ПОИСК

«после инсульта, случившегося у ангелины во время беременности пять лет назад, нейрохирурги настаивали на удалении плода вместе с маткой, но мы сохранили ей возможность стать мамой в будущем»

0:00 24 липня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
И вот на днях Ангелина родила сына. Главный врач столичного роддома № 5 Михаил Макаренко, оперировавший женщину после инсульта, сделал ей кесарево сечение

- Я навсегда запомнил, как Ангелина кричала в палате Александровской больницы (бывшей Октябрьской), куда меня с моим заместителем Дмитрием Говсеевым пригласили нейрохирурги: «Не трогайте моего ребенка! Я не дам вам сделать мне аборт. Уезжайте!» — говорит главный врач столичного роддома № 5 Михаил Макаренко.  — Но на следующий день нам все же пришлось прооперировать эту пациентку. Согласие на вмешательство дали родные. Ведь из-за кровоизлияния в мозг, случившегося в результате инсульта, Ангелина не понимала всю серьезность ситуации. Как выяснилось позже, она даже не помнит те несколько недель, которые провела в больнице.

- Да, месяц из моей памяти просто выпал, — рассказывает 33-летняя киевлянка Ангелина.  — Я была на шестом месяце беременности, ребенок уже бился, живот был большим. В тот день, когда все произошло, я, как обычно, сделала зарядку, а перед сном позанималась йогой. Как мне рассказывали, проснулась ночью от сильной головной боли. Причем еще и не видела ничего. Первая мысль: что-то с ребенком. Но в дежурном роддоме определили, что мне нужна помощь нейрохирургов. В Александровской больнице сразу поставили диагноз: геморрагический инсульт, то есть разорвался сосуд, произошло кровоизлияние. Чтобы удалить огромную гематому, которая давила на мозг, мне сделали трепанацию черепа в затылочной части.

- После нейрохирургической операции у Ангелины открылось сильнейшее маточное кровотечение, — добавляет Михаил Макаренко, который тогда занимал должность главного акушера-гинеколога Киева.  — Нам объяснили: если Ангелина не будет терять кровь, есть шанс ее спасти. Но для этого нужно было полностью удалить матку, и после такой радикальной операции Ангелина никогда не смогла бы стать мамой. Мы решили убрать только плод, затем нашли место кровотечения и остановили его. Понимали, что идем на риск: если бы кровотечение началось вновь, женщина погибла бы. К счастью, оно не возобновилось.

Несколько месяцев назад Ангелина зашла в кабинет Михаила Макаренко со словами: «Я жду ребенка. Поможете ему появиться на свет?» 14 июля у этой необычной пациентки родился долгожданный сын.

РЕКЛАМА

«У меня началась депрессия. Думала даже о самоубийстве»

- Знаю, что вынашивала девочку, — звенящим от слез голосом произносит Ангелина.  — Плод был слишком незрелым, поэтому не выжил. Все случившееся не прошло для меня бесследно. Я практически перестала спать, как лунатик бродила по квартире. Воспринимала все слишком эмоционально. Осознав, что не могу самостоятельно справиться, попросила вызвать психотерапевта. Он научил меня контролировать свои действия. Но это привело к тому, что у меня началась депрессия. Признаться, даже думала о самоубийстве. Три месяца словно выпали из жизни. Затем я заставила себя вернуться к спорту.

Ангелина много лет профессионально занималась айкидо. И хотя уже не тренируется регулярно, все же находит время делать полуторачасовой комплекс упражнений.

РЕКЛАМА

- Тело нужно содержать в порядке, — продолжает женщина.  — А у меня после выписки из больницы мышцы не работали, вот я и начала их восстанавливать. Известно, что во время занятий спортом выделяются гормоны радости. Думаю, именно благодаря этому депрессия и отступила. Кроме того, я вновь вернулась к вере. Мои родители верующие люди, но в подростковом возрасте я решила, что лучше знаю, как мне жить, и отошла от религии. После выписки из больницы поняла, что инсульт и потеря ребенка — испытание свыше. Кроме того, из-за плохих отношений с гражданским мужем все шесть месяцев беременности я ужасно нервничала. После случившегося мы расстались.

- Инсульт, как правило, оставляет после себя какие-то осложнения…

РЕКЛАМА

- У меня значительно ухудшилось зрение, но со временем оно почти полностью восстановилось, — отвечает Ангелина.  — А еще пропали месячные. Нейрохирург посоветовал поехать к оперировавшим меня гинекологам. Михаил Макаренко и Дмитрий Говсеев тут же провели обследование. Вроде бы все было нормально. Решили, что из поврежденного мозга не поступает сигнал. Предложили гормональное лечение, но я от него отказалась. Вместо этого чистила организм, прошла курс лечебного голодания. Знакомые пасечники посоветовали мне принимать трутневое молочко, которое не только укрепляет иммунитет, но и регулирует гормональную систему. И вскоре у меня восстановился менструальный цикл.

- Это нарушение наверняка было связано с перенесенным инсультом, — объясняет Михаил Макаренко.  — После сложной операции на головном мозге долго сохраняется отек, из-за чего некоторые сигналы блокируются. Со временем проводимость восстановилась. Безусловно, этому способствовало то, что женщина занялась спортом, правильно питалась, вела здоровый образ жизни.

На свою операцию кесарева сечения Ангелина… опоздала

… Год назад Ангелина вышла замуж. Причем свадьбу совместили с днем рождения невесты — 13 июля.

- Во время УЗИ доктор сказал мне, что ребенок должен появиться на свет приблизительно 13 июля — такое вот совпадение, — улыбается Ангелина.  — Но мы с Дмитрием Говсеевым решили, что у каждого в семье должен быть свой праздник, поэтому кесарево сечение мне назначили на 14 июля.

- После перенесенного инсульта Ангелина не может рожать естественным путем, — говорит заместитель главного врача столичного роддома № 5 Дмитрий Говсеев.  — Во время схваток значительно повышается кровяное давление. Мы не могли допустить, чтобы спровоцировать у пациентки еще одно кровоизлияние в мозг. Хотя Ангелина убеждала и доказывала, что может рожать самостоятельно, мы все же не позволили ей это делать.

- Да, я действительно не хотела, чтобы ребенок появился на свет с помощью кесарева сечения, — добавляет Ангелина.  — Обошла все роддома Киева, даже ездила в Житомир. Но все акушеры-гинекологи, услышав, что я перенесла инсульт, были категоричны: «Только кесарево! Причем лучше, чтобы эту операцию вам сделал Михаил Макаренко». Понимаете, я хочу и буду рожать столько детей, сколько Бог даст. После операции кесарева сечения как минимум три года нельзя беременеть. Именно столько времени нужно матке для восстановления, ведь на ней остается рубец. Значит, необходимо предохраняться, а это по религиозным канонам — грех. Не хотелось бы нарушать Божьи законы после того, как Всевышний подарил мне жизнь во второй раз. Безусловно, лучшее предохранение — воздержание. Но, согласитесь, через год после свадьбы это слишком… Думаю, мы с мужем найдем решение этой проблемы.

Несмотря на то, что Ангелину положили в роддом за неделю до предполагаемой даты операции, она умудрилась… опоздать на кесарево сечение!

- Какой же переполох я тут устроила! — говорит Ангелина.  — Накануне операции попросила отпустить меня домой. Все же у меня был день рождения, хотелось его отметить с родными. А 14 июля рано утром мы с мужем поехали в Киево-Печерскую лавру, потому что это — день святой Ангелины, в честь которой меня назвали. Кроме того, признаюсь, очень боялась операции, поэтому хотелось перед ней помолиться. В общем, опоздали мы в роддом. Приехали не утром, а днем. Как же меня отругали! Вместо десяти часов утра кесарево сечение мне сделали вечером.

Операцию проводили под местным обезболиванием: женщина не чувствовала нижнюю часть тела.

- Михаил Васильевич, войдя в операционную, перекрестился сам, перекрестил меня и уже через пятнадцать минут положил мне на грудь сынульку, — улыбается мама.  — У него такой сосредоточенный взгляд, что, кажется, он знает об этой жизни больше, чем мы все. Малыша назвали Дамианом. В день его появления на свет поминают святых братьев целителей-бессребренников Косму и Дамиана.

- Для нас всех удивительно, что Ангелина не только восстановилась после тяжелого инсульта, сложных операций, но и решилась забеременеть, — говорит Михаил Макаренко.  — Женщина, пережившая потерю первенца, может вовсе не хотеть детей. Ангелина же пообещала, что придет к нам еще не раз. Мы со своей стороны готовы помогать появляться на свет всем ее детям.

Во время нашего разговора доктор несколько раз повторил фразу: «Как же мы рисковали пять лет назад, не удаляя матку!» Этот риск оказался оправданным в полный мере.

- Нейрохирурги были настроены решительно, — продолжает Михаил Макаренко.  — Но мы надеялись, что Ангелина выживет и у нее будет шанс стать мамой. Я понимаю коллег: проще, конечно, сделать радикальную операцию. Но как бы сейчас жила женщина? Анализируя ту ситуацию, могу сказать, что в нынешних условиях при новейшем оборудовании мы, возможно, могли бы спасти и жизнь ребенка. Пять лет назад малыши, рожденные на 27 неделе весом менее килограмма, в нашей стране считались неперспективными. Но в украинской медицине произошли изменения. Современная аппаратура позволяет выхаживать даже крохотных детей, весящих меньше килограмма. Когда нас вызывают коллеги к беременным пациенткам, пострадавшим в ДТП или получившим тяжелые травмы, самым сложным в такой ситуации остается выбор, кого спасать — маму или ребенка. В Украине приоритетной считается жизнь и здоровье женщины. А в США, например, в первую очередь спасают ребенка. Как правильно? На этот вопрос нет ответа. Лучший вариант: чтобы беременные женщины не болели, не попадали в страшные катастрофы и рожали здоровых детей. Поэтому ребенок Ангелины, стоявшей на грани жизни и смерти, — настоящее чудо.

5153

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів