"В "янтарных" регионах люди жалуются, что им негде работать"
На днях премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил создать рабочую группу, которая проверит правомерность вырубки лесов в Черновицкой и Закарпатской областях. «Глава правительства дал соответствующее поручение в связи с появлением информации о незаконном использовании лесных ресурсов, массового вывоза древесины и непрозрачности ее использования в Карпатском регионе», — сказано в сообщении секретариата Кабмина.
Около двух месяцев назад председателем Государственного агентства лесных ресурсов Украины был назначен Александр Ковальчук. В интервью «ФАКТАМ» он рассказал о контрабанде, нелегальной добыче янтаря, а также о том, как сделать, чтобы украинский лес и в будущем оставался одним из главных достояний нашей страны.
«То, что происходит в украинском Полесье, даже добычей назвать нельзя — это варварское уничтожение богатства страны»
— В Украине крупнейшие в Европе залежи янтаря, — говорит Александр Ковальчук. — И было бы неверным, если бы государство отказалось от его добычи. Но то, что происходит в украинском Полесье, даже добычей назвать нельзя — это варварское уничтожение богатства нашей страны. И тут речь идет не только об одном янтаре.
*Одной из первых поездок Александра Ковальчука как руководителя Гослесагентства была в Житомирскую область, на госпредприятие «Олевское лесное хозяйство», пострадавшее от нелегальных добытчиков янтаря (фото пресс-службы Гослесагентства)
К примеру, на севере Житомирской области на территории более двухсот гектаров вместо леса, которому около ста лет, теперь остались только глинистые болота. Серьезно нарушена вся экологическая система. Ущерб исчисляется миллионами гривен. И чтобы воссоздать здесь лес, только на гектар необходимо потратить не одну сотню тысяч гривен. А на всю территорию нужны будут уже десятки миллионов. И это только для того, чтобы вырастить молодняк и высадить его.
А экологический ущерб и вовсе невозможно измерить никакими денежными знаками. Почвенный покров уничтожен полностью. Сейчас мы изучаем все возможные методы, включая мировой опыт, по восстановлению почвы. Однако, возможно, необходимы очень большие затраты, которых у нашего государства не найдется. Тогда эта территория превратится в непроходимые болота, разрушив всю экосистему Полесья…
К сожалению, сейчас нелегальная добыча янтаря в лесах Житомирской и Ровенской областей превратилась в налаженный бизнес с миллиардным оборотом. Наносить такой вред государству равносильно пособничеству врагу. Поэтому необходимо вести жесткую борьбу с незаконной добычей янтаря. Этот вопрос уже находится на особом контроле у руководства страны и лично у президента. А мы в свою очередь проведем служебное расследование внутри агентства и выясним, с чьего согласия столько лет происходило это преступление. Хотя за последние годы наши представители неоднократно обращались в местные органы власти и в правоохранительные структуры с информацией о незаконной добыче. Однако тогда дело с мертвой точки не сдвинулось.
— Как можно быстро и максимально эффективно пресечь этот «бизнес»?
— Разговаривая с местными жителями, не раз слышал, что людям негде работать, поэтому они вынуждены заниматься янтарным «бизнесом». Кто-то копает, кто-то возит, кто-то скупает, кто-то переправляет… Подобное я слышал в Донбассе, когда речь заходила о нелегальных угольных шахтах и контрабанде. И что мы получили в итоге? Полную криминализацию и беззаконие на отдельно взятых территориях. Так что речь идет не просто о янтаре или лесе, а о социально-политической ситуации в регионе, которая может накалиться до предела и тогда будет взрыв. На днях в Рокитнянском районе Ровенской области копатели янтаря штурмовали пограничный отряд, чтобы забрать конфискованную технику. Была стрельба, и двое человек получили ранения.
Нужно понимать, что добыча янтаря в таких объемах ориентирована исключительно на экспорт. А добытый незаконно он и вывозится соответственно. Важно перекрыть каналы контрабанды.
— То есть вопрос в работе правоохранительных органов.
— Разумеется. Ведь речь не только о контроле на границе. Контрабандный товар где-то добывался, куда-то перемещался, где-то фасовался. И только потом его нелегально переправляли через границу. Основная задача правоохранителей — узнать о незаконной деятельности и еще до границы пресечь ее.
Я хочу поблагодарить общественных активистов, которые предали широкой огласке вопиющие факты разграбления недр и уничтожения леса. В частности, благодаря фото- и видеоматериалам, сделанным житомирскими автомайдановцами, страна увидела, насколько критичны объемы разграбления достояния Украины.
Другой вопрос, что в нынешней ситуации нет полного доверия правоохранителям. Но уже начато радикальное реформирование силовых структур. А если будут решительные действия по наведению порядка — будет и доверие.
«Контрабанде древесины может воспрепятствовать электронный учет»
— Каким образом агентство может помочь в этой работе?
— Уверен, что контрабанде сможет воспрепятствовать электронный учет. Благодаря внесению информации со специальной бирки, закрепленной на дереве, в мобильный электронный терминал, по каждому стволу фиксируется кубатура, структура, участок, на котором древесина была заготовлена. Это дает возможность проследить ее движение к потребителю, начиная с того момента, как он выехал из леса.
Электронный учет позволяет уменьшить количество незаконных рубок, потому что эту древесину не удастся официально продать и тем более вывезти за пределы страны.
— Но эту систему внедрили еще два года назад, а о незаконных рубках и контрабанде говорят по сей день.
— После начала работы такого метода контроля лесники столкнулись с рядом проблем. И в первую очередь — с дороговизной оборудования, с помощью которого вносятся сведения. Стоимость одного такого аппарата с необходимым программным обеспечением достигает 30 тысяч гривен. Не у каждого лесного хозяйства есть на это средства. На одно хозяйство для обеспечения его нормальной работы в системе нужно в среднем 10—15 мобильных устройств.
У нас же есть регионы, в которых шесть лесхозов и лишь один такой терминал. Соответственно и процент маркировки минимальный. Это значит, что весь остальной заготовленный лес уходил на основании бумажных документов. А тут уже такое поле для коррупции…
Не хочу комментировать, почему мои предшественники заключили с иностранной фирмой договор о монопольной поставке такого дорогого оборудования. Меня как нового руководителя агентства куда больше интересовал другой вопрос: как исправить эту ситуацию? Созданному в структуре агентства госпредприятию «Лесохозяйственный инновационно-аналитический центр» удалось разработать свое программное обеспечение. Новая программа может быть установлена на обычный мобильный телефон на платформе Android. И теперь на те средства, которые раньше лесники тратили на один терминал, они смогут приобрести полтора десятка смартфонов и установить на них нашу программу. А ее мы предоставляем всем бесплатно.
При этом хочу отметить, что информация из этой отраслевой системы общедоступна. К примеру, предприниматель, который покупает партию древесины и хочет проверить ее легальность, может зайти на сайт «Лесохозяйственного инновационно-аналитического центра» ulk.gov.ua и в разделе «проверка древесины», ввести данные с бирки, закрепленной на стволе, и получить исчерпывающую информацию. То же могут сделать общественные активисты или, к примеру, сотрудник автоинспекции, остановивший лесовоз на трассе.
Кроме того, мы разрабатываем единый реестр выданных сертификатов о происхождении лесоматериалов и изготовленных из них пиломатериалов для экспортных операций. Это позволит осуществлять контроль по недопущению экспорта леса «неизвестного происхождения». Так как эта информация имеет определенную коммерческую тайну, то она будет передаваться по закрытым электронным каналам в таможенную службу. Таким образом можно будет полностью избежать бумажных сертификатов. Теперь слово за таможней. Необходимо, чтобы эту информацию от нас они хотели получать…
«В Украине никаких ведомственных и тем более частных лесов быть не должно»
— Сейчас Закарпатье у всех на слуху и в первую очередь из-за контрабанды в этом регионе, в том числе и леса, который массово вырубается.
— Руководитель Закарпатского облуправления уже уволен. По инициативе агентства Кабинет министров Украины создает рабочие группы не только по Закарпатской области, но и по Черновицкой, к которой тоже есть много вопросов.
Не надо забывать, что в Закарпатье находится большой железнодорожный узел, через который проходит транзитом лес не только из этой области, но и из других регионов. Чтобы минимизировать риски контрабанды, мы работаем над усовершенствованием и внедрением электронного учета и реестра сертификатов, которые максимально снизят возможность незаконной рубки леса.
С другой стороны, к нам поступает много жалоб о том, что в том или ином регионе происходит незаконная вырубка. Но когда мы начинаем разбираться, то в большинстве случаев выясняется, что это леса, которые неподотчетны агентству. Из общего объема лесных массивов почти треть находится на балансе различных министерств, ведомств и местных советов. Проконтролировать, что там происходит, мы не можем. Внедрять нашу систему учета они не хотят.
Лесные угодья — это национальное достояние, которое должно принадлежать народу. Это значит, что в Украине никаких ведомственных и тем более частных лесов быть не должно. Процесс выращивания и сохранения полноценного леса занимает свыше сотни лет, а в такой длительный период может вкладывать средства только государство.
2209Читайте нас у Facebook