Станислав Белковский: "Донбасс Путину не нужен. Это лишь интрумент для постоянной дестабилизации в Украине"
Станислав Белковский одним из первых среди российской интеллигенции высказался в поддержку Майдана. Это было больше года назад, и с тех пор Станислав Александрович стал активным комментатором украинских событий в России. Правда, его точка зрения совершенно противоположна официальной, путинской. Белковский замечает, что он никогда не мыслил одинаково с властями. Политолог и публицист известен своими критическими статьями в адрес режима Путина, работой с Константином Боровым и Львом Вайнбергом. Он стал прототипом главного героя романа «Политолог», а во время аннексии Крыма даже заявил о желании получить украинское гражданство.
— Ситуация на политическом и военном фронтах меняется каждый день. Сегодня можно предположить, что нас ждет впереди?
— Ничего хорошего не ждет. Безусловно, Путин будет наращивать агрессию в отношении Украины, его задача сделать так, чтобы к концу 2015 года Украина стала перед ним на колени. Он исходит из того, что экономический коллапс в Украине неизбежен, потому что совокупность проблем не соответствует объему финансовой помощи, которую Запад готов предоставить Украине. Кроме того, Путин сам себе дважды доказал, что в военном плане побеждает вашу страну. Первый раз это случилось в Иловайске в августе 2014 года, второй — в Дебальцево. Тем самым он говорит, что может громить украинскую армию так часто, как захочет. Хотя не Украина является его конечным пунктом. Ему нужен Запад, вернее, любовь Запада к себе.
— Любовь? Зачем она Путину?
— Как зачем? Вы же наверняка испытывали это чувство и знаете, что оно необходимо человеку. За 15 лет пребывания у власти Путин как под влиянием придворных подхалимов, так и своих врагов, которые, критикуя, возвеличивали его, пришел к выводу, что он главный политический деятель в мире. И теперь намерен привести в соответствие с этим самоощущением и Запад. Путин хочет, чтобы США в лице Обамы или следующего президента договорились с ним о построении мира. Он хочет «Ялту-2»! Делая вид, что ялтинско-потсдамский мир существует и Путин в нем является формальным проповедником Сталина.
— Что же, ему не нужны ни финансовое превосходство, ни захват новых территорий?
— Не это его основная задача. Путину необходимо сознание собственной значимости в мире. Вообще, живой человек часто мотивирован притяжением сознания собственной значимости. Это абсолютно нормальный психологический факт. У кого-то собственная значимость проявляется в том, что он самоутверждается перед женой. У Путина жены нет, поэтому он самоутверждается перед всем миром.
— Надо женить Путина…
— Это, кстати, было бы хорошо тем, что отвлекло бы его внимание от Украины. А пока, как говорит пресс-секретарь Песков, Путин женат на России. Он отождествил себя с Россией, влюблен в нее и считает, что приносит себя в жертву любимой женщине. И не нужно слишком цинично оценивать то, что Путин сделал. Мне кажется, он просто поехал головой и свято верит в правоту своего дела.
— Значит, все переговоры с Путиным, на самом деле, не стоят ничего?
— Мне кажется, президент Украины Петр Порошенко переоценивает свои возможности договориться с Путиным. И всякие разные посредники эту ложную веру в нем укрепляют, действуя в собственных конъюнктурных интересах. Невозможно договориться с Путиным, несмотря на все переговорные таланты Петра Алексеевича, потому что Путин не воспринимает его. Он живет в абсолютном астрале. Есть всего три фигуры, к мнению которых Путин прислушался бы: Папа Римский Франциск, премьер-министр Турции Эрдоган и бывший президент США Клинтон. Почему Клинтон? Когда Путин стал президентом, но еще не был великим, Клинтон очень хорошо к нему отнесся. С тех пор у него огромное чувство благодарности к Клинтону. К тому же он воспринимает его как мужа будущего президента США. У Путина патриархальное сознание, он считает, если Хиллари Клинтон станет президентом, то и Клинтон будет иметь вес, а положение его, Путина, улучшится.
— Вы признавались, что в каждом человеке сидит маленький Путин. И в вас в том числе…
— В каждом русском человеке сидит маленький Путин. Я действительно чувствую силу имперского величия. Мы готовы поступиться личными интересами даже перед собственными детьми. Поэтому Путин питается нашей энергией, нашей кровью. Он не свалился с Луны, он плоть от плоти русского народа.
— А русские, живущие в Украине, тоже заражены имперством?
— Думаю, русские, живущие в Украине, скорее, украинцы. А ваше мышление отличается от русского полным отсутствием ощущения верховной власти. Именно поэтому, собственно, в Украине, в основном побеждали оппозиционные кандидаты в президенты страны. Лишь Леониду Кучме удалось переизбраться на второй срок. В России подобное не проходит.
— Сейчас говорят о возможности третьего Майдана.
— Я бы этого не исключал. Мне кажется, новая власть уже зажралась и наделала много ошибок. Ну будет третий Майдан. И что? Это нормально! Как полгода назад сказал на пресс-конференции сам Петр Порошенко, любой Майдан способствует улучшению ситуации в Украине. Я не вижу никакой катастрофы в третьем Майдане. Это абсолютно нормальная процедура очищения власти и общества.
— Судя по последним событиям в Москве, страшнее слова, чем «Майдан», для многих в России не существует.
— Теперь его все связывают с событиями в Украине. Но мне бы не хотелось придавать большого значения Антимайдану — это чистой воды политтехнологический проект. Никаких ключевых, знаковых для России фигур там нет. Антимайдан — явное отрабатывание денег, выделенных администрацией президента России. И больше ничего. Но что касается нагнетания негативных чувств по отношению к Украине, то у нас этого в избытке. Не потому, что мне это нравится, а по долгу службы. Я смотрю информационные и аналитические программы государственного российского телевидения. Там ненависть к Украине в полном объеме. Любой таксист в Москве объяснит вам, что Украина — это недогосударство, в котором живут бандеровцы и фашисты.
— И что делать с этим?
— Пропаганда работает, исправить ее последствия будет очень непросто. Даже если Путин уйдет, последствия останутся. Как минимум в ближайшие десять лет нам не стать не то что братьями, но даже далекими родственниками. Тотальная пропаганда имеет свои законы, описанные разными классиками жанра, включая Гитлера и Геббельса. Вот сегодняшняя российская тотальная пропаганда эффективно следует этим канонам, не отклоняясь от них ни на йоту. Технологически все делается легко, поскольку работают профессионалы, а не дилетанты. Даже главный идеолог КПСС Михаил Суслов отдыхает.
— Вы полагаете, информационная атака по отношению к Украине готовилась давно?
— Отнюдь! Путин не стратег, а тактик, он ничего не планирует надолго. Но это совершенно неважно, поскольку идеологическая машина заточена под любые задачи. Если завтра будет поставлена задача сказать, что Украина — лучшее государство в мире, поверьте, они скажут и сделают это блестяще.
— Не страшно с вашими убеждениями сейчас жить в Москве?
— Видите ли, объективно мне должно быть страшно. Но я всю жизнь живу перпендикулярно российской реальности, поэтому уже привык на многое не обращать внимания. А вообще, конечно, боюсь. К тому же, надо честно признать, что ничего, так сказать, подобного сталинским временам сегодня в России нет. Я могу свободно высказывать свои взгляды. Вы видите, ничего не происходит.
— На днях был очередной суд по делу Надежды Савченко. Для чего она путинской власти?
— Это демонстрация того, что любой человек может быть вывезен с территории Украины и посажен в российскую тюрьму, если он представляет какую-то опасность для властей. Чтобы боялись. У Путина нет никаких личных чувств к Савченко. Он относится к этому сугубо функционально. Его логика такая: я могу отпустить Савченко, если мне за это что-то предложат. Пока ничего не предложили. Я же говорю, что Путин не стратег, он тактик. Его нельзя спрашивать, что будет через год, он этого не знает.
— А вы как считаете, большая война разразится?
— Не исключено. Война уже существует в нашей коллективной голове и в голове Путина в частности. Понимаете, Путин бессознательно мстит человечеству за то, что ему так и не удалось пожить. Президент — это огромное бремя. Когда его друзья и коллеги прогуливались по набережной на Лазурном берегу, у него была масса проблем в стране: «Норд-ост», Беслан… Тогда его власть висела на волоске — одно неверное движение и он уже президентом не был бы. Это позиция человека, пережившего огромный стресс, к которому он не был готов. Путин нес бремя ответственности, которую не собирался на себя возлагать. Когда он возглавил страну в 1999 году, речь шла об одном сроке. Потом полагали, что он уйдет в 2008-м. Думаете, он не хотел уйти? Не смог! Так часто бывает, что принятая ответственность, обязанности и долг выше твоих желаний. А потом на него произвела катастрофическое впечатление смерть Каддафи. Он понял, если когда-нибудь уйдет с поста, то с ним сделают то же самое.
— Получается, прогуляться по Лазурному берегу ему уже не суждено.
— Не удастся. Он хотел и искренне, мне кажется, к этому стремился. Путин собирался уйти и передать Медведеву власть. Многие люди, гораздо более информированные, чем я, говорили, что Медведев пойдет на второй срок. Не получилось. И теперь Путин намерен показать человечеству, что жизнь — не мед. Он «закусил удила», мол, давайте поживем в условиях войны, как я жил последние 15 лет. Я самый могущественный и богатый человек в мире, но прикован к своей резиденции в Ново-Огареве Московской области и выйти за ее пределы не могу, поскольку там ждет смерть.
— Значит, все разговоры о мире, отвод военных, вооружения — пустые слова?
— Вообще, вся эта война в Украине — инструмент, а не цель. Путину не нужна Донецкая и Луганская области.
— А Крым нужен?
— Он это ловко объясняет. Мол, если бы я не взял Крым, то оттуда уже выгнали бы Черноморский флот и расположили базу НАТО. Эта полная ерунда является оправданием того, что он сделал. Акт страшной мести Западу и Соединенным Штатам за революцию в Украине. Путин искренне убежден, что революцию сделали США. Кроме того, не все знают, что 22 февраля, накануне закрытия Олимпиады в Сочи, когда в Киеве была в разгаре революция, вертолет Путина совершил аварийную посадку. Это трактовалось в администрации как попытка убить президента России. Полный бред! Поэтому эмоционально у него случился «коллапс»: Россия успешно провела Олимпиаду, США организовали переворот в Украине и попытались его убить. Ответом на все это была аннексия Крыма. Обама прав, говоря, что это была импульсивная, абсолютно эмоциональная реакция Путина на прошедшие события. Неправы те, кто говорит, что это был долгосрочный, заранее разработанный план. А Донбасс ему не нужен. Это лишь инструмент для постоянной дестабилизации в Украине. Если Украина принимает решения, которые его не устраивают, он всегда может дестабилизировать страну путем нового витка военных действий.
— Ситуация надолго?
— Пока это будет происходить постоянно. Если не разразится большая война.
— Спасибо, что не боитесь открыто высказывать свою позицию.
— При всей любви к Украине признаюсь, что я болею душой больше за Россию. Поймите меня правильно, все, что делает Путин, пагубно для моей страны. И я рассматриваю происходящее через эту призму. Все, что делает сейчас Путин, — это попытка загнать Россию в средневековье, а мне не хочется туда возвращаться. Но пока Путин находится у власти, пока он жив и здоров, ничего с этой ситуацией сделать нельзя. Давайте трезво смотреть на происходящее.
Фото d-schedrin.livejouznal.com
15953Читайте нас у Facebook