Происшествия Технология обмана

В Киеве появился новый вид мошенничества, связанный с ремонтом мобильных телефонов

0:15 31 октября 2015   4992
телефонное мошенничество
Михаил СЕРГУШЕВ, «ФАКТЫ»

Сдав в починку свой мобильный телефон, вы рискуете больше его никогда не увидеть

Недавно в Киеве появился новый вид мошенничества, на этот раз связанный с ремонтом мобильных телефонов. Сдав свой смартфон в мастерскую, вы рискуете больше никогда его не увидеть. Так, ловкачи, которые открыли точку по ремонту сотовых телефонов на одном из рынков в районе столичного метро «Академгородок», специализировались исключительно на дорогих аппаратах. Об этом «ФАКТАМ» рассказал наш читатель, житель Киевской области Евгений Бабич, который и сам стал жертвой аферистов. Правда, Евгению удалось вернуть свой телефон. Но только благодаря собственному расследованию и удачному стечению обстоятельств. Как выяснилось, ремонтировать его смартфон на самом деле никто не собирался.

— Никогда не думал, что меня так просто развести на ровном месте, — говорит 30-летний предприниматель Евгений Бабич. — У меня свой бизнес, но сейчас такое время, что на всем пытаешься экономить. Если какую-то вещь можно починить, сдаю ее в ремонт, а не покупаю новую. Так было и на этот раз. На моем смартфоне треснул экран, я решил его отремонтировать. На рынке возле метро «Академгородок» увидел в торговом ряду палатку с яркой рекламой: «Ремонт мобилок. Дешево! Качественно!» Приемщик, едва взглянув на мой аппарат, пообещал, что в течение недели смартфон починят. «Почему так долго?» — удивился я. «Запчастей сейчас нет, — ответил тот. — Но их могут привезти в любой момент. Так что есть шанс, что вы сможете забрать свой телефон и раньше».

Я оставил в палатке смартфон и тысячу гривен за замену экрана, узнал номер телефона приемщика и получил что-то вроде квитанции, написанной от руки на обрывке тетрадного листка. Через пару дней позвонил узнать, как продвигается ремонт моего смартфона. Приемщик ответил, что он будет готов к ближайшему воскресенью. Когда же я в выходной заехал на рынок, то увидел, что палатка, куда сдавал смартфон, закрыта, вывески нет.

Решил подойти к директору рынка — уж он-то должен знать, кто у него арендует торговые места. «Ремонт телефонов не закрывался, — ответили мне в администрации рынка. — Парень, который арендовал палатку, заплатил две с половиной тысячи гривен за месяц, а проработал здесь всего пару недель. Возможно, он просто отошел куда-то. Волноваться не стоит».

Но ни через день, ни через два палатка так и не открылась. Телефон приемщика не отвечал. Что мне оставалось делать? Смартфон дорогой, стоил более семи тысяч гривен. И я снова отправился к директору рынка. Объяснил ситуацию, сфотографировал паспортные данные владельца пункта по ремонту телефонов, другие документы, и пошел в милицию. В Святошинском райотделе мое заявление приняли, но предупредили, что, возможно, злоумышленник оформлял аренду по поддельным документам, в таком случае его нелегко будет найти. И действительно: уголовное производство открыто, а злоумышленник до сих пор не обнаружен. Палатка по ремонту телефонов так больше и не открылась.

Возможно, я бы смирился с потерей, если бы случайно на том же рынке не наткнулся на приемщика, которому сдавал в ремонт мобилку. Увидев меня, парень испугался. Я отвел его в сторону и потребовал объяснений.

«Я тут вообще ни при чем! — оправдывался приемщик. — Меня наняли на работу, и все. Все организовал директор фирмы. Именно ему я сдавал мобилки, которые приносили в ремонт. Сам я в них не разбираюсь. Мое дело было принимать телефоны, выдавать квитанции и отвечать на звонки клиентов.

Директор сказал, что мы берем только дорогие телефоны: мол, у фирмы такая фишка — ремонт элитных смартфонов. Так что всем, кто приносит дешевые аппараты, под разными предлогами нужно отказывать… Я тогда еще подумал, почему бы хозяину не открыть салон по ремонту где-нибудь в центре? Но не стал задавать вопросов: мне нужна была работа. Зарплату пообещали три с половиной тысячи гривен.

За два дня до того, как директор закрыл палатку, я заподозрил неладное. Мы работали почти две недели, телефонов накопилось около сотни, но ни один из ремонта так и не вернулся. Директор фирмы приходил раз в три дня и забирал аппараты, правда не все, а выборочно. Однажды я приехал на работу, а палатка закрыта, все вывески сняты. Позвонил хозяину. Он заявил, что фирма больше не работает. „А как же зарплата?“ — удивился я. Директор просто положил трубку. На мои звонки он больше не отвечал.

А мне продолжали звонить клиенты, у которых я принял в ремонт мобилки. Телефон буквально разрывался. Стало понятно, что директор всех обманул. Потом я расспросил людей, которые тоже работали на рынке, что они знают о моем бывшем хозяине. Тогда-то один из моих знакомых, который ремонтирует часы, сказал: мол, слышал, что директор твоей фирмы теперь принимает в ремонт мобилки в другом месте. Как-то по пьянке часовщик разговорился с моим бывшим хозяином и тот признался, что скоро закроет точку на „Академгородке“ и переедет. Мол, набрал достаточно мобилок, теперь немного „подлатает“ их, чтобы не сломались в первый же день, и сдаст на радиорынок».

У приемщика оказался запасной ключ от палатки. Он знал, что там оставались еще какие-то телефоны, и сказал, что я могу забрать любой из них. В палатке действительно лежало около десятка неисправных смартфонов. К моей радости, в ящике стола я увидел и свой, по-прежнему с разбитым экраном.

Кстати, приемщик сказал, что перед закрытием палатки в столе было около трех десятков телефонов, каждый из которых стоил не меньше трех тысяч гривен. Так что, заплатив за аренду места на рынке две с половиной тысячи гривен, директор обогатился на гораздо большую сумму. Особенно если еще учесть, что за ремонт брали деньги вперед.

«ФАКТЫ» обратились к сотруднику одного из столичных предприятий по ремонту бытовой техники Николаю Евсееву с просьбой прокомментировать ситуацию, в которой оказался наш читатель, и дать советы, как обезопасить себя от мошенничества.

— Никогда не платите деньги вперед, — говорит специалист. — Вы ведь оставляете в залог свое имущество — тот самый телефон, который сдаете в ремонт. Кроме того, квитанция не должна быть написана на клочке бумаги. Взяв такой «документ», вы можете надеяться лишь на порядочность приемщика.

Не вызывает доверия и точка по ремонту мобильных телефонов, расположенная на рынке рядом с прилавками, на которых продаются джинсы или колбаса. Если вы все же решились сдать какую-либо технику приемщику на рынке, нужно спросить у продавцов, как долго на этом месте находится точка по ремонту и хорошо ли они знают человека, который там работает. Вас должно насторожить, если телефоны здесь принимают, скажем, всего неделю.

Лучше всего обращаться в мас­терские, которые располагаются в зданиях или, как минимум, в киосках и работают там длительное время. Особенно если речь идет о ремонте дорогих смартфонов. Кроме приемщика, в пункте должен находиться мастер, который непосредственно осуществляет ремонт. Ведь по закону телефон обязаны починить в вашем присутствии. В противном случае нужно подписать специальное соглашение с мастерской о долгосрочном ремонте.

В столичной милиции «ФАКТАМ» подтвердили, что после обращения нашего читателя было открыто уголовное производство по статье «Мошенничество». Однако выйти на след злоумышленника пока не удалось, ведь он арендовал палатку по поддельным документам.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»

Читайте также
Новости партнеров

— Д-а-а-а... — сказала бабка, pассматривая женские трусики стринги на вещевом рынке. — Случись что — и опозориться некуда!