ПОИСК
Політика

Александр Кондрашов: «Мои дети, как и у большинства наших граждан, учатся в Украине. И мы хотим, чтобы им тут жилось не хуже, чем детям политиков в Европе»

9:00 26 червня 2015
Інф. «ФАКТІВ»
Руководитель совета Партии местного самоуправления считает свою политсилу единственной, способной сделать регионы сильными и самодостаточными

Двадцатого июня 2015 года Политическая партия местного самоуправления избрала руководителя совета. Им стал доктор наук по вопросам государственного управления, профессор кафедры Академии муниципального управления Александр Кондрашов. О том, какие программные принципы будет отстаивать партия в ходе грядущих выборов в местные органы власти и какая модель административно-государственного устройства заложена в партийной идеологии, Александр Кондрашов рассказал «ФАКТАМ» в эксклюзивном интервью.

Кондрашов Александр Николаевич

Автор трех научных монографий: «Промышленность в национальной инновационной системе Украины» (2005), «Промышленная политика в Украине: теория, методология, практика управления» (2008), «Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры» (2013). Член специализированного ученого совета, профессор кафедры государственного управления и местного самоуправления Академии муниципального управления, кандидат экономических наук, доктор наук по государственному управлению, заслуженный экономист Украины. Родился 12 августа 1974 года. До недавнего времени работал в системе Государственной фискальной службы Украины. Женат. Отец троих детей.

— Александр Николаевич, вы известны как ученый, автор научных монографий на тему местного самоуправления. Имеете многолетний практический опыт руководящей работы в Фискальной службе Украины. Почему решили идти в политику и чем вам близка Партия местного самоуправления?

— Я всегда был последовательным сторонником построения в Украине цивилизованной, европейской модели демократии, которая позволила бы вывести нашу страну в разряд экономически развитого, социально ориентированного правового государства, интегрированного в мировую систему общечеловеческих ценностей на условиях равноправного партнерства. И всегда был убежден в том, что фундамент такого государства должны заложить экономически сильные регионы с независимыми от тотального диктата центральной власти органами местного самоуправления.

РЕКЛАМА

За долгие годы детально изучил различные модели административно-государственного устройства, принципы взаимоотношений органов местного самоуправления с центральной властью в ведущих европейских государствах. Итоги своих научных исследований детально описал в монографии «Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры» (2013). Главный мой вывод такой: практически во всех развитых странах принципы демократии как способ осуществления политической власти реализуются исключительно через систему местного самоуправления.

К сожалению, нас сейчас опять вводят в заблуждение. Вместо задекларированной децентрализации власти и предоставления финансовых преференций, руководство страны пытается навязать региональным общинам жесткую тоталитарную схему.

РЕКЛАМА

Ознакомившись с предварительными наработками Конституционной комиссии, которая готовит изменения в Основной закон, я пришел к выводу, что без появления в большой политике мощной команды специалистов, имеющих опыт работы на местах и абсолютно иное чем у властей предержащих понимание таких слов, как «государственник» и «государственность», Украину ожидают еще более страшные испытания.

На мой взгляд, в деле развития территориальных общин все без исключения действующие во власти политические силы полностью себя дискредитировали в деле развития регионов. Стране нужна перезагрузка — как политическая, так и ментальная. В этой связи мне оказались очень близки программные цели и идеологические принципы достаточно молодой, но уже обратившей на себя внимание во многих регионах Украины Партии местного самоуправления. После проведенных консультаций я принял приглашение возглавить совет этой политической силы.

РЕКЛАМА

— Какие цели преследует Партия местного самоуправления и что она будет предлагать избирателям в ходе предстоящих выборов?

— Начну с того, что Партия местного самоуправления не является политической силой лидерского типа. И это очень важно! Люди устали от невыполненных обещаний партийных кумиров. Более того, некоторым персоналиям, купившим места в партийных списках, эти обещания не только неизвестны, но и чужды. К тому же, какую децентрализацию способна провести партия, структура которой предусматривает жесткий диктат в отношении региональных партийных организаций со стороны центрального аппарата и лидера? Тут уж «Как вы яхту назовете…»

Партия местного самоуправления — единственная в Украине политическая сила, которая объединяет специалистов-единомышленников на условиях равноправия. Эти люди имеют большой практический опыт работы в государственных и местных органах власти, сферах налогообложения и финансов, медицине, образовании, транспортной инфраструктуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной среде и так далее. Каждый из них известен многим людям. И каждый знает, какие проблемы необходимо решать на местах в первую очередь. В этом плане центральный аппарат партии предоставляет региональным ячейкам полную свободу действий. Нет стандартного подхода к решению проблем регионов. Единственное правило — консолидированная работа на достижение и реализацию общих идеологических задач. А именно: построение такой государственно-административной системы, при которой главенствующую функцию будет осуществлять местное самоуправление.

Членов нашей партии объединяет стремление провести эффективную и жизнеспособную реформу по децентрализации власти, сделать регионы сильными и самодостаточными. Под этим мы понимаем несколько принципиальных вещей: закрепление в Конституции статуса органов местного самоуправления как основы формирования государственной политики; создание двухпалатного парламента с наделением палаты региональных представителей правом ветирования законов, принимаемых палатой партийных представителей; ликвидацию института областных, районных и городских государственных администраций; создание исполкомов местных советов и наделение их самыми широкими полномочиями для самостоятельной административно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Мы считаем, что центральная власть не должна влиять через губернаторов на формирование местных бюджетов, а уж тем более — распоряжаться финансами. В местных бюджетах должны оставаться половина налога на прибыль предприятий, в полном объеме — поступления от налогообложения физических лиц, а также все местные налоги и сборы. Мы настаиваем на праве местных общин тратить заработанные деньги на первостепенные нужды, а не дожидаться подачек из Киева. Только тогда регионы получат мощный толчок к развитию. Только тогда на местах начнет образовываться благоприятный инвестиционный климат. Только тогда люди начнут чувствовать себя социально защищенными.

— Вы говорите о том, что подобная система распределения налоговых поступлений действует на территории развитых стран Европы?

— Именно! Но почему-то наши политики не хотят перенимать европейский опыт, хотя и декларируют приверженность европейским ценностям. Нет, они, конечно же, пользуются полным спектром этих ценностей, когда покупают в Европе дома, перевозят туда свои семьи, учат своих детей. Но как только возвращаются в Украину, сразу о них забывают. Почему? Вопрос риторический. А вот мои дети, как и большинства наших граждан, учатся в Украине. И каждый из нас хочет, чтобы они жили в своей стране не хуже, чем дети политиков живут в Европе.

Именно по этой причине я акцентирую на необходимости реальной, а не мнимой децентрализации. И в этом деле не стоит изобретать велосипед. Достаточно взять на вооружение европейский опыт и перестать лукавить, говоря о невозможности адаптации этого опыта к Украине.

Возьмите Великобританию, Францию, Данию. Более двух третей всех государственных функций в этих странах выполняются на коммунальном уровне. При этом три четверти всех административных работников служат именно в местных органах самоуправления.

Еще один пример — самый богатый город Германии Мюнхен. Так вот, этот город отдает федерации ровно 50 процентов налога на прибыль. В городском бюджете в полном объеме остаются поступления от налога на землю, местные налоги и сборы. В Украине же регионам остается лишь 10 процентов от прибыли, заработанной предприятиями. Скажите на милость, о каком развитии экономики регионов может идти речь?

— Что вам не нравится в той модели децентрализации, над которой сегодня работает Конституционная комиссия?

— Я изучил опубликованный проект конституционных изменений. Документ свидетельствует о том, что под вывеской децентрализации и предоставления регионам финансовой и административной независимости власть готовит кардинально противоположный сценарий. А именно: невиданную в истории независимости страны модель жесткой тотальной диктатуры, при которой органы местного самоуправления лишатся даже тех полномочий, которые имеют сегодня. Если проект подобной «децентрализации» будет реализован, местное самоуправление исчезнет де-факто.

Вот лишь некоторые из планирующихся новаций. Ликвидируя областные государственные администрации, «реформаторы» предлагают образовать институт государственных управляющих (по украински — урядникiв), которых будет назначать и увольнять исключительно президент.

Чем же будут заниматься гос­управляющие? Читаем проект изменений к статье 119 Конституции: «Осуществляет надзор над соответствием актов местного самоуправления Конституции и законам Украины»; «координирует деятельность территориальных органов исполнительной власти»; «направляет и организовывает деятельность территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного или военного положения».

При этом проект «децентрализации» предусматривает право президента на досрочный роспуск местных советов всех уровней (от областного до поселкового) и назначение временных государственных управляющих. Обратите внимание, согласно проекту решение о роспуске местных советов президент принимает по представлению государственного управляющего, после чего исполнительные органы этого упраздняемого совета переходят под полное управление временного госуправляющего. Смысл в следующем: «посаженный» на область «центральный государственный управляющий» становится, по сути, наместником — первой и последней инстанцией принятия любых решений в регионах.

Однако пиком «реформаторской» мысли «об усилении полномочий местных общин» является, на мой взгляд, предложение исключить из Конституции пункт о подотчетности президентских ставленников местным советам. В случае, если депутаты, не дай Бог, решат поиграть в демократию, совет… распускается. И вот уже в том или ином поселке, селе, городе, районе появляются госуправляющие, которые, в том числе, ответственны за организацию и проведение досрочных выборов в местный совет. Кто окажется в таком случае в числе победителей — вопрос риторический.

Наконец, в проекте конституционных изменений нет ни слова конкретики о перераспределении доходов государственного бюджета в пользу регионов. Таким образом, Украина рискует получить жесткую тоталитарную модель государственного управления с установлением монополярной политической системы. Вот вам и «децентрализация»!

— На какой результат вы рассчитываете в ходе осенних выборов? Можете озвучить свой личный прогноз?

— Под понятием «результат» я рассматриваю не сухие цифры и проценты. Партия молодая. В ходе этой избирательной кампании мы сделаем все, чтобы люди поняли: именно несостоятельные политические кумиры довели страну до полной разрухи, а украинцев — до тотального обнищания. Очередной приход к власти дискредитировавших себя политиков лишь усугубит ситуацию. Улучшить жизнь способны лишь те лидеры общественного мнения, которые живут рядом с людьми и работают во благо своего села, поселка, города, района, области.

Меня обнадеживает то, что граждане проявляют достаточно высокий интерес к Партии местного самоуправления, о чем, в частности, свидетельствуют последние опросы общественного мнения http://kievvlast.com.ua/. Ну, а какой результат мы получим в итоге, покажут выборы.

959

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів