Ночью накануне ивана купалы парубок, желавший объясниться в любви девушке, приносил ей срубленное деревце, украшенное красными лентами и цветами
Через два дня (в ночь с 6 на 7 июля) мы будем отмечать один из самых таинственных и загадочных народных праздников — Ивана Купалы. По церковному календарю, это рождество славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна.
Еще с языческих времен на Иванов праздник наши предки устраивали гуляния вокруг украшенной цветами, травами и лентами соломенной куклы — Купалы, или Марены. Кроме того, только купальской ночью можно было отыскать волшебный цветок папоротника, выяснить, откуда ждать суженого, а также очиститься от грехов, перепрыгнув через костер
Мальчишки звоном колокольчиков распугивали водяных и русалок
Так уже повелось, что встречать Ивана начинают с вечера 6 июля. Закончив домашние дела, люди собирались возле реки. По народным поверьям, в день рождения Иоанна Крестителя вода приобретала особую силу, как душа человека после крещения. Поэтому село, в котором не было водоема, считалось Богом обделенным: «Кров Божа сюди не тече»,- говорили в старину.
На берегу строили качели для детей и взрослых, а также устанавливали куклу, называемую Купалой, Марой или Мареной. К примеру, на Полтавщине Марену делали из соломы, наряжали в сорочку, привязывали разноцветные ленты. А на Волыни девушки срезали ветки (или молодые деревья) вербы, украшали их цветами, венками и лентами. В некоторых селах руки Марены обвивали венками.
Вокруг Купалы девчата водили хороводы и пели песни о любви и будущем браке. В это время парубки старались похитить ритуальное дерево и сломать его. Чтобы перехитрить молодых людей и уберечь Марену, девушки из колючих сорняков, терновника или крапивы изготавливали ее двойника.
В некоторых регионах Украины был такой обычай. Влюбленные парубки несли своим избранницам срубленные деревца — клен или вишню. В подтверждение своих чувств молодой человек украшал деревце красной тканью, лентами и цветами. Получив такой подарок, девушка надевала парню шапочку, сплетенную из травы, а он угощал любимую черешней.
Во многих селах Марену купали в реке, а потом с криком и смехом ломали на части, чтобы каждой девушке досталась веточка или пучок соломы. Ветки полагалось разложить на огороде, тогда лучше будут расти огурцы. На Галичине веточки от ритуального деревца закрепляли под крышей хаты, чтобы в доме всегда был достаток.
Мальчишки тем временем старались защитить село от нашествия нечистой силы. Для этого мастерили из сухих веток и пеньков «баранов», на рога которых цепляли колокольчики. На «баранчиков» мальчики усаживались и «катались верхом», распугивая звоном колокольчиков водяных и русалок. Считалось, что этой ночью всякая нечисть выходит из воды и старается навредить людям, а ребята прогоняют ее назад в реку.
Перед сбором приворотных трав полагалось строго поститься семь пятниц подряд
На праздник Ивана Купалы наши предки обязательно очищались огнем. Ночью парубки складывали у реки большие кучи хвороста, зажечь которые поручали самым пожилым жителям деревни.
Купальским кострам приписывалась магическая сила. Люди верили, что, прыгая через них, можно избавиться от сглаза, наговоров и бесплодия. Матери сжигали сорочки своих больных детей, надеясь, что после этого малыши получат исцеление. А парубкам и девчатам купальский костер помогал выяснить, поженятся ли они и долгим ли будет брак. Если молодые люди сумели, прыгая через огонь, не разомкнуть руки, то в будущем их ждали долгие и счастливые дни вместе. Перед тем как прыгнуть, парубок снимал с головы девушки венок и надевал себе, взамен отдавал любимой свою шапку. А после прыжка пара снова менялась головными уборами.
Очистившись огнем, молодежь отправлялась купаться, а семейные пары рассаживались на берегу и угощались жареной рыбой, варениками, голубцами и бубликами-свистунами. Все блюда были постными, ведь до окончания Петрова поста (12 июля) мяса и молочных продуктов есть не полагалось.
Праздник Ивана Купалы считался лучшим днем для заготовки трав и оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Закарпатье мужчины шли в лес, чтобы отломить от смереки верхушку — царя. С этой веткой глава семьи обходил пастбища, огороды, чтобы уберечь свое хозяйство от засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью — от ведьм, злых духов, молний.
Наши предки верили, что лекарственные травы, собранные с росой в ночь или на заре дня Ивана Купалы, самые целебные. Зелье это называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Так, чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежьим ушком — от нарывов, ромашкой и полынью — от болезней живота, а тысячелистником — для аппетита.
На Буковине, собирая травы в Иванов день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились с молитвой, а потом поворачивались на запад и приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала, нам на помiч давала!»
А девушки на рассвете отправлялись за приворотными травами. Перед этим полагалось строго поститься семь пятниц подряд, чтобы «тирлич-трава» послужила только во благо. Веточки прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!» Отваром мыли голову, чтобы «коса, як промiнь вiд сонця, закликала судженого та прив`язувала навiки». На Гуцульщине существовало поверье, что срывать иванки «на чары» нужно обнаженными: нарвешь в одежде — зелье не поможет.
Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж
С верой в чудодейственную силу природы связан также обычай купаться на рассвете Иванова дня в росе. Так, на Покутье женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, собранную влагу выкручивали в ведра и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав (»перевесло») и начинали плести венки.
На венках девицы гадали, когда замуж выйдут и с какой стороны сватов ждать. Ночью пускали венки с зажженными свечами на воду, а сами шли за ними по берегу. Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — еще «дiвуватиме», потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам. А еще следили за тем, к какому берегу венок пристанет, ведь оттуда и жених придет.
На Полтавщине существовал такой обычай. Суженый девушки старался перехватить ее пущенный на воду венок. Чтобы парубок ничего не перепутал, девушка вплетала в венок свои ленты и большой цветок — красный или белый.
Детишки свои венки в реку не опускали, а относили в огород и надевали на капусту, чтобы кочаны большие выросли. На Черниговщине мальчики и девочки в веночках прыгали через крапиву или чертополох.
А еще в ночь накануне Ивана Купалы старались раздобыть цветок папоротника, который, по поверьям, цветет в полночь лишь несколько секунд. Считалось, что добыть волшебный цветок можно только с помощью дьявола, который за свои услуги требует бессмертную христианскую душу. Но был способ справиться и без нечистой силы. К кусту папоротника смельчак отправлялся еще с вечера. Расстелив вокруг куста скатерть, на которой 12 раз был освящен пасхальный кулич, нужно было столько же раз начертить вокруг себя круг освященным ножом, окропить все святой водой и молиться. Легенда утверждает, что, если храбрец не испугается козней нечисти, черт не сможет войти к нему в круг. И когда папоротник расцветет, цветок сам упадет на скатерть. Ее нужно быстро свернуть, спрятать под рубашку и бежать, не оглядываясь.
РЫБНОЕ ЖАРКОЕ ПО-ЗАКАРПАТСКИ
Для приготовления понадобится: рыбное филе — 500 г; масло подсолнечное — 100 г; лук — 100 г; томатный соус — 50 г; рыбный бульон — 200 г; чеснок — 20 г; зелень — 20 г; соль, перец — по вкусу.
Рыбное филе посолить, нарезать ломтиками и поджарить в масле до золотистого цвета. Масло хорошо разогреть, добавить мелко нарезанный лук, красный молотый перец, томатный соус и пассеровать. Залить рыбным бульоном и довести до кипения.
Поджаренную рыбу уложить в керамический горшочек и залить бульоном. Затем заправить растертым с солью чесноком, посыпать зеленью, закрыть крышкой и поставить в духовку. Тушить жаркое до готовности.
На стол подавать в горшочке в горячем виде.
Читайте нас у Facebook