Пострадавший от взрыва в Буче: "Если бы не мобильный телефон в куртке, осколок попал бы прямо в сердце"
В четверг суд арестовал злоумышленника, взорвавшего боевую гранату на автостоянке в Буче Киевской области. ЧП случилось в прошлое воскресенье. От осколков пострадали восемь человек. Четверо из них — дети. В момент взрыва мальчик и три девочки (как позже выяснилось, это были участники детского танцевального коллектива) просто проходили мимо. Все они получили многочисленные осколочные ранения.
Объяснить причину своего поступка злоумышленник не смог. Известно только, что произошла бытовая ссора и что мужчина был пьян. Дома у него нашли еще три гранаты.
Пострадавшим девочкам еще предстоят операции. А 16-летний Андрюша и вовсе чуть не погиб — осколок гранаты мог попасть ему в сердце. Парень остался жив благодаря… мобильному телефону (на фото).
— Телефон лежал в левом нагрудном кармане куртки, как раз рядом с сердцем, — рассказывает Андрей Зайченко, красивый светловолосый подросток.
С пареньком мы встретились в Киевской областной больнице. Он единственный из пострадавших, кого пришлось везти в столицу, — врачи из Бучи сказали, что проводить хирургическое вмешательство самостоятельно не рискнут. У Андрея забинтованы правая нога и щека.
— Вот этот телефон, — продолжает подросток. — Видите, разбит экран? В это место попал осколок. Рассек мою синтепоновую куртку и, если бы не телефон, попал бы мне прямо в сердце. Самое удивительное, что аппарат, несмотря ни на что, работает. Целыми днями разговариваю по нему с девочками, которые тоже пострадали. Они лежат в Ирпенской больнице.
— Андрюша сообщил, что, даже когда у него появится новый телефон, этот он ни за что не выбросит, — говорит бабушка подростка Галина Ивановна. — Будет хранить как память. Врачи сказали: «Теперь у внука есть второй день рождения». Только второй день рождения день в день совпадает с первым. Дело в том, что несчастье случилось в день его 16-летия. У Андрюши была очень насыщенная программа: с утра он вместе с детьми из танцевального коллектива дал концерт для участников АТО. Тогда же ребята его поздравили. «Надеюсь, этот день рождения запомнится, — сказала мне по телефону руководитель танцевальной студии. — Мы подарили ему стенгазету и именную чашку. Хотелось устроить Андрюше настоящий праздник». После этого внук с тремя девочками и двумя мальчиками (все они из танцевальной студии) забежал домой. Ребята оставили у нас костюмы, а сами отправились в пиццерию.
— Поэтому мы и оказались возле той парковки, — объясняет Андрей. — Правда, до пиццерии так и не дошли. Двигаясь мимо одного из супермаркетов, заметили, как там кричал какой-то дядька, с кем-то ссорился. Жаль, что было уже темно, поэтому не увидели, как он бросил гранату. Мы просто шли, и вдруг — яркая вспышка! И взрыв. Меня оглушило. Первые несколько секунду вообще не понимал, что случилось. Девочки закричали. А я сначала решил, что рядом взорвалась петарда. Потом дотронулся до лица, а оно — в крови. Тогда понял, что, наверное, это была граната, и решил, что сейчас взорвется еще одна. «Бежим!» — закричал девочкам, и мы помчались. Не важно куда, главное — подальше от места взрыва. Добежали до ступенек. Тут я заметил, что у Маши сильно ранена нога — она теряла много крови. Я обмотал ей ногу своим шарфом, а сам достал из кармана телефон, чтобы вызвать «скорую». Тогда и увидел, что из разбитого экрана телефона торчит осколок. Мне стало плохо, закружилась голова. Друг купил мне воды…
*Граната, брошенная пьяным злоумышленником, взорвалась рядом с этой машиной
— Двое мальчиков, которые отправились вместе с Андрюшей и девочками в пиццерию, не пострадали, — объясняет Галина Ивановна. — А внуку досталось больше всех — он шел впереди и оказался ближе к месту взрыва. Ребятам еще повезло, что на парковке были машины, которые приняли на себя основной удар. У Андрюши врачи насчитали восемь осколочных ранений. В основном пострадали лицо и ноги. Особенно правая нога — пришлось срочно делать операцию на колене.
— А тогда, сразу после взрыва, я вообще не чувствовал боли, — говорит Андрей. — Первыми мне оказали помощь сотрудники полиции. Потом нас забрали на «скорой». Помню, в больнице попросил врачей, чтобы в первую очередь помогли девочкам. А у меня, думал, ничего серьезного.
— Он и мне так сказал, — вспоминает Галина Ивановна. — Об этом несчастье я узнала от мамы одной из пострадавших девочек. Она позвонила и спросила: «Вы слышали о взрыве? Это правда, что там наши дети?» Я начала звонить Андрюше, но он не отвечал. Побежала на ту злополучную стоянку. А там очень много людей, стоят сотрудники полиции и прокуратуры. Детям как раз оказывали помощь. Увидев их, я ужаснулась: все в крови! Андрюша, которому обрабатывали глубокую рану на щеке, повторял: «Бабушка, все хорошо. Ты только не плачь».
Внук старался успокоить и меня, и девочек. В этом весь Андрей. Он у нас никогда не падает духом. Так и здесь: ему обрабатывают раны, а он пытается шутить. Так сказать, разрядить обстановку.
— Но это действительно важно, — пожимает плечами подросток. — Девочкам мои шутки помогли — они потом даже улыбались. А я говорил им: «Вы не расслабляйтесь, завтра идем в пиццерию. Мы же мое 16-летие так и не отпраздновали!» Сделать это на следующий день у нас, конечно, не получилось. Но ничего, праздник впереди.
— Своим примером внук учит меня не отчаиваться, — говорит Галина Ивановна. — Андрюше всего шестнадцать, а он, к сожалению, уже много чего пережил. Внук — круглый сирота. Когда ему было десять месяцев, от тяжелой болезни умерла его мама. А папа тогда от ребенка отказался. Вскоре он тоже умер. С тех пор мы вдвоем: я у него одна, он у меня тоже. Только благодаря внуку я не опустила руки. Живу ради него.
Танцами Андрей занимается с младенчества. Еще в детском садике выступал на конкурсах. Потом я записала его в школу искусств в Буче. А когда внук стал старше, сам захотел попасть в известный в городе танцевальный коллектив «Фантазия». Его взяли. С тех пор целыми днями пропадал на репетициях. Его охотно брали на конкурсы. «Как же хорошо, когда есть любимое дело! — говорил Андрюша. — Вырасту — стану танцором. Люди, которым нравится их работа, счастливые».
Одновременно внук увлекся футболом. Несколько лет назад у него случился разрыв мениска. Пришлось делать три операции. Андрей все это мужественно выдержал, потом долгий период реабилитации. Потихоньку начал ходить, занимался лечебной физкультурой. Его результаты тогда удивили даже врачей. «Мне нельзя долго лежать! — объяснял внук. — Меня ждут на репетициях». И он восстановился. Смог вернуться к танцам. Опять участвовал в конкурсах, ездил на соревнования. Этим летом они с коллективом побывали в Венгрии… Осколок гранаты, к несчастью, попал ему именно в то колено, которое уже трижды оперировали.
А теперь опять операции, адская боль и реабилитация, которая займет немало времени. И ведь Андрюша совсем в этом не виноват! Он просто проходил мимо той злополучной стоянки. Конечно, внук сильно переживает, но ни за что этого не покажет. После операции, когда моего мальчика везли на повторный рентген, я заметила в его глазах слезы… Но это было один раз. Посмотрите на него — улыбается, шутит, строит планы. И никогда не жалуется. У Андрюши есть мечта — танцевать. А моя мечта — трижды станцевать с ним вальс: на выпускных в школе и университете, а потом на свадьбе. В школе после девятого класса мы уже танцевали.
— Бабушка, у нас с тобой еще много поводов будет, вот увидишь, — говорит Андрей. — Знаете, я уже скучаю по репетициям. Самое сложное позади — мне уже сшили связки. Большое спасибо за это врачам. Теперь нужно восстанавливаться. Я примерно знаю, что нужно делать. А сейчас больше всего хочу домой. В больнице надоело.
— К сожалению, придется еще здесь полежать, — говорит волонтер из Бучи Лариса Безуглова, помогающая пареньку и пострадавшим девочкам. — Андрюше все операции уже сделали. А вот девочкам, которые сейчас в Ирпене, хирургические вмешательства еще потребуются. У них тоже множественные осколочные ранения ног.
*"Один из осколков повредил Андрею колено на правой ноге, которое ранее уже трижды оперировали", — говорит волонтер Лариса Безуглова (фото автора)
Случай Андрея и вовсе уникальный. Осколок мог попасть в сердце, но угодил в мобильный телефон. Второй осколок порезал щеку и только каким-то чудом не задел глаз. И все это произошло в день его 16-летия. У этого ребенка действительно сильный ангел-хранитель.
Сейчас наш благотворительный фонд «Волонтерская помощь», созданный для поддержки бойцов АТО, собирает деньги для этих детей. Им еще предстоит длительное лечение и реабилитация. У родителей девочек нет на это средств, Андрюша и вовсе сирота. Спасибо всем, кто отозвался. Помогают друзья, знакомые и простые люди, которые узнали об этой беде.
Несколько дней назад ко мне в метро подошла приятельница. Услышав, как я говорю по телефону о пострадавших детях, без лишних слов дала 50 гривен. Еще помогают бойцы, которых в свое время тоже поддержал наш фонд. Недавно к Андрюше в больницу приезжал наш друг. Привез деньги, собранные украинцами в Норвегии специально для мальчика. Кстати, одной из первых о детях стала заботиться руководитель их танцевального коллектива Анна Муляр. Ребята называют ее своей второй мамой. Хочется сказать всем большое спасибо. Эти люди помогают Андрею и девочкам как можно скорее встать на ноги.
— Я очень жду того момента, когда снова выйду на сцену, — улыбается Андрей. — А еще, как только смогу ходить, сфотографируюсь на паспорт. На снимке будет виден шрам, но это не страшно. Вообще, долго лежать нельзя — у меня очень много планов. Танцы, футбол, учеба… Я говорил вам, что хочу стать известным танцором?
4718
P. S. Для тех, кто хочет помочь осуществить мечту Андрея, сообщаем реквизиты: номер карты «ПриватБанка»: 5 168 757 300 110 295 (Зайченко Андрей Константинович)
Читайте нас у Facebook