«я нырнул, достал аквалангиста, а он уже синий — вода попала в легочные пути. Сердце остановилось»
«ФАКТЫ» не раз рассказывали о том, как благодаря счастливому стечению обстоятельств люди оставались живы-здоровы в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Но 31-летнему одесситу Леониду Бандюку повезло просто удивительно! Похоже, ангел-хранитель не оставляет его ни на секунду и, если надо, буквально передает из рук в руки именно тем людям, которые точно помогут
«Он пролежал под водой без сознания около десяти минут точно»
С сотрудником одного из одесских банков Леонидом Бандюком и его другом Александром Миловановым я встретилась в палате терапевтического отделения Черноморской районной больницы, куда «живого утопленника» — так шутя теперь называют одессита и эмчеэсовцы, и медперсонал — перевели после реанимации, в которой Леонид пролежал трое суток.
- Пока я помню только то, как собирался дома, за день до отъезда сюда, на Тарханкут, — признается парень. — Даже не помню, как мы ехали в Крым.
В ходе разговора понимаю, что молодой человек еще действительно не осознает, что фактически второй раз родился на свет. Зато его друг Александр не может спокойно вспоминать злополучный день 2 июля.
- У нас было вечернее погружение, Леня шел под водой, я рядом, — рассказывает Саша. — Потом я поднялся наверх — уточнить, в каком направлении надо двигаться к нашему лагерю. Когда мы подошли ближе к берегу, до поверхности оставалось метра два, и Леня тоже начал подниматься. Ему надо было всего три секунды, не более, — это не то время, за которое переживают, поэтому я спокойно пошел к берегу. Но стоявший на берегу приятель неожиданно крикнул: «Там твой напарник вынырнул из воды, что-то невнятное сказал и исчез». Я удивился, но вернулся. Подплыл к тому месту, где оставил Леньку и увидел, что он лежит на дне.
- Счастливое совпадение спасло Леониду жизнь, — уверен заместитель начальника Черноморского районного отделения милиции Сергей Марцев. — 2 июля наши спасатели прочесывали район мыса Прибойный, где 27 июня пропал дайвер из Харькова. Одна группа во главе с Юрием Литовченко готовилась к погружению в районе мыса Атлеш. И ребята случайно увидели, что человек в акваланге метрах в ста от берега (это был Александр. — Авт. ) подает знаки о помощи.
Встретиться с водолазом-инструктором международного класса Юрием Литовченко, к сожалению, не удалось, он был за пределами Крыма. Но по телефону этот опытнейший профессионал — в чем Лене тоже крупно повезло! — рассказал о случившемся.
- Да, паренек счастливчик, ведь он пролежал под водой без сознания около десяти минут точно, — подтверждает Юрий. — Мне не впервые спасать людей, но этот случай особый. В тот день моя группа должна была погрузиться в районе Малого Атлеша и продолжать поиски пропавшего харьковского дайвера. Во время инструктажа глянул на море, а там какой-то парень в акваланге всплыл и машет руками так, что я понимаю: ситуация критическая! Прыгнул в воду, подплыл к нему, он говорит: нужен воздух. И показывает — внизу лежит аквалангист. Плыву на берег, надеваю снаряжение и обратно к утонувшему. Рядом плыл какой-то дедушка на лодке, крикнул ему, чтобы следовал за мной.
Нырнул, достал парня, а он уже синий, вода попала в легочные пути, сердце остановилось, а в руках зажат манометр, на котором стрелка стоит на нуле. Воздух закончился! Подняли парня на дедушкину лодку. Плыть до берега — терять драгоценное время. Из опыта знаю: порой доли секунды решают все (врачи потом подтвердили, что от неминуемой гибели головного мозга Леонида отделяли каких-то пару минут. — Авт. ). Добрался до ближайшей скалы, положил парня на уступ, ножом разрезал гидрокостюм, еще и себе пропорол руку, потом только заметил, и начал делать сердечно-легочную реанимацию.
«Есть признаки, по которым определяешь, можно спасти человека или нет»
- Желающих помочь не было?
- Честно говоря, были крики и бестолковые советы типа: дай ему понюхать нашатырь, — вспоминает Юрий Литовченко. — Какой нашатырь, если у него сердце остановилось, человека нет на этом свете, он уже там! Минут 50 реанимировал его, и лишь потом у парня появился пульс, начала проходить синюшность, запустилось сердце, но дыхания еще не было. Поэтому продолжал делать искусственное дыхание. Пошли рвотные массы — значит, начался обмен веществ в организме, потом появились хрипы, человек самостоятельно задышал и появилось, как мы говорим, далекое сознание. Я посветил ему в зрачки фонариком — была еле заметная реакция.
- Почти час вы его откачивали — были уверены, что он выкарабкается?
- Есть признаки, по которым определяешь, можно спасти человека или нет. Парню очень повезло, честно говоря, боялся, что после нарушения жизнедеятельности мозга он останется овощем, будет лютики-цветочки собирать, а хлопец, слава Богу Звонил, благодарил, говорил, что скоро свадьба у него. Пусть будет счастлив! И без основательной подготовки в море теперь уже не полезет, оно ведь халатности не прощает.
- Когда Юра реанимировал Леню, все, кто был тогда на берегу, сбежались и кричали: «Леня, возвращайся!» — говорит Саша дрожащим голосом, в глазах его появились слезы.
Леонид во время разговора то и дело прикладывал ладонь к груди.
- Молодец Юра, хорошо меня размял, — улыбается парень. — Рассказывали, что, когда утонувшего человека откачивают, даже ребра ломаются. У меня вроде целы.
- Как только у Леонида появились признаки жизни, Юра позвонил мне на мобильный и сказал, чтобы немедленно вызывали «скорую», так как высота берега большая и сами они Леонида поднять не смогут, — вспоминает Сергей Марцев.
Аквалангисту из Одессы повезло еще и в том, что координировал работу водолазов-спасателей в тот день именно Сергей, который как раз находился недалеко от места ЧП. Прикинув, что от Черноморского 32 километра — скорая помощь по проселочной дороге быстро не доедет, позвонил в дайв-клуб «Амфора» и попросил его руководителя Владимира Савченко выслать за Леней катер.
- Если бы мы ждали «скорую», потеряли бы минимум полчаса, а то и больше. Но и тут парню крепко повезло, — продолжает Сергей Марцев. — Когда Леонида на катере доставили на наш спасательный пост № 31 на так называемом Одесском стане, оказалось, что там среди отдыхающих был врач-реаниматолог. Он сделал Леониду стимулирующие уколы, мы уложили парня в легковую машину Владимира Савченко и помчались в Черноморскую больницу.
Хронологию событий после чуть было не ставшего для него фатальным погружения с аквалангом Леонид Бандюк слушал с широко раскрытыми глазами. Похоже, он до конца не верил, что это происходило именно с ним, и явно пытался что-то вспомнить.
- Парень, конечно, родился в рубашке, — подтверждает заведующая терапевтическим отделением Черноморской райбольницы Татьяна Музыка. — На всех этапах ему была вовремя оказана профессиональная помощь. Реаниматологи у нас опытные. Сейчас состояние пациента стабильное. Проводим соответствующее лечение, у него ко всему прочему еще и аспирационная пневмония — как результат утопления в морской воде.
- Память к нему вернется?
- У Лени — классическая ретроградная амнезия, — объясняет Татьяна Яковлевна. — Пройдет время, и все восстановится. Конечно, парню необходимо будет продолжить лечение и наблюдаться у невролога и пульмонолога.
«Подводный мир — это красиво, но там тоже есть правила безопасности, которые нужно соблюдать»
- Леня, родные знают, что с вами произошло?
- Бабушка знает только то, что у Леньки сердце схватило, — отвечает за друга Александр. — Те три дня, когда он был без сознания, бабушке я звонил и говорил: «Почему вы не снимаете трубку, Ленька не может к вам дозвониться». Ей за 80 лет. Мамы и папы у Лени нет. Зачем бабушку волновать? Мы уже вчера на воздухе гуляли и сегодня пойдем вечером по городу. И еще, пожалуйста, напишите, что больница здесь, в Черноморском, очень хорошая, я таких не встречал, лечащий персонал просто великолепный. И девчонки красивые такие! — в один голос заявляют Александр и Леня.
- Значит, человек идет на поправку, возвращается в этот мир, если уже о девчонках говорит, — констатировал Сергей Марцев.
- В тот злополучный день не было никакого предчувствия беды?
- Только приятные ожидания, — признаются Александр с Леонидом. — Мы с плохими мыслями в воду не заходим. А вообще-то, препятствия были: по дороге в Крым колесо в машине вместе с полуосью оборвалось на ходу, мы обратились к местным мастерам, все отремонтировали и поехали дальше.
- Я тоже мечтал заняться дайвингом, пока не столкнулся с такими случаями, — говорит Сергей Марцев. — Это хорошо, что Леня сидит рядом с нами живой, а я в 70 процентах случаев имел дело совсем с другим. Сейчас меня в воду с аквалангом не затащишь. Знаю: даже если ты будешь делать все правильно, не факт, что все закончится благополучно. Тем более что море на Тарханкуте коварное и непредсказуемое.
- Одним словом, Леня, вас и на суше, и на море оберегает очень сильный ангел-хранитель?
- Случившееся стало для меня уроком, — соглашается Леонид. — Надеюсь, что последним. Дайверского опыта у меня действительно мало. Теперь понимаю, что это как с автомобилем: вначале надо научиться водить, а потом садиться за руль. Обязательно напишите, чтобы другие не повторили моей ошибки. Подводный мир — это красиво, но там тоже есть правила безопасности, которые нужно соблюдать.
- Харьковский дайвер, которого мы сейчас ищем — профессионал международного уровня, у него очень хорошее снаряжение, которому можно лишь позавидовать, — добавляет Сергей Марцев. — Но он посчитал, что сильнее моря, пошел один, оставив на берегу жену с ребенком и друга. По сей день человека не нашли, море оказалось сильнее. Тарханкут не случайно называют меккой дайверов, красиво под водой, она там очень чистая. Поэтому именно на Тарханкуте сделали подводный музей — установили на дне памятники вождям прошлых лет. В тех местах снимали много художественных фильмов: «Человек и дельфин», «Тачанка с юга», «Пираты XX века».
Тарханкутский полуостров еще и очень коварное место — течения в этом районе непредсказуемы. В прошлом году в феврале здесь пропал киевлянин, мы 30 дней искали парня вместе с пограничниками и водолазами, но увы
765Читайте нас у Facebook