«пока я бежала, чтобы спрятать бычка от бури, он на моих глазах Взлетел метров на пятьвверх и улетел вместе(! ) с абрикосовым деревом, к которому был привязан»
Маленькое степное село Малая Александровка может в эти дни служить живой декорацией для какого-нибудь фильма о военном лихолетье: хаты стоят сплошь без крыш, деревья повалены, женщины, прижимая детей, голосят.
- Ничего не предвещало беды, — разводит руками сельский голова Леонид Гезь. — К вечеру зной немного спал, люди управлялись по хозяйству. Все как всегда. Огромная туча появилась внезапно: небо в одну минуту почернело — в половине восьмого вечера стало темно, будто ночью.
«Муж с поля видел, как страшная туча грибом встала над нашим селом»
- В нашем саду к абрикосовому дереву был привязан бычок, — рассказывает сельчанка Наталья Кугитко. — Это его привычное место, всегда там стоит. Когда налетел ветер, я выбежала, чтобы отвести скотину в хлев. Добегаю до бани, а на моих глазах баня улетает! Как вдруг бычок взлетел метров на пять вверх и улетел вместе с абрикосом. Дерево старое, ему уже лет двадцать. Раз — и ни бычка, ни дерева. Там рядом еще три яблоньки росли, так их тоже подняло ветром и понесло. Чувствую, что и меня сейчас поднимет, закружит в воздухе. Скорее обратно в дом! И тут вижу: с соседней хаты, где живет мой брат, сносит крышу. Что же это творится, Господи?! Так стало страшно! Муж в тот день был на работе, возил с поля пшеницу на зерноток. Звоню ему по мобильному, но никак не дозвонюсь. Минут через десять он сам перезванивает. Мне, говорит, отсюда видно, что страшная туча грибом встала над нашим селом: у вас там хоть все в порядке? Я в слезы: теленок улетел, баня улетела, какой уж тут порядок! На улице жуткий гул, словно нас бомбят. А он мне: «Ты жива? Дети живы? Это главное! Черт с ним, с бычком!»
- Меня гроза застала во дворе, — рассказывает Николай Кривуля. — В нашем легковом автомобиле были раскрыты окна, решил их закрыть, чтобы салон не залило водой. Сел в машину, но выйти из нее уже не смог. Такое началось! Градины размером с перепелиное яйцо забарабанили по крыше моего «Хюндая». Первая мысль: надо какое-то одеяло бросить сверху на легковушку, а то ураган превратит ее в дуршлаг. Но дверь открыть уже не смог, ветер не дал. Темнота опустилась на усадьбу мгновенно. Вокруг валились деревья, с гаража на моих глазах снесло шифер, град побил насмерть наших гусей. Слава Богу, стихия бушевала недолго, минут пятнадцать. Вот уже все закончилось, а я все сижу — не могу прийти в себя. Когда вышел из машины, смотрю: Толик, сосед, в моем огороде пилит какое-то дерево. Обратил внимание, что Толина хата совсем без крыши. Еще подумал: чего это он так спешит абрикос пилить? Вроде не самое срочное дело. Ты с хаты начинай! Когда подхожу, а на том дереве бычок сидит, запутался в ветках, испуганно смотрит на людей. Между нашими с Толей домами расстояние где-то метров сто. Как бычок перелетел их и приземлился, да еще так удачно? Если бы повис на цепи, которой был привязан к абрикосу, задушился бы в два счета или шею сломал. А то на кроне, как на парашюте, уселся. Просто повезло.
- Наша баба Галя назвала бычка Тузиком, — смеется Наташа. — Как в воду глядела: оказался живуч, словно собака. Не успела буря стихнуть, я с братом бегом его искать. Жалко все-таки. Ходим-ходим, а он вон где, у соседей в огороде. Едва распутали несчастного. У Тузика задница вся изодрана, в крови. Пока летел, в одно соседское дерево врезался, потом во второе, пополам их сломал. Бычку три месяца. Напугался — не приведи Господи! Сейчас чуть только кастрюлей загремишь, начинает истошно мычать — думает, гроза приближается, приходится его в сарай прятать. Такое, бедняга, пережил! Как только его не убило, до сих пор удивляюсь.
Пенсионер Виктор Иванович Качан за свои 72 года всякого повидал, но чтобы такое!
- На моих глазах чуть жену Надю не убило, — качает головой старик. — Уже дождик по крыше барабанит, а она все по двору ходит. Собачью миску хотела спрятать. Она ей нужна? За ту миску могла жизнью поплатиться. Стою на веранде, Надя входит и падает прямо на пороге — это ее ветер свалил. Еще и кричит мне: «Скорее закрывай дверь! Там такое!» А как закрыть? Ее ноги на улице остались, дверь не пускают. И в эту минуту что-то как бахнет! Не сразу и понял, что это ветром соседский гараж подняло, перенесло через дорогу и нам под веранду бросило. Балкой высадило оконную раму, на меня стекла посыпались. И сквозняк как пошел по хате! Ветром вырвало окна в других комнатах. Ну, думаю, если бы Надя еще на минуту замешкалась, и ее тот гараж похоронил бы под собой.
Когда буря стихла, Виктор Иванович вышел во двор и не узнал усадьбу: огромный орех упал на хату, остальные деревья стояли голые, будто скелеты: без листьев, с обломанными ветками.
- У соседа возле дома два трактора с прицепами стояли, — рассказывает пенсионер, — так их попереворачивало, как детские игрушки. Я подобное видел в 1963 году. Тогда, правда, разыгралась пыльная буря. Вот с этой моей хаты крышу в тот год снесло, как ножом обрезало. И сейчас — снова.
- А что ураган в огороде натворил! — огорченно машет рукой жена пенсионера Надежда. — Только лук да картошка остались, будто и не сеяли ничего больше. Но что плакать о помидорах, когда людям жить негде?!
Между тем районная служба занятости на помощь Качанам прислала целый десант безработных: когда мы подъехали к дому ветерана, тут уже кипела работа — стучали молотки, визжали пилы.
- Главное, живы остались, — улыбается хозяин. — Руки есть, все восстановим.
«У моего парня от града по всему телу пошли пузыри, как от ожогов»
- Дочь с зятем возвращались домой на мотоцикле, — рассказывает председатель местного сельсовета Леонид Гезь. — Так их перевернуло порывом ветра, мотоцикл упал на дочку, поранил ей ногу. Едва успели укрыться.
- А я в магазин пошла, купила что надо и потихоньку обратно двинулась, — вспоминает 50-летняя Татьяна. — До хаты недотянула метров десять, когда такое закрутило! С ног сбивает. Пришлось возле своего забора на корточки сесть, за штакетину держусь и молюсь, а меня сечет градом. Вот посмотрите: уже неделя прошла, а я до сих пор вся в синяках. Прикрыться было нечем, терплю, а тут что-то как загремит! Смотрю: торец моего дома обрушился. Когда град прекратился, зашла во двор: деревья с корнями выворочены, цветника нет, огорода нет, в хате потоп — крышу сорвало. Настроение — хоть вешайся. У людей и так ни работы, ни денег из-за этого кризиса, а тут еще буря. Я с того страшного дня во рту маковой росинки не держала — не могу ни спать, ни есть. Похудела на 15 килограммов, юбка с меня падает, веревкой подвязала.
- Мой парень в тот вечер скотину пас, — говорит восьмиклассница местной школы Леночка. — Прибежал домой побитый градом, весь в крови. На следующий день по всему телу у него пошли пузыри, как от ожогов. По ним можно без труда подсчитать, сколько градин в человека попало. Град был не круглый, а какой-то острый и колючий. «Добра» этого столько насыпало, что даже за ночь не растаяло.
- Чистая правда, — подтверждает председатель сельсовета. — К нам на следующий день приехал глава Херсонской областной госадминистрации Борис Силенков, так мы ему еще тот град смогли показать. Оказалось, ураган пронесся по всей области, а эпицентром ненастья стал наш район, но больше всего досталось Малой Александровке. В тридцати домах из-за деформации газовых труб пришлось отключить газ. Молния попала в сельскую водонапорную башню, сгорел мотор, село до сих пор без воды. Три десятка электроопор снесло и поломало, как спички. Вышел я в тот вечер на улицу, а улицы нет — все завалено шифером, деревьями, которые перепутались с электрическими проводами. Вы, пожалуйста, напишите, что я очень благодарен нашим людям: несмотря на личные потери, они дружно вышли на расчистку главной сельской магистрали, которая является дорогой областного значения. Трудились до половины ночи, пока все не разгребли.
- Спасатели были тотчас подняты по тревоге, — рассказывает Валентин Жарков, начальник Великоалександровской районной службы МЧС. — В тот же вечер принялись за работу бригады ремонтников из районных электросетей, газовой службы, дорожного управления. Наутро нам прислали подмогу соседние районы. До сих пор село напоминает гигантскую стройплощадку: перекрываются крыши, отстраиваются хаты, заборы. Больше всего пострадали школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, магазин, но за неделю все эти объекты удалось привести в порядок.
- Люди не стали ждать, пока о них кто-то позаботится, — утверждает женщина, которая представилась «ФАКТАМ» просто — Григорьевной. — Утром уже ни в райцентре, ни в магазинах соседних населенных пунктов в продаже не было ни гвоздей, ни кирпича, ни даже шифера. Все размели!
А вот насчет возмещения убытков семьям, пострадавшим от ненастья, с людьми говорить трудно. Сельский голова даже отказался со мной ехать к хозяевам усадеб, которые разрушены сильнее других.
- Понимаете, — объясняет Леонид Дмитриевич, — я односельчанам говорил: вы ремонтируйте, стройте, государство вернет вам деньги. Но все оказалось не так просто. Чтобы получить компенсацию, необходимо предоставить страховку на дом, сарай, корову, трактор или что-либо другое, чему нанесен ущерб. А страховок-то как раз и нет. Да что страховки, у большинства сельчан даже документы на дома отсутствуют! Построить построили, а законным образом в эксплуатацию не ввели. Это же село: вселился и живу, разве кто о плохом думал? И теперь мне, честно скажу, стыдно смотреть людям в глаза. Не получат они никаких компенсаций. Одна политическая партия, правда, несколько сотен шиферин привезла, разделила между малоимущими — кому три досталось, кому десять. Народ и за это благодарен. А официально фонд помощи пострадавшим от урагана мы даже и не открывали. Время сейчас очень трудное, денег лишних нет ни у кого, не верим, что на такой счет что- нибудь поступит. Из областного бюджета, правда, пришли средства, на них-то и отремонтированы школа, детсад, фельдшерский пункт.
Люди потихоньку приходят в себя, начинают даже шутить. Больше всего, смеются, досталось 60-летнему сельчанину, который перед дождем решил, что успеет сбегать в туалет, стоящий в конце огорода. Вместе с деревянным домиком он уже через минуту летал над огородом, как настоящий летчик. Давать интервью мужчина наотрез отказался. Хватит и того, говорит, что теперь по улице в селе пройти не может. Каждый останавливает, чтобы узнать подробности приключения.
332Читайте нас у Facebook