Анатолий орел: «отношения между украиной и россией изменятся в лучшую сторону после выборов нового главы нашего государства»
Перспективы «Восточного партнерства», отношения между Евросоюзом, Киевом и Москвой, а также пути предотвращения кризисов в энергетической отрасли обсудили на днях в Берлине представители трех стран — Украины, России и Германии. «Сегодня мы начали открытую и честную дискуссию об отношениях России и Украины», — сказала участвовавшая в конференции, организованной Германским советом по внешней политике (DGAP), вице-спикер российской Госдумы Любовь Слиска. По ее словам, нужно не «рассматривать вопрос политических упреков в адрес двух стран, а искать компромиссное решение проблемы».
В свою очередь заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам, член фракции Партии регионов Леонид Кожара выразил надежду на улучшение отношений между двумя странами после президентских выборов 2010 года. В том, что с приходом нового главы государства тональность российско-украинских отношений изменится в лучшую сторону, уверен и генеральный директор Центра международных и сравнительных исследований, бывший посол Украины в Италии Анатолий Орел.
«Тема вступления Украины в НАТО сегодня, как говорится, «не на часi»
- После президентских выборов в январе 2010 года в стране будет другой внешнеполитический курс, направленный на восстановление стратегического партнерства с Россией, — говорит Анатолий Константинович. — Я в этом абсолютно уверен.
- И откуда у вас такая уверенность?
- Прежде всего, исхожу из того, что прежний политический курс руководства страны потерпел полный крах. Никого больше не интересует тема Евроатлантической интеграции Украины. Поэтому кто бы ни стал новым президентом, он будет обязан считаться, во-первых, с настроениями граждан, во-вторых, со сложившейся на сегодняшний день ситуацией в мире и в-третьих — руководствоваться здравым смыслом. А здравый смысл говорит, что тема вступления Украины в НАТО сегодня, как говорится, «не на часi».
- Россия продолжает пугать Запад очередным газовым кризисом, понятное дело, из-за Украины, а представители МИД Германии советуют Киеву рассчитываться с «Газпромом» за счет кредита МВФ. Но вопрос о пересмотре газовых контрактов, которые явно очень далеки от того, что называют партнерскими отношениями, даже не обсуждается.
- На мой взгляд, проблема заключается не в технических вопросах, не в хороших или плохих контрактах, проблема — в политиках. Сегодня отсутствует доверие в треугольнике отношений: Украина, Россия, Евросоюз. И ответственны за создавшееся положение политики, которые во главу угла поставили одну задачу: как можно быстрее разорвать отношения с Россией. Восстановить доверие между странами можно только сменой власти, и украинцы это сделают. Россия также должна проявить ответственность и думать не о том, как проводить по отношению к Украине старую политику, а о полной ее перезагрузке. Евросоюз, как мне кажется, заинтересован в стабильных отношениях Украины с Россией. Ведь, в конце концов, проблемы, которые возникают между Киевом и Москвой сказываются на Европе.
«Восточное партнерство» не предполагает безвизового перемещения граждан шести бывших республик СССР по странам Евросоюза»
- Не кажется ли вам, что, пока Россия не получит контроль над украинской газотранспортной системой, конфликты в газовых отношениях не прекратятся?
- Я считаю, что из нашей трубы нельзя делать какой-то фетиш. Нужно думать не только о том, каким образом бесперебойно получать газ, но и об увеличении его транзита. Однако позиция украинской власти приводит к тому, что в обход нашей страны появляются новые трубопроводы. Государство может, конечно, сохранить трубу в своей собственности, но что делать, если она окажется пустой?
- Анатолий Константинович, а как вы относитесь к программе ЕС «Восточное партнерство», которая по идее должна упрочить связи Евросоюза с Украиной, Белоруссией, Молдавией, Грузией, Арменией и Азербайджаном?
- Это довольно странный проект, в который нас просто назначили. Удивляет также перечень стран, которым предложили участвовать в партнерстве: разные страны с очень разными интересами. Любопытно, что на реализацию этого проекта Евросоюз до 2013 года планирует выделить 600 миллионов евро. На конференции в Берлине я сказал, что этой суммы хватит разве что на командировки европейским чиновникам, которые будут наблюдать, как продвигаются реформы в этих шести странах. Кроме того, я не совсем понимаю целей создания «Восточного партнерства». Ведь этот проект не предполагает ни членства в ЕС, ни безвизового перемещения граждан шести бывших республик СССР по странам Евросоюза. С другой стороны, от нас требуют соответствовать определенным экономическим критериям. Но ведь украинский рынок развивается не только в сторону ЕС! У нашей страны есть интересы и в других регионах мира, поэтому мы не можем принимать односторонние обязательства. К тому же Россия негативно восприняла создание «Восточного партнерства». Таким образом, появилась еще одна проблема в отношениях Украина — Россия — ЕС. Так почему мы должны участвовать в этой сомнительной и противоречивой инициативе? Я считаю, что Украина как крупное независимое государство должна самостоятельно сотрудничать с Евросоюзом, как Россия или Турция. Почему мы должны выстраивать свои отношения с ЕС вместе с Молдавией, Грузией, Арменией и другими странами, имеющими совершенно отличные от наших интересы и проблемы? Мне кажется, Евросоюз в этом плане должен пересмотреть свою политику. И думаю, что во время откровенной дискуссии в Берлине мы прояснили много вопросов не только для российской и немецкой сторон, но и для себя.
377Читайте нас у Facebook