импорту нефтепродуктов, представляющих особую важность для нормального функционирования жизнедеятельности страны.

В свете последних решений Нацбанка мы вынуждены говорить не столько о цене, сколько о наличии топлива как таковом. Если не принять необходимые корректировки, нехватка нефтепродуктов начнет ощущаться уже в начале марта, а цены получат новый импульс к росту.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

300

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів