В ближайшее время стоимость литра бензина А-95 увеличится на 40—50 копеек?
За прошедшие праздничные дни топливо подорожало на 10—20 копеек. Вчера средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 составляла 20 гривен 77 копеек, дизельного топлива — 20 гривен 45 копеек, а сжиженного газа — 8 гривен 70 копеек.
По мнению экспертов, основным фактором, влияющим на стоимость горючего, стало постепенное подорожание нефти на мировом рынке. Кроме того, на формирование цены топлива влияет такой фактор, как повышение тарифов на электроэнергию. Ведь сейчас почти все крупные сети имеют не заправочные станции, а автозаправочные комплексы с магазинами, системой подкачки шин, кафетериями… Для обслуживания помещений нужна электроэнергия, а она подорожала почти вдвое. Да и потребление вскоре вырастет, потому что с наступлением лета на АЗС будут активно пользоваться кондиционерами и холодильниками. Естественно, все расходы закладываются в конечную стоимость продаваемого продукта — горючего.
Еще одним фактором является снижение потребления нефтепродуктов. По официальной статистике, объемы реализации горючего упали абсолютно во всех регионах страны. В марте 2015 года сети автозаправочных станций в Украине продали 123 тысячи 500 тонн бензина, что на 40,7 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи дизельного топлива за этот же период сократились на 41,3 процента. И даже массовый переход автовладельцев на газ статистику не улучшил: реализация пропана за год снизилась на 0,7 процента, метана — на 28,2 процента.
— Продажи действительно сильно упали: если раньше украинцы заправлялись «литрами» и «баками», то теперь на определенную сумму — на 100—200 гривен, у кого сколько есть, — рассказал президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Это сильно влияет на рентабельность бизнеса, поэтому не исключено, что небольшие АЗС вскоре начнут закрываться. Из-за того что покупательная способность населения снизилась в разы, спрос на топливо продолжает падать. И небольшой бизнес с трудом выходит «в ноль», поскольку расходы трейдеров на организацию доставки и продажи горючего съедают практически всю прибыль.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию и дать прогноз на ближайшее время «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна.
— Сейчас происходит корректировка цен, но вряд ли она будет существенной. Дело в том, что за последнее время значительно подорожала нефть. Стоимость барреля на мировом рынке приближалась к 70 долларам. Но отечественные АЗС имели запас ранее завезенного топлива. Сегодня он исчерпался, и в Украину стало поступать горючее уже по более высокой цене.
Впрочем, нынешние розничные цены существенно ниже ожидаемых. Если проводить расчет по обычной методике, то стоимость литра бензина на заправках должна быть на одну-полторы гривни выше. Хотя на дизтопливо сейчас цены адекватные, рыночные. Дело в том, что до половины всего бензина, продаваемого на заправках, — это контрабанда и фальсификат. Себестоимость литра такого горючего гривен на 10 ниже, чем качественного, легального бензина. Поэтому продавцы реализуют фальсификат дешевле, хотя стараются держать цены только немного ниже рыночных.
Невысокой остается стоимость сжиженного газа. На некоторых заправках она даже сравнялась с себестоимостью и опустилась до 7 гривен 20 копеек за литр, что меньше официальных оптовых цен. Правда, минимальная цена сжиженного газа наблюдается в основном на так называемых «подзаборных» газовых заправках. Они работают нелегально, без документов, не уплачивая налоги. Водители жалуются, что на таких заправках всегда наливают сжиженного газа меньше, чем следует. Фактически это и позволяет владельцам АЗС получать прибыль. Например, не долив в бак 5 литров, они кладут в карман 35—40 гривен. А машин, работающих на газе, сейчас довольно много, и их количество постоянно увеличивается.
В ближайшее время горючее может незначительно подорожать. Но я не думаю, что стоимость литра бензина вырастет более чем на 50 копеек. Причем объемы контрабандного и фальсифицированного топлива продолжают увеличиваться, что, с одной стороны, сдерживает повышение цен на заправках, а с другой стороны, приводит к росту количества поломок двигателей автомобилей. Можно констатировать, что из-за отсутствия государственного контроля над работой АЗС и качеством продаваемого топлива страдают обычные водители.
431Читайте нас у Facebook